полина осипова
Использование авторских методик для развития познавательных процессов дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, обеспечивающих познавательное развитие детей. Сегодня хочу представить вам, уважаемые коллеги, свой опыт работы по формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста универсальными средствами. Это игры с логическими блоками Дьенеша и математическим планшетом «Геометрик» Воскобоича.
Публикация «Использование авторских методик для развития познавательных процессов дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Что же такое логические блоки Дьенеша? Несмотря на кажущуюся простоту это известное пособие заключает в себе огромные возможности. С виду – простой набор геометрических фигур трёх цветов, ничем не отличающийся от конструктора. На самом деле этот набор вовсе не так прост.
Почему я взяла для работы именно эти блоки?
Пособие Блоки Дьенеша, специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов. Развивают у детей мыслительные операции, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).
Именно этот момент меня заинтересовал больше всего.
Задания предполагают постепенное усложнение, поэтому игры с блоками интересны детям всех возрастных групп.
Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).
По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Вторая составляющая игры – карточки, на которых закодирована информация о геометрической фигуре и ее признаках. Одни кодовые карточки разделена на две части: первая указывает на то, какую геометрическую фигуру (логический блок) мы ищем; вторая содержит информацию о том, какого цвета эта фигура. На следующих карточках к указанной информации добавляются такие понятия, как величина геометрической фигуры и ее толщина.
1. Знакомство с блоками
Для начала я познакомимся с блоками.
Выложить перед педагогами набор и дала им возможность изучить фигуры,
потрогать, перебрать, подержать в ручках и поиграть с ними.
-Как вы думаете как с ним можно играть?
Чуть позже предложила следующие задания:
2. А теперь первое задание — найдите все блоки как эта фигура (по цвету, по форме)
Красный
Треугольник
А теперь не такую фигуру как эта (по цвету, по форме)
Синий
Квадрат
3. Что лишнее? (синий треугольник, синий квадрат, желтый треуголник.)
4. В обычной жизни нам часто приходиться оказывать помощь родным, друзьям, просто прохожим, животным. К несчастью, в жизни бывают чрезвычайные ситуации, бедствия. Я предлагаю вам стать «спасателями». Итак, вы спасател? Где работают спасатели? (в учебном центре, МЧС)
На автобусе спасатели едут в учебный центр МЧС. У спасателей свои правила: в автобус заходят и занимают места по пропускам.
• Выдаю пропуска (кодовые карточки)
Все заняли свои места? Поехали!
Мы приехали на место.
• Задача «спасателей» (т. е. ваша задача) — подготовить транспорт к выезду в район бедствия. Выложите из блоков Дьенеша транспорт по схемам.
• Теперь вам необходимо загрузить «ценные грузы»
Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте ее, покажите соответствующий блок. Груз готов к отправке.
• Следующая задача «спасателей» доставить «ценный груз» с продовольствием в один из районов пострадавшего от наводнения, но к сожалению дорогу размыло.
Что же делать? (Предположения педагогов)
Необходимо построить дорогу по которой мы доставим груз в пострадавший район. Внимание на экран!
Слайд «Построй дорожку»
Вы успешно прошли испытания и можете достойно носить звание «Спасатели».
Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений.
Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности: как по развитию математических способностей, так и на развитии речи, в изодеятельности, в настольно-печатных играх, в сюжетно-ролевых играх, в подвижных играх, в дидактических играх, вне занятий в развивающей среде группы.
Игры с блоками безграничны всё зависит от вашей фантазии.
К сожалению за один семинар невозможно представить все игры, которые можно играть с детьми. Я думаю вас заинтересовала данная игра и про неё больше узнаете в интернете, приобретёте и будете использовать в работе.
Математический планшет Воскобовича
Математический планшет – это поле с двадцатью пятью штырьками для рисования резиночками.
В народе эту игру называют "дощечкой с гвоздиками".
Математический планшет прост в использовании и очень функционален. С помощью доски с кнопочками и резиночек ребенок сможет самостоятельно создавать оригинальные рисунки, фантазировать, творить, конструировать. Уникальная методика "рисования резиночками" дает ребенку возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур, научит ориентироваться на плоскости, развивает мышление, воображение, а так же поспособствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость.
А сейчас послушайте сказку, встретились как-то предметы из дерева, пластмассы и резины и заспорили, кто всех полезней. А потом подружились и решили работать вместе - дощечка, кнопочки и резиночки. И вот тут-то начали у них получаться просто-таки удивительные изображения: снежинки, птица, ракета, даже человечек.
А теперь предлагаю вам пофантазировать.
Домик, кораблик, геометрические фигуры.
Как играть с математическим планшетом.
В методическом пособии приведено огромное количество вариантов-идей игр в зависимости от уровня развития ребенка А дальше ребенок может придумывать что-то сам.
Для начала выполним простые линии, а на их основе простейшие сюжеты.
1. Обозначим длинные палочки зелеными резиночками, а короткие - красными. Сориентируемся в пространстве - что ниже, что выше, где левее, где правее. Поделим поле пополам и посадим в левый верхний угол красный цветочек, а в правый нижний - желтый цветочек и т. д.
2. Оживим геометрические фигуры, например - треугольники.
Покажи самый маленький треугольник, где прямоугольный треугольник, где равносторонний треугольник. Покажи тупые углы и острые и т. д.
Или изобразим на поле квадрат или треугольник, а затем с помощью резиночек и других фигур дорисуем картину.
3. Что такое цифра или буква - а вот мы сейчас и посмотрим. Изобразим цифры или буквы.
4. Важно, научить ребенка "читать схемы" и выкладывать рисунки по уже готовым схемам. Например, нарисуем "Парусник" или "Божью коровку", а затем выложим его резиночками.
5. Условно поделите готовый планшет пополам, с одной стороны рисуете вы, с другой стороны ребенок должен повторить то, что нарисовано вами. Дайте ребенку возможность тоже побыть учителем, пусть он дает вам задания, а вы будите выполнять.
6. Нарисуй отгадку
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы. (Гриб)
Летом вырастают, осенью опадают. (Листья)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари - Фонарики
Меньше, чем комарики. (Звезды)
Обучая в процессе игры, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переходила в радость учения. Используя накопленный опыт, дети уже самостоятельно придумывали различные варианты игр и ситуаций. Они переставали обращаться ко мне за помощью и увлечённо искали новые решения задач. Развитие мышления даёт возможность не бояться ошибок и - самое главное - у моих воспитанников формируется «вкус» к процессу познания.