Лучший педагог года

Использование афоризмов А. П. Чехова на уроках русского языка в начальной школе

Елена Крамарова
Использование афоризмов А. П. Чехова на уроках русского языка в начальной школе

Любой думающий человек знает, какое это необыкновенное удовольствие- беседовать и общаться с умными и интересными людьми. Счастливы те из нас, кто имеет эту возможность находиться с такими людьми рядом. Но мы должны помнить, что есть книги, труды, воспоминания выдающихся людей. Читая, мы с ними тоже разговариваем, спорим, соглашаемся, думаем. Когда-то великий Исаак Ньютон сказал: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов».

Публикация «Использование афоризмов А, П, Чехова на уроках русского языка в начальной школе» размещена в разделах

На самом деле великие, талантливые, гениальные люди через свои слова, фразы, высказывания, умозаключения могут помочь учителю обучать, воспитывать, развивать, мотивировать, настраивать на рабочий лад учеников. Какой учитель откажется пригласить на урок и привлечь в свои помощники мировых гениев!

В своей работе я систематически использую высказывания великих людей, в первую очередь - на уроках русского языка. На материале афоризмов можно решать разнообразные задачи или целую систему задач: развивать внимание и память; развивать устную и письменную речь детей; выполнять орфографические и грамматические задания, упражнения в чистописании.

Подобранные афоризмы из писем, записных книжек и произведений А. П. Чехова помогут необычно начать урок, пригласить учеников к разговору, провести рефлексию, использовать умный юмор великого писателя для мотивации учащихся в нужный момент урока. Предложения для списывания и задания к ним направлены на формирование орфографических навыков, обогащение словарного запаса, развитие устной и письменной речи учащихся. Кроме этого, ребята получают дополнительную возможность уже в начальной школе прикоснуться к творчеству нашего великого земляка, прислушаться к его мудрым мыслям. В дальнейшем это поможет и глубже понять масштаб личности Чехова, пробудить познавательный интерес к чтению его произведений.

Приёмы использования афоризмов.

1. В качестве «яркого пятна» в начале урока.

Можно сказать ребятам: «Сегодня с нами будет работать великий человек. Наберитесь терпения, через минуту вы встретитесь с ним». Учитель записывает афоризм, на экране показывает портрет или фотографии этого человека. Обязательно проводит фронтальную беседу:

-О чём этот афоризм?

- Как вы понимаете эти слова?

-Какие изречения с похожим смыслом вы можете назвать?

2. Во время регулярных орфографических пятиминуток.

-Проводится беседа о смысле афоризма.

-На материале афоризма проводится орфографическая работа. Соответственно, отбирается фраза, содержащая изучаемые / повторяемые (в зависимости от цели работы) орфограммы.

Например:

Хорошо делаешь, если читаешь книги.

-Целесообразно использовать при изучении окончаний глаголов 2 лица единственного числа: буквы е у глаголов1 спряжения и ь на конце после шипящих (делаЕшЬ, читаЕшЬ). Фраза записывается с пропусками букв на месте орфограмм.

- В качестве повторения – буквы безударных гласных в словах (хорОшо, чИтаешь, правописание слов с непроверяемой орфограммой (хОрошО).

-Можно дать грамматические задания: выделить глагольный суффикс (-е-) в словах, сделать морфологический разбор существительного (книги) и т. п.

3. В качестве материала для минутки каллиграфии.

Так же, как и при проведении орфографической работы, проводится беседа о смысле афоризма. Затем детям предлагается каллиграфически списать его. В этом случае работа предваряется прописью соответствующей буквы, её соединений, встречающихся в записываемом предложении. Тесно связано проведение минуток каллиграфии с работой над звуком и орфографией. Они увязаны с грамматическими понятиями и темой урока.

Например:

Какие звуки обозначаются буквой Л? (звуки [л] и [л’])

– Дайте характеристику этим звукам. (Звуки [л] и [л’] – согласные; звук [л ]– твердый;звук [л’] – мягкий; звонкие, непарные, сонорные).

– Давайте красиво пропишем буквы до конца строки. (Буквы прописаны в тетрадях и на доске-образцы)

– А теперь давайте каллиграфически спишем афоризм А. П. Чехова.

В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. («Дядя Ваня»)

Дети списывают, отвечают на вопросы, сколько раз встретилась буква л, сколько звуков [л] и [л’]в этом предложении.

4. На этапе рефлексии.

Например:

Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?

Дети мотивированы, они стараются найти как можно больше доказательств тому, что они были заняты делом, а не «пустяками», и провести детальный анализ полученных на уроке знаний.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ

Из писем и записных книжек А. П. Чехова

В жизни всё зло — от скуки, от праздности, от пустоты душевной.

Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!

Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед.

Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.

Краткость — сестра таланта.

Ум служит единственно возможным источником наслаждения.

Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, — ничего не делай.

Берегите в себе человека.

Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?

Пахнет осенью. А я люблю российскую осень. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое. Взял бы и улетел куда-нибудь вместе с журавлями.

Одинокому везде пустыня.

В детстве у меня не было детства.

Язык должен быть прост и изящен.

Нужно уметь коротко говорить о длинных вещах.

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

Какое наслаждение уважать людей!

Нужно по капле выдавливать из себя раба.

Иногда при закате солнца видишь что-нибудь необыкновенное, чему не веришь потом, когда это же самое видишь на картине.

Талант — это прежде всего труд.

Хорошо делаешь, если читаешь книги.

Нет того понедельника, который не уступил бы своего места вторнику.

Чем выше культура, тем богаче язык.

Человек — это то, во что он верит.

Всё в природе целесообразно.

Природа- очень хорошее успокоительное средство.

Где ошибки, там и опыт.

Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!

Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.

Из произведений А. П. Чехова

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. («Дом с мезонином»)

В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. («Дядя Ваня»)

Публикации по теме:

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Мастер-класс «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах» Тема мастер- класса: «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах». Цель: познакомить участников.

Конспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группаКонспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группа Сегодня я предлагаю вам посмотреть конспект занятия «Тайны русского языка». Это занятие мы провели с детьми подготовительной к школе группы.

Презентация «Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах» Данная презентация предназначена для учителей русского языка и литературы 5 - 9 классов. Согласно новым федеральным государственным стандартам.

Привитие познавательного интереса на уроках русского языка Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» Каждый учитель хочет, чтобы.

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе Работа с текстом на уроках русского языка. (из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.) (Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Конспект урока русского языка в начальной школе «Повторение изученного о глаголе» Тема урока: «Глагол» Место урока: раздел повторения Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: закрепить навыки правописания глагола.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование афоризмов А. П. Чехова на уроках русского языка в начальной школе
Опубликовано: 24 апреля 2022 в 01:05
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД