Папки-передвижки

Использование художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста

маргарита познанская
Использование художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста

Использование художественной

литературы в работе с детьми дошкольного

возраста.

В раннем дошкольном возрасте дети в основном пользуются однословной речью. Надо помочь детям расширить словарь, сделать его выразительным, образным, параллельно работая также над развитием внеречевых процессов; вниманием, памятью, мышлением, развитием наблюдательности, познавательной активности. При изучении лексических тем «Овощи, фрукты, грибы, деревья», которые удобно изучать осенью, несложно обеспечить наглядность. Можно рассмотреть натуральные фрукты и овощи, потрогать их, попробовать на вкус. Это дает возможность расширения словаря за счет качественных прилагательных. Детям интересно на таких занятиях, но их интерес можно активизировать, прочитав, например, стихотворение Ю. Тувима «Овощи». Ребята будут с удовольствием узнавать своих «старых знакомых», вспоминать, какие еще овощи они знают. Чтение фрагмента «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина о яблоке, так «вкусно» изображенном поэтом, способно побудить детей самим описывать предметы, подбирая наиболее образные, яркие определения. Воспитатель может предложить детям дидактические игры «Кто больше слов придумает», «Нарисуй словами».

Публикация «Использование художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Большую пользу может принести и использование таких замечательных произведений устного народного творчества, как загадки. Они прекрасно стимулируют развитие мышления детей, умение находить главное, отбрасывая второстепенное, создавать словесный «портрет» предмета. Дидактическая игра «Придумай загадку» поможет закрепить эти умения.

Но есть темы, которые трудно обеспечить наглядностью на занятиях. Например, тема «Деревья осенью», «Признаки осени».Наблюдения в природе на прогулке в течение длительного периода помогают накопить словарь, объяснить различные явления природы.

Во время одной из таких экскурсий, при наблюдении явлений «золотой» осени чтение красивого стихотворения может особенно сильно повлиять на чувства детей, обострить их восприятие, поможет принять в душу красоту окружающего мира, крепче полюбить родную природу, возбудит желание говорить красиво и образно.

Дети часто относятся к окружающему так же, как взрослые, которые близки детям. Поэтому так важно научить ребят позитивному взгляду на жизнь.

Бывает, что дети не любят зиму, называют ее злой, холодной, говорят, что можно замерзнуть и простудиться. Стихотворение Сурикова «Зима», прочитанное детям во время снегопада, поможет детям по-новому посмотреть вокруг. И тут может оказаться, что зима очень красивая, что и зимой очень хорошо гулять на улице. Уместно здесь прочитать стихотворение «Что нам нравится зимой?» А потом, уже в группе провести игру по этому стихотворению.

Развивая тему «Зима в лесу» во время рассматривания картины «Зайцы зимой» можно просто сказать, что у зайца много врагов, что он боится их. Но совсем другого эффекта можно добиться, прочитав народную песенку «Заяц мчится, что есть мочи, Заяц схорониться хочет. То бежит он и кружит, То лежит и весь дрожит. Бедный, он всего боится. Где укрыться ото зла? От лисицы и куницы, От орлицы и орла? Он боится даже белки. Певчей птицы, даже мелкой. Уши- стрелы, хвост- крючок. Прыгнул, бедный, и молчок.

Проведение словарной работы поможет закрепить и ввести новые слова во фразовую речь, которая становится все более распространенной, сложной и выразительной.

Работая над связной речью, при чтении художественных произведений, можно проводить игру «Почемучка». Только почемучкой является педагог, а дети пытаются объяснить какие-то явления, поступки и события. При чтении рассказа Э. Шим «Солнечная капля» можно обратить внимание детей на то, как писатель рассказывает о каплях, почему называет их «солнечными». Спросить, почему сосульки образуются. Дети, наблюдают под руководством воспитателя как замерзают лужицы, как капель превращается в сосульки. А потом уже вполне осознанно, используя лексику автора, составляют пересказ рассказа.

Дети обладают богатейшими эмоциональными и познавательными возможностями. Мы должны научить их не только смотреть, но и видеть; не только слушать, но и слышать; глубоко любить и понимать природу, радоваться прекрасному, стремиться к нему, используя художественную литературу, анализируя ее, воспитывая любовь к художественному слову,

Замечательно сказал о детстве Л. Н. Толстой: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что всю остальную жизнь я не приобрел и сотой доли того».

Изучение художественных произведений дает мощный толчок в развитии речи детей дошкольного возраста. Правильное развитие речи имеет исключительно большое значение для формирования личности ребенка. Речь ребенка - неизменный спутник, познает ли он природу или явления окружающей среды, проявляет ли себя в игре или других занятиях. Основной фундамент развития речи закладывается в раннем возрасте. Поэтому, чем моложе ребенок, тем ответственнее стоят задачи развития его речи. Поэтому так важно уделять как можно больше внимания развитию речи ребенка, а значит, и мышления, и успешной подготовке к школе.

Обследование речи детей нашего детского сада показало, что многие дети нуждаются в особенно внимательном отношении к занятиям по ознакомлению с окружающим и природой, развитию речи, изучению художественной литературы.

Следует помнить, что главная задача, стоящая перед воспитателем на всех занятиях, включая и занятия по изо-деятельности и развитию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, это развитие полноценной развитой личности, умеющей мыслить и четко выражать свои мысли на родном языке.

Большую помощь в этом может оказать изучение художественной литературы на занятиях, чтение вне занятий, воспитание любви ребенка к красивой звучной, образной русской речи.

Публикации по теме:

«Соотношение коммуникативной и регулятивной речи в раннем возрасте». Консультация для воспитателей Речь - это вторая сигнальная система. Роль развития речи в раннем возрасте трудно переоценить. Невнимание к формированию речи на ранних этапах.

Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук «Солнышко»Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук «Солнышко» Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук «Солнышко». Не секрет, что развитие мелкой моторики играет очень важную роль для общего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 30 марта 2014 в 18:37
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД