Полюх Наталья
Использование динамической электронейростимуляции (Дэнс) в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы количество детей с речевыми нарушениями растет в геометрической прогрессии, и это серьезная проблема. Иногда родители, с удивлением узнают, что их 5 -7 летний ребенок не только не выговаривает одну или несколько букв родного языка, а его милая и забавная, для родителей, «застенчивость» является не умением общаться и выстраивать самостоятельные предложения, что в будущем будет мешать, ребенку полноценно заниматься в школе.
Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей с тяжелыми задержками психоречевого развития, которые нуждаются в помощи логопеда.
Публикация «Использование динамической электронейростимуляции (Дэнс) в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Это не только медицинская, но и серьезная социальная проблема, ведь психоневрологическое здоровье ребенка предполагает гармоничное развитие, оптимальную социальную адаптацию в обществе, коллективе, семье. Ведущим в патогенезе речевых расстройств, безусловно, является неврологическая симптоматика. Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению вещества мозга, родовые черепно-мозговые травмы, асфиксия новорожденных и нейроинфекции вызывают локальные повреждения различных областей коры головного мозга, а характер речевых нарушений зависит от локализации, тяжести и времени поражения ЦНС. Однако сопутствующие заболевания, а также социальное развитие ребенка усугубляют воздействие основных причин.
Таким образом, поиск новых методов лечения детей с различными нарушениями речи является актуальным. Существует целый арсенал медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но в последнее время у логопедов повышенным вниманием пользуются не медикаментозные методы — логопедический массаж языка, лицевой мускулатуры и динамическая электронейростимуляция (ДЭНС, которая прекрасно стимулирует работу мышц речевого аппарата и мимических мышц, а также улучшает зрительно-моторную координацию. Кроме того, этот метод безопасен и удобен в применении, не вызывает аллергических реакций и позволяет решать любые, подчас самые сложные задачи.
Метод динамической электронейростимуляции (ДЭНС) начал применяться в лечебно-профилактической практике в 2001 г. В настоящее время данный метод одобрен Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (РУ № ФС-2005/004 от 4 марта 2005 г.). ДЭНС разрешена к использованию врачами, педагогами, прошедшими курс обучения, интегрирована в систему практической логопедии в условиях лечебных, лечебно-профилактических, образовательных учреждений.
Нейростимуляция – это целенаправленное воздействие высоко и низкочастотными импульсами тока на биологически активные точки и зоны, находящиеся на поверхности кожного покрова человека и отвечающие за проведение импульса по нервным путям в определённый участок головного и спинного мозга.
Осуществление данного метода производится аппаратом динамической электронейростимуляции непосредственно, либо при помощи выносных электродов, подключаемых к нему.
Организм человека это единая биосистема, в которой роль связующего звена выполняет нервная система. Вся информация о том, что происходит в клетках, тканях и органах передается в спинной и головной мозг в виде электрических импульсов по нервным волокнам. Обработав информацию, мозг отправляет обратный импульс с принятым решением, ответной реакцией.
Аппараты вырабатывают микротоковые импульсы как высокой (50—200 Гц, так и низкой (1—10 Гц) частоты, которые имеют физиологическую основу и по своим характеристикам повторяют «человеческий» импульс и воспринимается организмом, как свой собственный, а не чужеродный сигнал.
При курсовом использовании ДЭНС-терапии по логопедическим схемам воздействия стимулируются соответствующие зоны головного мозга, безусловные рефлексы (глотания, жевания, слюнообразования, работа мимических мышц и мышц речевого аппарата, улучшаются функциональное состояние ЦНС, зрительно-моторная координация; улучшается произносительная сторона речи, обусловленная недостаточностью иннервации речевого аппарата (дизартрические расстройства).
В результате применения ДЭНС у детей в речевом статусе наблюдаются улучшения в состоянии мышечного тонуса органов артикуляции, повышение мышечной активности мимической и артикуляционной мускулатуры, увеличение объема артикуляционных движений, а также расширение объема речевого дыхания и улучшение качества голосообразования.
В зрительно-моторной координации наблюдаются улучшения в прослеживании объектов и узнавании предметов, увеличение объема зрительного восприятия, а также появление синхронности деятельности руки и зрительной реакции, повышался самоконтроль ребенка.
Использование аппаратов ДЭНС на логопедических занятиях помогает формированию коммуникативных попыток в виде звуковых, слоговых и других проявлений у детей с задержанным речевым развитием.
Анализ результатов по применению ДЭНС свидетельствует о возникновении или изменении интенсивности собственно регуляторных и адаптационных механизмов у детей.
На основании опыта использования метода динамической электронейростимуляции можно говорить о его реальном эффекте, о целесообразности его применения как дополнительного средства в системе логопедической практики.
Одним из перспективных направлений является разработка лечебного применения импульсного тока, который легко управляем, является эффективным положительным раздражителем для многих, в том числе для речевых зон.
Поэтому пройдя курсы обучения работы с аппаратом, с согласия заинтересованных родителей ввела ДЭНС-терапию в свою работу. Были проведены индивидуальные собеседования с родителями, где было рассказано об особенностях воздействия аппаратов ДЭНАС. В результате отобрана группа из 5 человек (всего логопедических детей было15). У всех детей тяжелый речевой диагноз и анамнез. Так же эти дети относятся к категории ЧБД (часто болеющих детей). Проведен курс лечения аппаратом ДЭНАС в сентябре, в ноябре, в декабре по 14 сеансов.
Была использована следующая методика воздействия на речевые центры:
Зона «6 точек» в режиме «тест»
Зона проекции речевых мышц вокруг рта – методика креста в режиме «терапия»
Подчелюстная зона в режиме «терапия»
Зона «косынки» на лице (от уха до уха) в режиме «терапия»
Язык при МинЭ в режиме «терапия»
Зона срединного меридиана и зона «точек согласия» - ШОП (шейный отдел позвоночника) в режиме «тест»
Зоны микросоотвестствия по Су-Джок (правую и левую руку чередовать через день) в режиме «терапия»
В то же время некоторые дети принимали медикаментозное лечение, назначенное невропатологом. Одни прошли курс медикаментозного лечения летом перед поступлением на логопункт, т. к. находились на учете у невропатолога.
Первые результаты появились уже в процессе проведения кура лечения. Общие изменения у всех детей: уменьшилась гиперсаливация, изменилась в лучшую сторону подвижность артикуляционного аппарата, уменьшился тремор языка, появилась возможность постановки звуков, значительно улучшилось психическое состояние детей, так как они поверили в свои силы, у них появилось желание заниматься.
Таким образом, введение в комплекс лечебных мероприятий ДЭНС оправдано в работе с детьми, имеющих диагноз дизартрия, особенно на подготовительном этапе, т. к. действительно ускоряет процесс постановки звуков.