МААМ-картинки

Использование игровых упражнений для развития памяти детей с нарушением зрения

Громоляк Ирина Стефановна
Использование игровых упражнений для развития памяти детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство – важная ступень подготовки к школьному обучению. Все родители будущих первоклассников мечтают, чтобы их ребёнок успешно начал обучение в школе. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у малыша развита память.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. У младших дошкольников обычно лучше развита непроизвольная память, основанная на эмоциях и интересе, когда легко запоминается всё яркое, новое, интересное. В старшем дошкольном возрасте психические познавательные процессы становятся произвольными. Чтобы процесс запоминания проходил быстрее и легче, надо научить ребёнка тренировать память. Надо показывать ребёнку различные приёмы, которые помогают лучше запоминать.

Публикация «Использование игровых упражнений для развития памяти детей с нарушением зрения» размещена в разделах

Особого внимания требуют дети со зрительной патологией. Нарушение бинокулярного видения, глазодвигательных функций затрудняет восприятие признаков, свойств, местоположения предметов окружающего пространства. Знания детей с косоглазием и амблиопией о предметном мире носят частичный, неполный и фрагментарный характер. У них наблюдается снижение способности к интегрированию признаков, использованию в сенсорно – перцептивном процессе умений и навыков сравнения, анализа, синтеза, классификации. Поэтому игровые упражнения для детей дошкольного возраста направлены не только на развитие памяти, но и на формирование предметных представлений, развитие ориентировки в пространстве, двигательных навыков.

Коррекционную работу необходимо начинать с раннего возраста. Используя игрушки, можно провести упражнения «Собери в корзинку», «Я беру на прогулку…». Цель: учить правильно, называть предметы, развивать внимание, зрительную память. На этом же материале проводятся игры: «Какой игрушки не хватает?» - развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, обогащение словарного запаса; «Что изменилось?» - развитие зрительной памяти, цветовосприятия, внимания. С интересом дети играют со сказочными персонажами. На первом этапе лучше использовать не картинки, а объёмные фигуры, игрушки. Параллельно с запоминанием образов у детей развивается тактильное восприятие, которое дополняет представление о предметах. Для игр с подключением осязания надо подбирать игрушки с ярко выраженными отличительными признаками. Развитию внимания и памяти способствует выкладывание картинок на фланелеграфе (сначала по образцу, а потом по памяти). Сюжеты могут быть самые разнообразные: зверята в хороводе; цветы и бабочки, фрукты в вазе; на птичьем дворе и др. Главное, чтобы ребёнок понимал смысловую связь между предметами. Такой материал легче запоминается, чем набор произвольно подобранных изображений.

Когда малыши будут справляться с заданиями, можно переходить на запоминание более абстрактного материала – геометрических фигур. В таких игровых упражнениях дети с нарушением зрения не только запоминают объекты, но и развивают глазодвигательные функции, активизируют зрительные образы и сенсорные эталоны.

У значительной части детей с низкой остротой центрального зрения нарушается восприятие цвета, происходит смешивание сходных по форме предметов. В связи с этим наглядный материал должен иметь чёткие контуры, определённый размер. Недостатки в цветовосприятии можно компенсировать за счёт усиления насыщенности и яркости цветных изображений.

Для игрового упражнения «Кружочки» необходимо взять кружочки одинакового размера, но разного цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный). Задания: запомнить последовательность расположения, отгадать чего не стало. В игровом упражнении «Бусы для куклы» необходимо воспроизвести заданную последовательность геометрических фигур по памяти. Развитие внимания, памяти происходит при выполнении игрового упражнения «Построим ступеньки». Задания: выложить квадраты (прямоугольники) одного цвета в порядке возрастания, убывания. Для усложнения этого упражнения можно использовать разноцветные фигуры. Тогда ребёнку необходимо запомнить не только последовательность расположения прямоугольников по высоте, но и по цвету. Посредством таких игровых заданий решается ещё одна коррекционная задача – развитие зрительно - моторной координации. Для проведения таких игровых упражнений удобно пользоваться большим фланелеграфом для педагога и индивидуальными фланелеграфами для детей.

Работа с более старшими дошкольниками также строиться на системе игр, направленных на улучшение, развитие всех видов памяти. Параллельно происходит развитие воображения, логического и образного мышления, совершенствуются предметные представления.

Игровой материал для старших дошкольников он состоит из 5-10 предметов или картинок.

Как бы ни была хороша память у ребёнка, тем не менее, необходимо постоянно тренировать зрительную память и зрительное внимание. Сложность состоит в том, что та или иная патология органа зрения влияет на процесс восприятия. Так, при амблиопии затрудняется фиксация взора, восприятие формы и величины предмета; при косоглазии ограничивается возможность обозрения окружающего мира; при миопии затрудняется процесс рассматривания предметов, удалённых на определённое расстояние; при гиперметропии затруднено восприятие предметов, находящихся как в близи, так и вдали от глаз; при нарушениях бинокулярного зрения отмечаются отклонения в развитии двигательной функции глаза, недостатки фиксации, контрастного различения, нарушение прослеживающих функций. Поэтому наглядные пособия для тренировки зрительной памяти должны своим содержанием побуждать детей и стимулировать их интерес к дидактическим играм, а формой, цветом, величиной соответствовать состоянию зрения ребёнка.

Для старших дошкольников актуальными являются упражнения на запоминание цифр, букв, слов: «Цифровой ряд», «Я - фотоаппарат», «Путаница из геометрических фигур», «Запомни фигуры из палочек», «Запомни рисунки».

Для усложнения заданий используются изображения предметов в разных модальностях (контурном, силуэтном). На подготовительном этапе целесообразно провести дидактические игры «Чья тень?», «Кто мы?», «Забавные превращения». Для лучшего понимания и узнавания картинок сначала дети должны научиться составлять пары «цветное изображение – контурное изображение», «цветное изображение – силуэтное изображение», «контурное изображение – силуэтное изображение». Варианты игр могут быть такие: «Выложи, как запомнил», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни цветные картинки, а выложи контурные (силуэтные)». В качестве игрового материала хорошо использовать рисунки животных, игрушек, листьев растений, овощей, фруктов. Вышеперечисленные упражнения не только развивают внимание и память, но и активизируют зрительные образы, совершенствуют и уточняют предметные представления.

Комплексный подход в организации игровых упражнений по развитию памяти предусматривает участие всей анализаторной системы, формирование полисенсорной основы восприятия предметов. Это особенно важно в работе с детьми, страдающими зрительными нарушениями, так как у них из – за недостаточности зрительной информации могут создаваться неполноценные представления. Частично компенсировать дефект зрения может развитие тактильной чувствительности. Поэтому важно давать детям задания для развития бимануального осязательного восприятия, развивать умение «запоминать руками». Этому способствуют игры и упражнения на определение геометрических фигур, объёмных игрушек, конструктивных деталей на ощупь: «Найди фигуру в «Чудесном мешочке», «Убери лишнюю фигуру», «Разложи верно». При организации такой работы дети осуществляют действия переноса: зрительно – осязательное, осязательно – зрительное, осязательно – осязательное. Например, ребёнку предлагается посмотреть на фигуры (игрушки) и запомнить их, а затем найти такие же на ощупь в «Чудесном мешочке». Вариант игры – наоборот: «запомнить» руками предметы, а потом найти их среди предложенных педагогом.

Тактильная память крайне важна для формирования эмоциональности. Она развивает способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Для этого можно использовать дощечки прямоугольной формы с различной шероховатостью. Дощечки вырезаются из прочного материала и на обратной стороне нумеруются. На лицевую сторону наклеиваются мех, наждачная бумага, фланель, толстый шнурок, спички или маленькие палочки, целлофан, бархатистая ткань, вельвет и другие ткани. Задания к игре с дощечками могут быть такие:

- Разложи дощечки в ряд по порядку от 1 до 10 номером вниз. Внимательно рассмотри. Закрой глаза и перемещай их. Разложи дощечки в прежнем порядке.

- Выбери на ощупь дощечки, которые напоминают кошку, стекло, газон со стриженой травой, шубу.

Используя ощущение от разных поверхностей, можно восстанавливать в памяти картинки, характер или голос, внешность или привычки знакомых людей, окружающую обстановку.

Значительную часть информации об окружающем мире дети с нарушением зрения получают при помощи обоняния. Именно обонятельная память часто помогает им ориентироваться в окружающем пространстве, в помещении (запах кухни, прачечной, медицинского кабинета). С целью развития этого вида памяти целесообразно создать «Банк запахов», куда войдут ароматы средств по уходу за телом, фруктов, специй, кофе. Игровые упражнения «Узнай по запаху», «Найди определённый запах», «Угадай овощи (фрукты)» полезны не только в плане развития обонятельной памяти, но нужны для будущей жизни детей.

Любая тренировка приносит положительные результаты только тогда, когда дети систематически упражняются в развитии памяти. Работа по развитию памяти требует сосредоточенности ребёнка и контроля со стороны педагога. Поэтому целесообразно проводить её индивидуально или с небольшой подгруппой воспитанников. Память следует развивать в естественной обстановке, не используя видимое, прямое давление на детей. Для этого у взрослых есть замечательный инструмент – игра. Именно посредством игры можно не только улучшать память, но и развивать воображение, образное мышление, творческий потенциал и способствовать в целом росту общего интеллектуального уровня.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как правильно подготовить ребенка к обучению в начальной школе» Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует и педагогов дошкольных учреждений, и родителей будущих первоклассников.

Подготовка детей к школе Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Предполагается, что грамотная подготовка ребенка к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых упражнений для развития памяти детей с нарушением зрения
Опубликовано: 6 августа 2014 в 20:55
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровых упражнений для развития памяти детей с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Громоляк Ирина Стефановна (УИ 151678) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД