МААМ-картинки

Использование арт-терапии в качестве инновационной здоровьесберегающей технологии в ДОУ

Марина Скараева
Использование арт-терапии в качестве инновационной здоровьесберегающей технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

1. Использование арттерапии в качестве инновационной здоровьесберегающей технологии в ДОУ.

2. «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья.» - выдающийся русский учёный, академик Бехтерев Владимир Михайлович..

3. Ребёнок в детском саду - самое уязвимое звено пед-ого процесса. Начиная посещать ДУ, в период адаптации, он испытывает стресс, вызывающий сильное эмоциональное напряжение.

Публикация «Использование арт-терапии в качестве инновационной здоровьесберегающей технологии в ДОУ» размещена в разделах

4. Термин "арттерапия" был введён в 1938г. британским врачом и художником Адрианом Хиллом, который описал свой опыт лечения больных туберкулезом, он понял, что творческий процесс помогает его пациентам преодолеть заболевание. А позже эти методы использовались для помощи детям, вывезенным из концентрационных лагерей нацистов в период Второй мировой войны.

5. В России по инициативе В. М. Бехтерева в 1912 г. был основан Комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира.

6. Целью арттерапии является - социальная адаптация личности в обществе.

7. При этом арттерапия решает три основные задачи:

- актуализация творческих возможностей.

- расширение эмоционального диапазона.

- приобретение нового социального опыта.

8. В Российской энциклопедии указано, что арттерапия - это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности.

Арттерапия основывается, на специфике следующих видов искусства:

Музыка – музыкотерапия,

Изобразительное искусство – изотерапия,

Танец, движение – кинезитерапия,

Театр – имаготерапия,

Литература – библиотерапия (сказкотерапия)

9. Музыкатерапия – это лекарство, которое слушают. Специально подобранные музыка помогает справиться с болезнями, снимает гнев и досаду, улучшают настроение, повышает работоспособность. По признанию многих ученых музыка способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, вдохновить и воодушевить.

10. Музыка, как самый эмоциональный из всех видов искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке.

11. ПО МНЕНИЮ УЧЁНЫХ ПОЛЕЗНО СЛУШАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МУЗ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

Музыка И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена оказывают антистрессовое воздействие, нормализует настроение.

“Болеро” М. Равеля обладает колоссальным возбуждающим действием в работе с вялыми, пассивными детьми.

“Каприз № 24” Н. Паганини повышает тонус организма, настроение.

Пьесы из цикла “ Времена года” П. И. Чайковского уравновешивают нервную систему.

“Лунная соната” Л. Бетховена (Соната № 14) снимает раздражение и успокаивает.

Для снятия чувства тревожности рекомендуется прослушивание “Вальсов” И. Штрауса.

От головной боли - произведений А. Хачатуряна из Сюиты “Маскарад” (Галоп, Вальс)

В качестве тонизирующего средства -“Венгерской рапсодии” Ф. Листа, “Маленькой ночной серенады” В. Моцарта.

Своеобразным успокоительным средством могут быть произведения Ф. Шуберта “Аве Мария” и “Мелодия” Х. Глюка.

12 Кинезиотерапия (от др. греч. – движение + лечение) — представляет собой научно-прикладную деятельность, в которой сочетаются знания медицины, педагогики, анатомии, физиологии, биохимии и т. д., с целью излечения, улучшения и поддержания состояния организма.

13. Активная кинезитерапия может выражаться в форме:

Коррекционной ритмики – это вид активной музыкотерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия. Ритмические упражнения оказывают положительное воздействие на организм. (основатель метода – швейцарский композитор, педагог Э. Жак-Далькроз)

14. Психогимнастики – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Имитация детьми различных состояний имеет психопрофилактический эффект. (авт. М. И. Чистякова)

15. Танцетерапии –

Танец — очень увлекательный и приятный способ лечения. Особенно полезно танцевать тем, кто держит негативные эмоции в себе. Танцетерапия прекрасно выводит из депрессии, это особая форма движений, музыкально-пластическое искусство, отражающее жизнь в двигательных образах. В танцевальной терапии есть много техник и приемов. Один из них - свободная импровизация.

16. РЕЛАКСАЦИЯ

После динамичного движения должно следовать расслабление, сброс напряжения, т. е. - Релаксация под звучание тихой, спокойной музыки.

17. Имаготерапия - (от лат. – образ) занимает особое место в арттерапии. Её основой является театрализация.

18. Имаготерапия имеет различные подвиды: куклотерапия.

19. образно-ролевая драмтерапия.

20. Сказкотерапия.

Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста. Велико её значение для поддержания душевного мира детей. Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, развивает фантазию, помогает в доступной форме постигать мир чувств и переживаний.

21. Изотерапия (рисуночная терапия).

Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, выражает различного рода эмоции, в том числе и отрицательные, негативные. Поэтому рисование широко используется для снятия психического напряжения и стрессовых состояний.

22. Фольклоротерапия.

В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.

23. Вокалотерапия -

Музыкальные интонации обладают не меньшей силой воздействия на мозг: – они могут возбуждать или успокаивать. Поэтому пение также можно рассматривать как один из вариантов активной музыкотерапии. Пение оказывает благоприятное влияние на все внутренние органы человека.

24. ОПЫТ:

А теперь я поделюсь с вами своим опытом работы по использованию некоторых методов арттерапии. Начну с того, что уже достоверно известно благотворное влияние классической музыки на человека. Поэтому мы решили создать в саду "Музыкальную гостиную". Были разработаны занятия, на которых ребята знакомятся с творчеством выдающихся композиторов мировой культуры. Но это не просто прослушивание музыки, а восприятие её через синтез искусств - литературу, кинематограф, живопись и непосредственно музыку. Эффективность этого метода заключается в том, что дети сначала знакомятся, например, со сказкой "Снегурочка" Н. Островского. Потом осуществляется просмотр мультипликационного и художественного фильма. За тем мы знакомимся с жизнью и творчеством композитора Н. А. Р. -К. Просматриваем иллюстрации, декорации и эскизы костюмов к опере и лишь потом смотрим музыкальные отрывки из оперы. Именно таким образом оперная, инструментальная и симфоническая музыка становится доступна и понятна для детского восприятия, а значит и положительно влияет на психическое, физическое состояние ребёнка и на его духовное развитие.

25. МУЗЫКОТЕРАПИЯ - ВОСПРИЯТИЕ.

Обратите внимание, с каким интересом, дети вслушиваются в звуки музыки, погружаясь в этот удивительный и чарующий мир.

26. ИЗОТЕРАПИЯ

После такого знакомства с миром музыки, естественно, хочется выплеснуть свои чувства и эмоции. На помощь приходит ИЗОТЕРАПИЯ. Ребята с огромным удовольствием переносят свои впечатления и переживания на лист бумаги, красочно и ярко передавая те образы, которые тронули детскую чуткую душу. Т. о. изотерапия является универсальной технологией, позволяющей обогатить и развить внутренний мир ребёнка, а так же скоординировать психические процессы и эмоциональные состояния его организма.

27. КИНЕЗИТЕРАПИЯ

Слушать музыку и рисовать её, это конечно же очень увлекательное занятие. Но ребёнку свойственно активно двигаться, что бы дать выход своим эмоциям и впечатлениям. Поэтому детям хочется в импровизационной, творческой форме отобразить музыку в движении - в этом и заключается метод КИНЕЗИТЕРАПИИ. При помощи фантазии и воображения, дети перевоплощаются. Под звуки музыки они то порхающие бабочки, то Золушка с Принцем на балу, то волшебные белки, прекрасные лебеди, королевские львы, великаны-богатыри. Самовыражение и выплеск даёт возможность освободить напряжения, что, безусловно, благотворно влияет на здоровье ребёнка. Т. о. кинезитерапия используется в качестве психологической разрядки, коррекции психомоторных состояний, снятия напряжения, поднятия общего тонуса, тренировки сердечно-сосудистой системы, создания лечебно-охранительного режима.

28. ФОЛЬКЛОРОТЕРАПИЯ

Куда же нам без нашей традиционной культуры? Поэтому широко применяется фольклоротерапия. Дети, используя свой опыт, составляют импровизационные русские пляски, хороводы, обрядовые сценки, игры и потешки, которые используются в дальнейшем в театральных постановках.

29. ВОКАЛОТЕРАПИЯ

Поскольку творчество детей безгранично, нужно лишь умело подобрать ключик, то мы решили более тщательно подойти к развитию и совершенствованию вокальных данных наших воспитанников, используя вокалотерапевтические методы воздействия на голосовой аппарат ребёнка. Такие технологии приводят к повышению всех резервных возможностей человеческого организма. Пение активизирует в человеке энергетические центры, которые, в свою очередь, влияют на связанные с ними жизненно важные органы и системы, оздоравливая весь организм. И вот результат - дети научились более умело использовать свой голсом, что положительно влияет на дыхательную систему и на весь организм в целом. Раскрепощаясь, голос звучит более качественно, дети смело выступают перед любой аудиторией.

30. ИМАГОТЕРАПИЯ

Какой же ребёнок не хочет стать настоящим артистом, будь то главная роль или эпизодическая?. Поэтому венцом детского творчества является ИМАГОТЕРАПИЯ. Уже несколько лет мы ставим масштабные музыкальные театрализованные представления, в которых звучат и народные напевы, и арии из оперы, и танцевальные композиции, и импровизационные фольклорные сценки. На протяжении всего действия звучит классическая музыка. Именно такой комплексный подход благотворно влияет на психические процессы организма ребёнка и даёт положительную динамику в его воспитании и развитии, укрепляет эмоциональные ресурсы, коммуникативные возможности, способствует творческому самовыражению, мобилизует жизненный опыт и сохраняет психическое здоровье.

Свой опыт я представляла и на городских мероприятиях, и на фестивале методических идей, и на областном конкурсе. Теперь мы рассмотрели этот опыт через призму арттерапевтических методов.

31. ВЫВОД:

Использование арттерапии связано с применением инновационных, креативных способов и подходов в целях сохранения и улучшения здоровья детей, что позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов, сильных переживаний и комплексов, помогает быть самим собой, мечтать и творить. Арттерапевтические методики способствуют эмоциональному здоровью посредством соприкосновения с искусством.

Т. О. комплексное, гармонизирующее влияние арттерапии на организм ребёнка, позволяет говорить о перспективности использования данного направления в системе воспитательно-образовательного процесса ДУ, в соответствии с ФГОС ДО, как инновационной здоровьесберегающие технологии.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование технологии арт терапии в социально реабилитационном центре В нашем социально реабилитационном центре мы активно используем технологии арт – терапии, такие как драматерапия, сказкотерапия, изотерапия,.

Использование элементов здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Позвольте представить вашему вниманию опыт работы нашего учреждения по использованию элементов методики Базарного. Сегодня.

Конспект коррекционного занятия с использованием инновационной технологии по развитию зрительного восприятия в средней группе Основная общеобразовательная программа ДОУ: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией.

Конспект МОД «Прогулка в лес» с элементами здоровьесберегающей технологии Лазарева «Здравствуй» .

Конспект музыкального занятия для старшей группы с использованием здоровьесберегающей технологии «Зимнее путешествие» Цель: формировать исполнительские навыки, воспитывать художественно-эстетический вкус Задачи: Совершенствовать навыки игры в оркестре..

Конспект НОД по математическому развитию с использованием игровой и здоровьесберегающей технологии Цель: Создать условия для применения детьми в игровой ситуации знаний математического содержания Задачи: Развивать у детей умение соотносить.

Конспект образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром с использованием здоровьесберегающей технологииКонспект образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром с использованием здоровьесберегающей технологии Конспект образовательной ситуации с использованием здоровьесберегающей технологии по ознакомлению с окружающим миром в группе детей с ОВЗ.

Конспект занятия по здоровьесберегающей технологии «Чистым жить — здоровым быть!» Программное содержание: Формирование навыков здорового образа жизни: закрепление навыков в умывании, в знании предметов туалета и их назначении;.

Консультация для педагогов ДОУ по инновационной технологии  «Современная форма развития детей-экспериментирование» Значительные изменения, которые происходят в сфере дошкольного детства, перемены в восприятии детства на уровне общества и государства определяют.

Использование здоровьесберегающей технологии «бодрящая гимнастика» в младшем дошкольном возрасте Сегодня я хочу вам презентацию на тему «Использование здоровье сберегающей технологии бодрящая гимнастика». Использование здоровьесберегающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование арт-терапии в качестве инновационной здоровьесберегающей технологии в ДОУ
Опубликовано: 14 сентября 2016 в 14:50
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование арт-терапии в качестве инновационной здоровьесберегающей технологии в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Марина Скараева (УИ 391985) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД