Лучший педагог года

Использование игровых упражнений для развития мелкой моторики у детей раннего возраста

Рузанна Анушян
Использование игровых упражнений для развития мелкой моторики у детей раннего возраста

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени формирования тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М. М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Публикация «Использование игровых упражнений для развития мелкой моторики у детей раннего возраста» размещена в разделах

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. В последние 5–10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. В условиях мегаполиса, в силу нехватки времени и занятости на работе, родители мало говорят с детьми. Дети больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В дошкольном возрасте основной вид деятельности – это игра. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза».

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с маленького возраста учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши.

Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.

Принцип подбора игр

Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:

сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;

использовались изолированные движения каждого из них.

Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих, однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными.

Таким образом, приведём перечень некоторых игр (для игр со словами даны первые строчки текста, для игр без слов – краткое описание движений; помимо народных игр включены и авторские, имеющие широкое распространение).

Сорока-ворона кашу варила…

Ладушки – ладошки…

В гости к пальчику большому приходили прямо к дому…

Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая…

Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка…

Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил…

Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трём-трём…

Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл…и т. д.

Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых, перебирать крупу, горох, фасоль;

Рамки-вкладыши, складывать в емкость разные предметы, сравнивать размеры коробочек, пытаться совместить стаканчики, сортировать предметы по величине;

Игры с песком и водой;

Игры с прищепками;

Игры с различными мячиками;

Нанизывание бусин, катушек, колечек и т. д. ;

Игры – шнуровки;

Игры с крупной и мелкой мозаикой, с пробками.

Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ;

Рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);

Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

Как играть в пальчиковые игры?

Рекомендации к проведению пальчиковых игр:

Перед игрой с детьми обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.

Перед началом упражнений детям разогревать ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно демонстрировать собственную увлечённость игрой.

При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

В идеале: каждое занятие имеет своё название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменять их новыми. К наиболее понравившимся играм возвращаться по желанию детей.

Нельзя сразу показывать движения и произносить текст, так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Никогда не принуждать! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Группы пальчиковых игр

С точки зрения педагогов и специалистов, пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому их можно разделить на группы и определить назначение.

Игры – манипуляции.

«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?.», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?.», «Пальчики пошли гулять…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.

«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» - рисование в воздухе обеими руками зеркально-симметричные рисунки. Начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку.

«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

В заключение хочется сказать, что важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

Список литературы

Агаян, Г. Г. Мы топали, мы топали [Текст] : учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г. Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003. – 20 с., ил.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] : практич. пособие / Сост. Л. В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004 – 236 с.

Александрова, Т. В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т. В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. - №7. – (С. 33-37.)

М. М. Кольцова. Двигательная активность и развитие мозга ребенка.

Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М. : Росмэн, 1999. – 160 с., ил.

Коноваленко, В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст] : Комплекс упражнений / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с.,

Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. –(С. 60-64.)

Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – (С. 34-36.)

Соколова, Ю. А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю. А. Соколова. – М. : 2004.-20с.

Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В. В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.

Интернет ресурсы: маам. Ru, nsportal.

Публикации по теме:

Использование техники квиллинг как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста План. 1. Теоретическая часть. - Влияние художественно-творческой деятельности на детей дошкольного возраста. - Знакомство с историей квиллинга.

Фотоотчет о пособиях для развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаФотоотчет о пособиях для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" (В. А. Сухомлинский). "Рука - это инструмент всех инструментов" (Аристотель). В этом учебном.

Игры с крупами для развития мелкой моторики для раннего возраста Игры с крупами. Крупа – это очень полезный и приятный материал для занятий с детьми, кроме того они способствуют развитию мелкой моторики.

Использование клубочков ниток для развития мелкой моторики рук у дошкольниковИспользование клубочков ниток для развития мелкой моторики рук у дошкольников Вяжет бабушка носки - Пляшут по полу клубки: Желтый, красный, синий - Выйдет всё красиво. И. Сударева Уважаемые коллеги! Наш город Рассказово.

Использование приёмов самомассажа для развития мелкой моторики рук Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных.

Многофункциональное панно для проведения различных игр и упражнений для развития речи и мелкой моторики старших дошкольников.Многофункциональное панно для проведения различных игр и упражнений для развития речи и мелкой моторики старших дошкольников. Панно выполнено из фетра. Сшила я его сама. Все предметы на нём представляют собой "кармашки" на молниях. В них могут располагаться различные.

Нетрадиционное использование предметов для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаНетрадиционное использование предметов для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста В быту существует большое количество предметов, которые мы используем по прямому назначению. Но многие из них могут оказать помощь дошкольникам.

Педагогический опыт «Развитие основных движений детей раннего возраста средствами подвижных игр и игровых упражнений» «РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ» Дети раннего возраста приобретают опыт.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста — фактор успешного развития речи 1 слайд В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое.

Семинар-практикум с родителями детей раннего возраста «Развитие мелкой моторики-залог развития речи и мышления малышей» Цель: формирование знаний у родителей о значении развития у детей мелкой моторики рук; обучение родителей методике самостоятельной работе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых упражнений для развития мелкой моторики у детей раннего возраста
Опубликовано: 21 марта 2017 в 20:22
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД