Развивающая роль детского экспериментирования. Исследовательско-игровой проект «Малыши — исследователи»

Светлана Бабурова
Развивающая роль детского экспериментирования. Исследовательско-игровой проект «Малыши — исследователи»

Исследовательско – игровой проект «Малыши – исследователи».

Автор проекта: Бабурова Светлана Викторовна, воспитатель первой младшей группы МБДОУ №6 «Улыбка».

Тип проекта: исследовательско – игровой.

Сроки реализации проекта: январь – март 2014 года.

Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Актуальность.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эксперимент обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т. е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.

Цель проекта:

Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

1. Продолжать воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

2. Развивать любознательность, понимание простейших причинно – следственных, отношений в системе «действие – результат».

3. Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.

4. Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.

5. Практически ознакомить детей с некоторыми явлениями неживой природы.

6. Формировать представления о некоторых свойствах веществ и предметов.

Предполагаемый результат:

К концу проектной деятельности дети должны знать,что: вода – источник жизни на Земле. Вода – жидкость, она льется и капает, может менять цвет и вкус, прозрачная, без запаха, бывает теплой, холодной и горячей. Песок сыпучий, сырой, сухой, лепится,когда влажный. Камень – твердый, тяжелый, большой и маленький, из него можно построить различные сооружения. Сформировать умения наблюдать, проговаривать, называть, сравнивать, делать простейшие выводы.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный этап:

- подбор и анализ научно – популярной и художественной литературы по данной теме;

- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

- разработка игр, экспериментов.

2.Основной этап:

- проведение цикла занятий;

- взаимодействие с родителями (домашние задание и задания для самостоятельного выполнения);

3.Заключительный этап:

- сбор и накопление материала;

- оформление фотовыставки, выставки рисунков;

- создание альбома.

Пути реализации проекта:

Первый месяц:

1 неделя. Песок. Свойства песка.

Цель : познакомить детей со свойствами песка.

2 неделя. Наблюдение за природными материалами.

Цель: сравнить свойства сухого и мокрого песка.

3 неделя. «Песочные человечки» (рисуем пальчиком на песке)

Цель: закрепить свойства песка, развивать моторику, координацию движений; показать детям, что можно не только лепить из песка, но и рисовать на песке.

4 неделя. Игра «Испечем пирожки для куклы Кати».

Цель:закрепить знание свойства песка:сухой песок пропускаем через трубочки: сыплется, шуршит; из мокрого песка можно испечь пирожки для куклы Кати

Развивающая роль детского экспериментирования. Исследовательско-игровой проект «Малыши — исследователи»

Второй месяц:

1 неделя. Камни.

Цель: познакомить с камнями, различными по форме и текстуре.

2 неделя. Постройка из камней дорожки к домику собачки.

Цель:познакомить со свойствами камней: твердые, тяжелые, ими можно украсить постройку, построить дорожку к дому собачки.

3 неделя. Аквариум – дом для рыбок.

Цель:познакомить с устройством аквариума: дно засыпают песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, темные, большие и маленькие.

4 неделя. «Водичка, водичка».

Цель:познакомить со свойствами воды: прозрачная, теплая, холодная, течет, журчит, капельки капают; обсудить вопрос о том,кому нужна вода: детям, рыбкам, птичкам; закрепить представление о роли воды в природе; объяснить малышам, что воду загрязнять нельзя, потому что в грязной воде все живое погибнет.

Третий месяц:

1 неделя. Игра – опыт с водой «Разная водичка».

Цель: показать, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной.

2 неделя.Игры с водой: «Как предметы умеют плавать?»

Цель: познакомить детей со свойствами различных материалов;закрепить знания свойств воды: легкие игрушки в воде плавают, а тяжелые – тонут.

3 неделя. Игра – опыт «Как цветочек пьет водичку».

Цель: дать представление о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темной; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.

4 неделя. Игра – опыт «Посадка лука».

Цель: познакомить со свойствами лука; научить сажать лук в воду.

Вывод: На протяжении исследовательско – познавательной деятельности у детей был интерес к процессу исследования, и окружающему миру в целом. Ребята проявили любознательность. Они научились понимать простейшие причинно – следственные отношения в системе «действие – результат». Детям хотелось узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать. экспериментировать. Положительное эмоциональное состояние детей помогало в проведении игр – опытов. Практически удалось ознакомить детей с некоторыми свойствами воды, песка, камня, явлениями неживой природы.

Литература:

Савенков. А. И. «Маленький исследователь». Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002г.

Ю. А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром» ТЦ Сфера.

Николаева. С. М «Место игры в экологическом воспитании дошкольников».

Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет, Волгоград 2013г.

Публикации по теме:

Памятка по составлению проектной папки. Содержание проектной папки: 1. Паспорт проекта. Автор___ (Ф. И. О. ,должность,№ГБДОУ.)_ Тема проекта___(название,.

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Космос
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Развивающая роль детского экспериментирования. Исследовательско-игровой проект «Малыши — исследователи»
Опубликовано: 22 апреля 2014 в 13:43
+71Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 73.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 июня. День самомассажа на МААМ

Что такое самомассаж? Это совокупность поглаживаний, растираний, разминаний, которые человек выполняет сам. Любой самомассаж не способен принести никакого вреда, а только пользу для здоровья. Взрослый...

16 июня. День круговорота воды на МААМ

Очередной тематический день посвящен сложным процессам влагооборота на нашей планете. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о круговороте воды в природе и заняться...


Горячие темочки