Юлия Пронина
Использование ИКТ в изучении правил дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование ИКТ при изучении правил дорожногодвижения»
Введение
С каждым годом современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) все плотнее входят в нашу жизнь. В последнее время всё шире проявляется роль информационных технологий в системе дошкольного образования. В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения педагогам наряду с традиционными формами работы предлагается использовать информационные технологии: мультимедийные презентации, обучающие мультфильмы, развивающие дидактические игры, восприятие художественно – музыкального слова, разгадывание ребусов и кроссвордов, компьютерные игры, решение проблемных дорожных ситуаций.
Публикация «Использование ИКТ в изучении правил дорожного движения» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Использование компьютера, мультимедиа и других технических средств в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма способствует воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, формированию его личности, обогащению интеллектуальной сферы дошкольника, позволяет расширить возможности педагога.
Проблема формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге актуальна на современном этапе. С самого раннего детства ребенок становится участником дорожногодвижения : он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, илипассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями.
Дорога, улица, манит ребенка своей неизведанностью, многообразиемвпечатлений необычностью ситуаций. И действительно на улице множество быстро движущихся, ярких, разнообразных автомобилей, автобусов, мотоциклов…Детивыделяют в этом потоке то, что составляет для них особый интерес. Именноэто и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участникдорожного движения. А здесь его как раз и подстерегает опасность.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что дети никогда сознательно не нарушают правила дорожного движения, У ребенкадошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция надорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Неожиданноепоявление детей на проезжей части, их столкновение с другими пешеходами, шумноеповедение в транспорте, жажда знаний, желание постоянно открывать что-тоновое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, и наулицах. Такое поведение – наглядное проявление возрастных особенностейдетей дошкольного возраста. Родители не всегда осознают важность иактуальность данной проблемы, не придают значения воспитанию у своихдетей навыков безопасного поведения на дорогах и, что хуже всего, на глазаху ребенка постоянно нарушают этиправила.
На первый взгляд научить ребенка правильно вести себя на дороге легко. Выучил с ним правила дорожного движения и все, нет проблем. Но на самом деле это совсем не так, потому что мы взрослые, каждый день, на глазахдетей нарушаем эти правила, тем самым ставим перед ребенкомнеразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?
В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния ИКТ начеловека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большимудовольствием посмотрит телевизор, чем просмотрит или прочитает книгу.
Цель: повысить интерес к изучению ПДД, формирование навыков
безопасного поведения на дорогах путём использования информационно-
коммуникационных технологий.
Задачи:
1. Создать условия для сознательного изучения детьми ПДД черезкомпьютерные технологии, а также демонстрационный и игровой материал.
2. Сформировать представление об алгоритме поведения на проезжей частидороги.
3. Расширение и уточнение знаний о себе и окружающем мире, необходимыхдля соблюдения ПДД.
Обучение детей ПДД в разных возрастных группах
В младшем дошкольном возрасте необходимо формированиецелостного представления об улице, транспортных средствах, которыеокружают ребенка, с последующим выделением наиболее значимых дляобучения ПДД ситуаций и объектов. Если всегда подходить к проезжей части иговорить ребенку «Стоп!», со временем он начнет это понимать. Детидолжны знать всех участников дорожного движения. Необходиморассказывать детям об основных элементах дороги, а именно: самой дороге,проезжей части, тротуаре, обочине, пешеходном переходе, перекрёстке.
Знакомить с видами транспорта. Познакомить с сигналами светофора и объяснить, что они означают.
Формировать представления о расположении объектов окружающейдействительности, об их внешних свойствах, о функциональныхособенностях предметов, необходимых для игр по ПДД.
В среднем возрасте происходит закрепление, уточнение, расширениеранее сформированных представлений о поведении на улице, о правилахперехода проезжей части; уточнение представлений о возможных реакцияхсобственного тела (быстро, медленно и т. п). Не пугайте ребенка: страх передтранспортом не намного лучше, чем сам транспорт. Читайте книжки и стихи,освещающие дорожное движение для детей, показывайте обучающиемультфильмы. Кроме всего усвоенного ранее дети должны знать места, гдеможно ходить по дороге и переходить проезжую часть. Также дети должныусвоить ПДД для пешеходов и установленные для этого места.
Расширение, уточнение и формирование новых представлений орасположении объектов окружающей действительности, об их внешнихсвойствах, о функциональных особенностях предметов и их заместителях иигровых упражнениях и играх по ПДД.
Необходимо знакомить детей с правилами пользования общественнымтранспортом: посадка, высадка. Объясните, что нельзя переходить проезжуючасть без взрослых и самому ходить по дороге.
В старшем дошкольном возрасте происходит формированиепредставлений об алгоритме поведения на проезжей части дороги (последовательности действий при переходе проезжей части улицы, правилахповедения при поездке на велосипеде по велосипедной дорожке,действий в непосредственной близости от опасных участков дороги и т. п).
Дети этого возраста должны знать основные термины и понятия дорожногодвижения, основные обязанности пассажиров и пешеходов, а также их права,
правила дорожного движения через железную дорогу, правила перевозки пассажиров, ПДД в жилых зонах, ПДД на велосипеде. А также, что такое линия
тротуара, разделительная полоса, проезжая часть, что такое шлагбаум, ктотакой регулировщик и практически все основные термины, относящиеся кдорожному движению.
Эффективность использование ИКТ при изучении ПДД
В непосредственно образовательной деятельности со своими детьми можно использовать мультимедийные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения, где дети знакомятся с новыми знаниями, что наиболее эффективно будет использование знакомства с сигналами светофорав компьютерном изображении, чем “сухой” традиционный подход, гдеиспользовались иллюстрации. Ведь с помощью компьютерных технологий:графики и звука светофор “оживает”, он может сигналить, мигая разнымиогоньками, улыбаться и разговаривать, а также они помогают формироватьпсихофизические процессы – память, внимание, восприятие, воображение.
Сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может датьбазовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса, перед педагогом стоит задача: сделать занятия интересными,насыщенными и занимательными. Материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного. Ведь именно приём удивления ведет за собойпроцесс понимания. Для большей эффективности каждая презентациядолжна быть построена с учетом возрастных особенностей дошкольников,включать занимательные вопросы, анимационные картинки, игры.
Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей. Презентации состоящие из красочных анимированных слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении занятий по изучению правил дорожного движения.
Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала поизучению ПДД :
• виды транспортных средств, их классификация:
• группы дорожных знаков
• причины ДТП
• участники дорожного движения
• сведения о дороге и ее главных составных частях
• светофор, история его развития
• назначение дорожных знаков и указателей, их группы
• виды транспорта
• дидактические игры, ребусы
Помимо мультимедийных презентаций в работе с детьми и родителямиможно использовать аудио – и видео записи, компьютерные игры.
Заключение
В результате работы по использованию ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада можно отметить следующие преимущества:
• возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
• возрастает восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
• позволяет делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;
• обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
• с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни;
• повышает непроизвольное внимание детей, помогает развитьпроизвольное;
• НОД с использованием информационно-коммуникационныхтехнологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности,включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
• высокая динамика занятия способствует эффективномуусвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
При использовании информационно-коммуникационных технологий в воспитательно - образовательном процессе соблюдаются санитарно-гигиенические требования.
Работа по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах с применением информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную информационно-коммуникационными технологиями, образовательную среду.
Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме.
Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка.
Таким образом, использование мультимедийных презентаций в дошкольном образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень. Несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу воспитателя.