Лилия Сидельникова
Исследовательская работа по литературному краеведению «Церковь и общество: история и культура»
▼ Скачать + Заказать документы
Ты можешь стать умнее тремя путями:
путём опыта – это самый горький путь;
путём подражания – это самый лёгкий путь;
путём размышления – это самый благородный путь.
Древняя китайская пословица
Что бы подготовить материал для конференции, я провела большую исследовательскую работу.
Много думала и размышляла прежде, чем выбрала тему: «Церковь и общество : история и культура».
Публикация «Исследовательская работа по литературному краеведению „Церковь и общество: история и культура“» размещена в разделах
В нашей школе я давно уже провожу уроки по краеведению и по православной культуре, мне, как верующему человеку это было всегда интересно и вот теперь, когда моё духовное мировоззрение на более высокую ступень, после знакомства с интересными статьями, я на многое посмотрела по-другому, и ещё более о многом узнала.
Целью моей работы является исследование того, как развивалась культура в нашем государстве, откуда пришло христианство, о роли церкви в формировании российского общества.
Культура народа является частью его истории. Ее становление, развитие тесно связано с развитием хозяйства страны, формированием ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие и на человеческие отношения.
В общей культуре Руси отразились традиции полян, северян, новгородских славян, других восточно-славянских племен, а так же влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась опытом: торговала, воевала, мирилась - с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими славянскими народами.
В пору своего становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Именно оттуда на Русь пришло Христианство, традиции летописания и каменного зодчества.
Первое проникновение христианства на Русь по преданию было от святого Апостола Первозванного. Поднявшись на киевские горы, он поставил там деревянный крест, и предсказал, что в этой стране будет сиять истинная вера христианства. Святой Апостол Андрей пришел в будущую землю Русскую от юга до севера: от киевских гор до Новгорода и даже был на острове Валааме.
Первыми из русских князей, по преданию в 867г. крестились киевские князья Аскольд и Дир, убитые князем Олегом, но христианство не проникало еще глубоко в древнерусское общество.
Известно, что первой христианкой из русских князей была княгиня Ольга, причисленная позднее к лику святых.
Из «Повести временных лет», которую называют «Выбор веры», стало известно, что крещение Руси состоялось при святом равноапостольном князе Владимире.
По летописи, известно, что в 986 г. явились к Владимиру миссионеры - болгары и предложили принять их закон, но князь Владимир созвал своих бояр и старцев из горожан киевских и рассказал им, что приходили к нему болгары, и советовали принять их закон, пришли немцы из Рима - те хвалили свой закон; еще приходили иудеи, потом приходили греки, хвалили только свой закон. Много рассказывали о жизни всего мира с самого его начала. Они говорили, что кто в их веру вступит, тот по смерти восстанет и уже никогда не умрет… И тогда попросил князь совета у бояр. Ему посоветовали: «если хочешь испытать все веры, то пошли мужей, и узнаешь службу каждого народа, как он молится богу». Полюбилась эта речь князю и всем людям. Выбрали из киевлян десять человек. Когда выборные вернулись в Киев, Владимир вновь созвал бояр и старцев и сказал им: «Вот воротились посланные нами мужи, послушаем, что они видели». Выборные рассказали: «Ходили мы к болгарам, смотрели, смотрели как они поклоняются в своем храме, то есть в мечети: и нет у них веселья, но печаль и смрад великий; нет добра в их законе… Пришли к немцам; видели – многие службы бывают в их храмах, а красоты никакой не видели… А вот пришли к грекам туда, где служат своему Богу. Не знаем, на небе ль мы были, на земле ли! Не умеем сказать, есть где на земле такой вид или такая красота! Только знаем, что там, в греческих храмах, Бог пребывает с людьми; и служба у греков лучше, чем во всех других землях. Мы не можем забыть ту красоту… так и мы не можем больше оставаться в своей вере…». И бояре сказали Владимиру: «Если бы дурен был греческий закон, то бабушка твоя Ольга не приняла бы его. А она была мудрее всякого человека…». Владимир спросил у бояр: «Где принять нам крещение?». Те отвечали: «Где тебе любо». Прошел год Владимир выступил с войском на Корсунь. Много там событий произошло, но когда Владимир разболелся глазами, ничего не мог видеть; тогда царевна Анна велела сказать ему: «Если хочешь исцелиться от болезни, то крестись поскорее; если же не окрестишься, то и не вылечишься». Владимир сказал на это: «Если в самом деле так случится, то по истине велик будет бог христианский» - и объявил, что готов к крещению. Епископ корсуньский с царевниными священниками, крестили Владимира, в церкви Св. Василия. И когда возложили на него руки, то он вдруг прозрел; удивился внезапному исцелению, и сказал: «Теперь только я узнал истинного бога!» Увидев это, и из дружины его многие крестились. По возвращению в Киев Владимир крестил сыновей и всех близких людей.
После того, как были свергнуты идолы, стали крестить киевлян. Вслед за Киевом был крещен Новгород и другие города Российские.
Русская православная церковь в 1988 году отметила 1000-летие Крещения на Руси.
Крестившийся русский мир скрепляли, обеспечивали духовную цельность - Вера, Христос, Евангелие.
Представим мысленно церкви, купола, увенчанные крестами. Вокруг церквей располагались различные постройки – это была окрестность, то есть то, что расположено около, вокруг креста. Церковь, как Христов корабль, была в центре жизни. Все главные события в жизни человека были связаны с церковью : человек крестился, становился прихожанином церкви, исповедовался, причащался, венчался, здесь его отпевали, провожая в вечную жизнь. Храм, молитва, церковные таинства стали основой жизни. Все мирские, земные дела были пронизаны чаянием спасения души. Наши предки спасались не только через храмовое, но и домашнее благочестие. И в домашнем укладе все было оцерковлено, освящено молитвой.
На Русь, в 10 веке принявшей христианство, вера пришла вместе с недавно возникшим церковнославянским языком, родственным древнерусскому. Этот язык был создан святыми братьями Кириллом и Мефодием специально посланными для перевода Евангелия и богослужебных книг. Церковнославянский язык обогатил древнерусский язык такими словами, как истина, разум, пространство, вечность, вселенная, милосердие, благодать и другими. Литературный язык совершенствовался и приобрел славу одного из наиболее развитых языков средневековья.
Одним из ярких достижений новой культуры была книга. Она была окружена на Руси особым почитанием: книга говорила о деятельной любви к родине, к ближнему, воспитывала чувство ответственности каждого за всех. Описывая окружающий мир, древнерусские авторы не уставали удивляться красоте и мудрости мироустройства, данного Богом природного мира.
Культура нашего народа проникнута светлым чувством оптимизма, она
жизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная любовь к родной земле, красота трудового и ратного подвига, высокое нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой. Пришедшее на Русь христианство веками существовало рядом с православием и стало православным христианством.
Православная культура – рассказ об огромном мире православия. Это разговор не о Боге, это разговор о человеке. Рассказ об опыте прочтения Библии разными поколениями, и о том, как эта книга меняла их жизнь. Рассказ о таком человеке, который верит в Бога. Знание психологии таких людей помогает нам понять ту культуру, которую они создали, и в которой мы живем до сих пор.
Традиции православной духовности на протяжении тысячелетней истории её существования на русской земле сохраняют и поныне своё воздействие.
В средние века люди были очень религиозными. В Бога верили все без исключения. Жизнь была тяжёлой, и человек не знал, что его ждёт. Защиту он мог просить только у Бога через церковь. Изначально христианская религия была единой для жителей Европы и для народов Киевской Руси, Византии, Болгарии. После конфликта между Римским Папой и Константинопольским патриархом, в 1054 году произошёл раскол прежде единой церкви на католическую и православную.
Роль церкви в средние века была огромна. Она являлась носителем культуры, сохранила бесценные труды античности, дала толчок развитию архитектуры, пыталась привить обществу христианские правила.
В XIV столетии, которое непросто складывалось в истории русского государства, появилась фигура Сергия Радонежского - игумена Троицкого монастыря, ставшего духовным предводителем русской нации.
Следующий представитель православной интеллигенции прошлого - это монах, иконописец Андрей Рублев. Его творчество приходится на "эпоху возрождения интереса к собственной истории, к культуре времени независимости Руси, предшествовавшей монголо-татарскому нашествию. Эпоха Рублева была временем расцвета литературы, эпоса, политического самосознания".
В XIX веке интеллигенция склонна была уже отмежеваться от Церкви, но
в начале XX века диалог между церковью и обществом развивался достаточно плодотворно, но был прерван революцией.
В эпоху перестройки, диалог должен был бы возродиться, но и сейчас, при всей его необходимости, диалог между церковью и обществом до конца еще не состоялся.
И вот в начале нового века интеллигенция потихоньку возвращается в Церковь.
Как и раньше, сегодня церковь выступает в роли обличителя негативных явлений.
В настоящее время в России возрождается духовность, возвращаются утраченные ценности, среди современников немало священников - интеллигентов, которые занимаются активной подвижнической деятельностью.
Восстанавливаются храмы, создаются монастыри, ведется издательская деятельность и работа с молодежью.
В качестве яркого примера хочу рассказать о возрождении храмов на моей малой родине – в селе Троицкое.
История нашего села богата, но самое большое богатство – храмы, их в нашем селе было 4.
В 1848 году в Старожильской части была построена деревянная Троицкая церковь,
в 1864 – в Московской части - Николаевская каменная церковь,
в 1866 –в заречной части села - деревянная Покровская церковь.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в 1866 году, в Зареченской части села, был небольшой, но очень красивый, сооружён зодчими без единого гвоздя.
В 1982 году он сгорел и на его месте жители села решили построить новую, только каменную церковь. Собирали на её строительство деньги, закупая строительные материалы на имя частных лиц. В итоге храм возродился и приобрёл новый облик, который радует жителей села и по сей день.
В 1848 году в Старожильской части села Троицкое была построены деревянная Троицкая церковь, она сгорела, и в 1901 году на пожертвования селян начали строить кирпичный большой храм. Эта копия храма из монастыря Киево – Печерского ансамбля.
В 1914 году стройка была завершена, но действовал храм недолго. С приходом новой власти в 1937 году сначала храм закрыли, священника забрали, потом всё, что было в Храме - растащили, пытались взорвать – не получилось – надругались, сделав из храма склад для ядохимикатов.
И вот теперь желанием и усилиями многих селян наш храм потихонечку восстанавливается, уже проводятся службы.
В 1864 г. - Николаевская каменная церковь была построена в Московской части села. Не осталась без внимания у новой советской власти и эта церковь. Её постигла та же участь, что и Троицкий храм.
Слава Господу,
возрождается и Никольский храм, в летнее время там тоже проводятся Богослужения.
На окраине села Троицкое с 1890 года действовал Успенский Лысогорский женский монастырь.
Из 8 женских монастырей Воронежской губернии 2 располагались в Новохопёрском уезде, это Казанский в Таволжановке и Успенский Лысогорский в Троицком. Троицкий Успенский Лысогорский монастырь стоял в Московской части села Троицкого на Лысой горе. Он образовался из женской иноческой общины. При нём был построен Успенский храм. По преданию этот храм во времена святителя Митрофана был собором в Воронеже и его освящал сам святитель. К местным святыням – особо чтимым иконам Спасителя и Боголюбской Божией матери – стекались паломники из ближних и дальних сёл.
В 1930 году монастырь на Лысой горе взорвали и разобрали на различные строения.
В настоящее время, где располагался монастырь – Лысая гора, является историческим памятником села Троицкого.
Людская память важна и вечна. Она не позволяет забыть историю своей малой родины и России. Память, как, ручей, перетекает из поколения в поколение, позволяя ценить и любить культуру своей Родины, свой родной край со всеми его событиями.
Православная вера в народе не только не утратила своих позиций, наоборот она укрепляет их с новой силой.
Тихо в церковь я войду.
За семью зажгу свечу.
Тихо Бога попрошу:
Береги их, я молю.
А за себя я не прошу, да и просить не смею.
Тебя, Господь, благодарю за все, что я имею.