Оксана Гасилова
Исследовательско-творческий проект с детьми подготовительной к школе группы на тему «Зарождение жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Эволюция».
Название проекта : «Зарождение жизни».
Цели проекта : расширять представления детей о гипотезах появления и развития жизни на Земле.
Задачи проекта :
1. Способствовать расширению представлений детей о внешнем строении земного шара, о причинах появления рельефа Земли, о появлении жизни на планете, о видовом разнообразии вымерших форм растений и животных, о науке палеонтология.
Публикация «Исследовательско-творческий проект с детьми подготовительной к школе группы на тему „Зарождение жизни“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
2. Способствовать развитию у детей умения устанавливать причинно-следственные связи, высказывать собственные суждения, предположения, доказывать свои мысли, делать соответствующие выводы.
3. Способствовать развитию у детей умения работать с оборудованием различного характера.
4. Способствовать воспитанию интереса к поиску новой информации.
Вид проекта :
- по доминирующему методу: исследовательский;
- по характеру содержания: включает ребенка и природу;
- по характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата;
- по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы;
- по по количеству участников: фронтальный;
- по продолжительности: долгосрочный.
Образовательные области: «Познание», «Чтение», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Участники проекта : дети 6-7 лет, воспитатель, родители.
Актуальность темы: дети 6-7 лет уже способны анализировать эффективность источников информации. Видя разнообразие форм живой и неживой природы, у детей возникли вопросы нового уровня: «Откуда появились моря и океаны, горы и равнины?», «Кто появился первым на Земле?», «Почему вымерли динозавры?», «Какие растения и животные обитали на нашей планете, когда еще не было людей?» и др. Ответы на такие сложные вопросы было предложено найти путем сбора и анализа информации в научной литературе, путем проведения экспериментов.
Ожидаемые результаты:
Дети: расширение представлений о появлении жизни на Земле, о разнообразии вымерших форм животных и растений; развитие мыслительных операций; проявление самостоятельности, инициативы в поиске нужной информации и в проведении экспериментов.
Родители: развитие интереса к образовательному процессу, желания участвовать в нем.
Педагог: удовлетворение от проделанной работы и результатов проекта.
Сроки реализации проекта : проект проводится в течение трех месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Этапы проведения проекта :
1. Мотивационный этап: первая - вторая неделя сентября.
2. Проблемно-деятельностный этап: третья неделя сентября - третья неделя ноября.
3. Творческий этап: четвертая неделя ноября.
Схема реализации проекта
Этап проекта Содержание и формы работы
1. Мотивационный этап (первая-вторая неделя сентября).
1. Проблемная ситуация: Как появилась жизнь на Земле, Какие животные и растения обитали на планете миллиарды лет назад, Почему они вымерли?
2. Обсуждение вариантов оформления продукта проекта, определение форм работы, источников получения информации.
3. Сбор необходимого материала для исследований : рельефных структур, «Наборов археологов», игрушек динозавров и др.
2. Проблемно-деятельностный этап (третья неделя сентября-третья неделя ноября). Раздел 1. «Рисунок» Земли.
1. Бесебы о современном внешнем строении земного шара.
2. Чтение энциклопедий ( тема: «Какой была планета Земля миллиарды лет назад», рассматривание иллюстраций.
3. Дидактическая игра «Найди и назови материки».
4. Занимательные опыты: «Вулкан в песочнице», «Как появились моря и океаны?», «Как появились острова и материки?», «Образование рек и озер», «Образование различных ландшафтов».
5. Рисование на темы: «Планета Земля», «Извержение вулкана».
6. Настольно-печатные игры: «Обитатели континентов», «Школа юных волшебников. География».
Раздел 2. Простейшие микроорганизмы.
1. Беседа «Кто такие микроорганизмы?»
2. Чтение энциклопедий, рассматривание иллюстраций.
3. Занимательные опыты с плесенью: «Живые комочки», «Растущие малютки», «Заплесневелый хлеб», «Разноцветная плесень».
4. Проблемная ситуация: «Как приспосабливались простейшие организмы к условиям жизни?».
5. Занимательные опыты: «Присоски», «Чем нюхает червяк?».
6. Рисование на тему «Простейшие организмы».
Раздел 3. Палеонтологические исследования.
1. Чтение энциклопедий на тему «Вымершие растения и животные».
2. Беседа о динозаврах.
3. Занимательные опыты: «Почему исчезли панцирные рыбы?», «Почему первые птицы не летали?», «Почему динозавры были такими большими?», «Окаменелый след».
4. Лепка «Динозаврик».
5. Оформление макетов: «Эпоха динозавров», «Палеонтологический музей», «Наши отпечатки», «Археологические находки».
6. Оформление родителями совместно с детьми сообщений на тему «Динозавры».
3. Творческий этап (четвертая неделя ноября). 1. Презентация научных материалов.
2. Экскурсия в палеонтологический музей для детей старших групп.
3. Выставка детских работ.
Ход работы:
В начале проекта дети знакомятся с особенностями внешнего строения земного шара. Используя модель Земли-глобус, с детьми проводится беседа о современном «рисунке» на нашей планете (Земля разноцветная, на ее поверхности есть океаны, моря, реки, озера, горы и равнины). Дети знакомятся с понятием «материк», выделяют на глобусе шесть материков (Антарктида, Австралия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Евразия) и четыре океана, которые омывают их берега (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый).
Для закрепления географических представлений с детьми проводятся игры : дидактическая игра «Найди и назови материки», настольно-печатные «Обитатели континентов», «Школа юных волшебников. География», а так же детям предлагается в свободное время нарисовать нашу планету ( материал по выбору детей: краски, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры).
После изучения современного внешнего строения земного шара воспитатель рассказывает, каковы были представления древних людей о планете, как она выглядела миллиарды лет назад (Земля была раскаленным огненным шаром, поверхность которого была покрыта извергающимися вулканами и бесплодными пустынями). Демонстрационный опыт «Вулкан в песочнице» помогает детям представить процесс его извержения.
Опыт 1. «Вулкан в песочнице»
Цель: выяснить, как происходит извержение вулкана.
Оборудование: песок в песочнице, пустая баночка от фотопленки, пищевая сода, пищевой краситель, уксус.
Ход работы: дети строят в песочнице вулкан из песка, вырывают ямку на вершине вулкана, чтобы в нее поместилась баночка от фотопленки. Затем воспитатель добавляет в баночку столовую ложку пищевой соды и пищевой краситель, затем - уксус. Дети наблюдают за происходящим.
Свои впечатления от увиденного дети выражают в рисунке «Извержение вулкана». Затем, проведя несколько экспериментов, они знакомятся с процессом образования различных ландшафтов, морей и океанов, островов и материков.
Опыт 2. «Как появились моря и океаны?»
Цель: объяснить происходящие в природе изменения, пользуясь полученными ранее знаниями о конденсации.
Оборудование: емкость с горячей водой, накрытая крышкой, замороженная в холодильнике вода.
Ход работы: дети рассказывают, что планета Земля когда-то была раскаленным телом, вокруг нее - холодный космос. Обсуждают, что с ней должно происходить при остывании, сравнивая с процессом остывания горячего предмета (когда предмет остывает, теплый воздух от остывающего предмета поднимается вверх и, попадая на холодную поверхность, превращается в жидкость — конденсируется). Дети наблюдают за остыванием и конденсацией горячего воздуха при соприкосновении с холодной поверхностью. Обсуждают, что произойдет, если будет остывать очень большое тело, целая планета (при остывании Земли на планете начался многолетний сезон дождей).
Опыт 3. «Образование рек»
Цель: выяснить, как образуются реки.
Оборудование: лист бумаги, лист картона, распылитель, вода, пищевой краситель.
Ход работы: дети комкают бумагу, но не очень плотно. Затем, расправив ее, прикрепляют клейкой лентой к картону на расстоянии 2,5см от его краев (бумага должна быть похожа на горную местность). Из распылителя разбрызгивают воду, окрашенную красителем, на бумагу, отмечают образование «водоемов».
Опыт 4. «Как появились острова и материки?»
Цель: объяснить происходящие на планете изменения с использованием полученных знаний.
Оборудование: емкость с почвой, камешками, залитая водой.
Ход работы: взрослый предлагает детям выяснить, как на планете, залитой полностью водой, могли появиться острова, материки. Дети выясняют это на опыте. Создают макет: в емкость, зополненную почвой и камешками, осторожно наливают воду, подогревают ее с помощью взрослого, наблюдают, что вода испаряется (с потеплением климата на Земле воды в реках начали испаряться, реки пересыхали, появлялась суша).
Опыт 5. «Образование различных ландшафтов»
Цель: выяснить, как под воздействием воды появляются различные ландшафты.
Оборудование: грунт, песок, камни, стакан, вода.
Ход работы: дети на участке, во время прогулки выкладывают три горы: одну из камней, вторую из песка, третью из земли. Затем выливают воду на каждую из горок, наблюдают за происходящим, делая вывод о воздействии воды на различные структуры.
Рассмотрев вопросы современной и древней географии Земли, дети переходят к изучению биологии планеты, знакомятся с тем, как появилась жизнь на Земле, как выглядели первые живые организмы — бактерии, как приспосабливались простейшие микроорганизмы к условиям существования. Путем проведения экспериментов, дети знакомятся с такой простой формой жизни, как плесень, выясняют особенности ее внешнего строения, условия, необходимые для ее жизни.
Опыт 6. «Живые комочки»
Цель: Определить, как преобразовались первые живые клетки.
Оборудование: емкость с водой, пипетка, растительное масло.
Ход работы: Взрослый обсуждает с детьми, могли ли на Земле сразу появиться все живые организмы, которые живут сейчас. Дети объясняют, что из ничего не может появиться сразу ни растение, ни животное, предполагают, какими могли быть первые живые организмы, наблюдая за единичными масляными пятнышками в воде. Дети вращают, покачивают емкость, рассматривают, что происходит с пятнышками (они объединяются). Делают вывод: возможно, так объединяются и живые клетки.
Опыт 7. «Растущие малютки»
Цель: выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.
Оборудование: емкости с крышкой, молоко.
Ход работы: дети предполагают, что мельчайшие организмы есть во многих продуктах. В тепле они разрастаются и портят продукты. Дети выбирают места (холодное и теплое, в которые ставят молоко в закрытых емкостях. Наблюдают в течение 2-3 дней, делают вывод о том, что микроорганизмы быстрее растут в тепле, поэтому люди хранят большинство продуктов в холодильнике.
Опыт 8. «Заплесневелый хлеб»
Цель: установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.
Оборудование: полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.
Ход работы: дети помещают хлеб в разные условия: а) в теплое темное место, в полиэтиленовый пакет, б) в холодное место, в) в теплое сухое место, без полиэтиленового пакета. Проводят наблюдения в течение нескольких дней, рассматривают результаты через лупу, делают вывод (плесень появилась, когда хлеб поместили во влажное теплое место). Дети рассказывают, как люди научились дома сохранять хлебопродукты (хранят в холодильнике, сушат сухари).
Опыт 9. «Разноцветная плесень»
Цель: выяснить, как образуется плесень на разных продуктах.
Оборудование: прозрачный контейнер, клейкая лента, вода, остатки пищи (овощи, фрукты, сыр).
Ход работы: дети разрезают продукты на кусочки, смачивают их водой, затем кладут в контейнер (кусочки должны соприкасаться друг с другом). Накрывают контейнер крышкой и помещают в специальное место. В течение нескольких дней наблюдают за ростом плесени, а так же за процессом гниения некоторых продуктов.
Выясняя, как живые организмы древности приспосабливались к среде обитания, дети проводят опыты.
Опыт 10. «Присоски»
Цель: выявить особенности образа жизни простейших морских организмов (актиний).
Оборудование: камень, присоска для закрепления мыльницы на кафель, иллюстрации моллюсков, актиний.
Ход работы: дети рассматривают иллюстрации морских организмов и выясняют, какой образ жизни они ведут, как они передвигаются (сами не могут, двигаются течением воды). Дети выясняют, почему некоторые морские организмы могут остаться на камнях. Взрослый демонстрирует действие присоски. Дети пробуют прикрепить сухую присоску (не прикрепляется, затем увлажняют ее (прикрепляется). Дети делают вывод, что тела морских животных влажные, что позволяет им с помощью присосок хорошо прикреплятся к предметам.
Опыт 11. «Чем нюхает червяк?»
Цель: понимать, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям.
Оборудование: земляные черви, бумажные салфетки, ватный шарик, пахучая жидкость, лупа.
Ход работы: дети рассматривают червяка через лупу, выясняют особенности его строения (гибкое членистое тело, оболочка, отростки, с помощью которыхон передвигается); определяют, есть ли у него обоняние. Для этого смачивают вату пахучей жидкостью, подносят к разным частям тела и делают вывод: червяк чувствует запах всем телом.
Получив информацию о простейших микроорганизмах, дети знакомятся с растениями и животными, обитающими в древности. Воспитатель читает статьи из энциклопедий, рассказывает о панцирных рыбах, о предках птиц, о динозаврах, сопровождая показом иллюстраций. Затем педагог вместе с детьми проводит простейшие палеонтологические исследования, опыты, которые раскрывают причины исчезновения этих животных.
Опыт 12. «Почему исчезли панцирные рыбы?»
Цель: выявить причину появления новых видов рыб.
Оборудование: макет панцирной рыбы, акулы из гибкого материала, большая емкость с водой, аквариум, рыбки.
Ход работы: дети рассматривают рыбок в аквариуме (движение туловища, хвоста, плавников, а затем макет панцирной рыбы. Взрослый предлагает детям подумать, почему исчезли панцирные рыбы ( панцирь не давал рыбам свободно дышать: как рука в гипсе).
Опыт 13. «Почему первые птицы не летали?»
Цель: выявить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе.
Оборудование: модели крыльев, грузы разного веса, перо птицы, лупа, бумага, картон, тонкая бумага.
Ход работы: дети рассматривают иллюстрации первых птиц (очень крупные туловища и небольшие крылья). Выбирают материал для опыта: бумагу, грузы («туловища»). Изготавливают крылья из картона, тонкой бумаги, крылья с грузами; проверяют, как планируют разные «крылья», и делают вывод: с маленькими крыльями крупным птицам было тяжело летать.
Опыт 14. «Почему динозавры были такими большими?»
Цель: уточнить механизм приспособления к жизни хладнокровных животных.
Оборудование: маленькая и большая емкости с горячей водой.
Ход работы: взрослый рассказывает, что ученые предполагают, что динозавры были такими же холодными, как лягушки. Вэтот период температура на планете не была постоянной. Взрослый выясняет у детей, что делают зимой лягушки (впадают в спячку, как спасаются от холода (зарываются в ил). Взрослый предлагает детям узнать, почему динозавры были большими. Для этого надо представить, что емкости — это динозавры, которые нагрелись от высокой температуры. Вместе с детьми взрослый наливает в емкости горячую воду, трогает их, выливает воду. Через некоторое время дети снова проверяют на ощупь температуру емкостей и делают вывод, что большая банка горячее — ей надо больше времени для остывания. Взрослый выясняет у детей, каким по размеру динозаврам легче было бороться с холодом (большие динозавры долго сохраняли свою температуру, поэтому не замерзали в холодные периоды, когда их не нагревало солнце).
Опыт 15. «Окаменелый след»
Цель: выяснить, как используются в палеонтологии окаменелости.
Оборудование: 2-х литровый пакет из-под молока или сока, ведро песка, 2 стакана (большой и маленький, вода, гипс, ножницы.
Ход работы: дети с помощью взрослого разрезают в длину пополам пакет из-под молока или сока, насыпают в пакет слой песка примерно 6 см, ставят ногу на песок, оставляя на нем след, затем делают гипс (заливают сухой гипс водой). Выливают готовый гипс в пакет, полностью покрывая след. После застывания гипса дети извлекают свои собственные окаменелые следы, выдвигают предположения, насколько важны находки окаменелостей.
Для поддержания интереса к изучаемой теме детям предлагается слепить из пластилина понравившегося динозавра или нарисовать его, а так же воспитатель демонстрирует видео-запись с отрывком научного фильма о динозаврах. В рамках этого раздела родители совместно с детьми готовят интересное сообщение на тему «Динозавры».
По окончании проекта дети вместе с воспитателем оформляют: макет «Эпоха динозавров», «Палеонтологический музей», макет «Наши отпечатки» (с использованием окаменелых отпечатков детских рук и рук воспитателей, а так же выставку детских работ (поделок из пластилина и рисунков).
Презентация продукта проекта происходит в форме открытого мероприятия для детей старших групп (демонстрация научных материалов и их комментарий, экскурсия в палеонтологический музей и по выставке творческих работ, а так же презентация книги «Эпоха динозавров», в которую вошли совместные сообщения детей и родителей.