Папки-передвижки

Использование ИКТ в проектной деятельности ДОО

Медведева Оксана Владимировна
Использование ИКТ в проектной деятельности ДОО

Козлова Ольга Викторовна – заместитель заведующего МБДОУ

"Детский сад №115",

Медведева Оксана Владимировна – старший воспитатель

МБДОУ "Детский сад №115"

В отличие от школьного образования, дошкольное рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с ребенком и его семьей. Самым важным в нашей деятельности является укрепление и сохранение здоровья, коррекция недостатков психического и физического развития воспитанников, создание эмоционально-комфортных условий для развития и социализации каждого ребенка.

Публикация «Использование ИКТ в проектной деятельности ДОО» размещена в разделах

К организации различных видов деятельности, в том числе образовательной, по реализации ООП дошкольного образования, к объединению детско-родительского и педагогического сообществ применяется системный подход. В нашем детском саду реализуются разнообразные формы включения и работы со всеми участниками образовательного процесса. Наиболее эффективной, на наш взгляд, является такая форма как проектная деятельность. Мы разрабатываем и реализуем как долгосрочные, так и краткосрочные проекты различного уровня : внутригрупповые и межгрупповые мини-проекты, общесадовские, проекты муниципального, регионального и федерального уровней. Разрабатываются они творческой группой, а в реализации принимают участие все участники образовательных отношений, в том числе и неорганизованные дети микрорайона, их родители, выпускники нашего детского сада. Современная ситуация требует от нас использования как традиционных, так и инновационных форм работы. Использование современных информационных технологий широко и разнообразно применяется в проектной деятельности.

Целью многих проектов является объединение детско-родительского и педагогического сообществ, формирование здорового образа жизни у детей и их родителей, что соответствует стратегии развития государства в настоящее время.

Наш детский сад посещают дети, как с нормой развития, так и дети с особыми образовательными потребностями. Это и дети с ограниченными возможностями здоровья, и дети с тяжелыми нарушениями (ДЦП, аттический спектр и др.). Все дети должны развиваться вместе и получать равные стартовые возможности, жить полноценной жизнью, что реализуется благодаря организации в ДОУ групп комбинированной направленности.

Основной целью государственной социальной политики в интересах детей-инвалидов на современном этапе является успешная интеграция их в жизнь общества, создание благоприятных условий и равных возможностей для обеспечения их прав на образование, всестороннее развитие и самореализацию. В рамках одного из наших проектов «Движение с радостью» совместно с НРООИ «Инватур» при участии привлеченных специалистов Факультета адаптивной физкультуры филиала Сочинского Государственного Университета Туризма и Курортного дела были определены критерии, по которым необходимо отслеживать динамику изменений в развитии детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, были организованы систематические игровые спортивные занятия с воспитанниками с использованием современной игровой консоли. Целью использования современных информационных технологий и интерактивных форм работы стало не только развлечение воспитанников, но и поддержание их физической формы, реабилитация детей-инвалидов. Программное обеспечение, имитирующее спортивные игры (настольный теннис, большой теннис, бокс, футбол, стрельба из лука и другие виды летнего и зимнего спорта, в отличие от компьютерных аналогичных симуляторов, в комплекте с выносными беспроводными датчиками, расположенными в спортивных аксессуарах, предусматривает возможность использования технологии в дошкольном образовательном учреждении во время занятий физической культурой. Целью использования такого оборудование является стимулирование и привлечение воспитанников к здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие координации движений и стимулирование двигательной мышечной активности, корректировка эмоционально-волевой сферы ребенка. По результатам проекта были разработаны рекомендации по использованию компьютерных технологий при разработке программ социальной реабилитации детей-инвалидов в коррекционных школах, в дошкольных и в общеобразовательных учреждениях города.

Одной из основных задач в рамках проекта стало создание в учреждении, использующем в своей работе инклюзивные подходы в образовании, условий участия детей с ограниченными возможностями в общих мероприятиях, стимулирующих их к занятиям физической культурой и спортом, создание устойчивого интереса к систематическим занятиям и основ здорового образа жизни. Еще одной задачей является формирование позитивного общественного мнения в отношении развития адаптивного спорта.

Данный проект муниципального уровня прошел успешно, был одобрен Департаментом образования г. Нижнего Новгорода, была отмечена положительная динамика в развитии воспитанников, получена высокая оценка со стороны Министерства социальной политики и Министерства образования Нижегородской области. Наивысшую оценку результатов работы в рамках проекта мы получили от родителей воспитанников, которые больше других были заинтересованы в положительных результатах и были первыми, кто их заметил.

В рамках этой деятельности мы проводили мероприятия не только по истории Олимпийских игр, но и по истории паралимпийского спорта. Здесь очень помогли ИКТ, которые позволили продемонстрировать детям видеоролики с достижениями людей с ограниченными возможностями здоровья.

Следующим шагом на пути развития инклюзивных подходов стало участие детского сада во Всероссийском проекте «Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам». Проект реализовывался с целью создания условий в ДОУ для эффективной организации инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ. В ходе проекта проходили интересные мастер классы для педагогов, родительские собрания, совместные мероприятия для детей и заключительный гала-концерт. В нашем детском саду педагогами старших и подготовительных групп была апробирована и дополнена, разработанная Аналитическим научно-методическим центром «Развития и коррекция» г. Москва, методика проведения «Уроков доброты» для дошкольников старшего возраста. Под руководством методической службы педагоги ДОУ научились рассказывать детям о людях, имеющих различные нарушения и ограниченные возможности здоровья, в доступной игровой форме. Работа педагогического коллектива была отмечена благодарностью за творческий неформальный подход к реализации проекта Аналитическим научно-методическим центром «Развитие и коррекция».

Благодаря сотрудничеству Детского фонда ООН ЮНИСЕФ в России и департамента образования администрации г. Нижнего Новгорода был реализован совместный проект «Учимся жить вместе», в рамках которого были отремонтированы и оборудованы элементами безбарьерной среды помещения бассейна и подходы к нему. Это позволило привлечь к занятиям плаванию детей с серьезными нарушениями развития, которые ранее не могли заниматься в нем.

В нашем учреждении также реализуется проект по социальной адаптации «Солнышку навстречу», целью которого является создание благоприятных условий для адаптации в условиях дошкольного учреждения, способствующих повышению адаптивных возможностей, необходимых для дальнейшего развития. Разработка данного проекта была обусловлена актуальностью создания адаптивной среды в ДОУ, включением детей, не посещающих дошкольное учреждение, в общий контекст возрастного развития в условиях общественного воспитания, озабоченностью большинства родителей эмоциональным комфортом и физическим состоянием ребенка с приходом в детский сад. Участниками данного проекта стали семьи, воспитывающие детей раннего возраста (неорганизованные дети микрорайона, воспитанники ясельных групп и их родители, заведующий, старший воспитатель, педагог дополнительного образования, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели групп для детей раннего возраста.

В детском саду проводятся различные мини-проекты спортивной и интеллектуальной развивающей направленности с участием родителей (законных представителей, например «Бабушкины руки», «Обучение с развлечением», «Моя мамочка лучшая самая!», «Папы разные нужны, папы всякие важны!», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Мой любимый город» и многие другие.

По итогам каждого проекта проводятся заключительные мероприятия в форме концертов, праздников, гала-концертов, выставок-галерей, передвижных экспозиций, презентаций, на которых очень ярко видны все результаты работы. Наиболее запоминающимися стали праздники микрорайона «Самолетики счастья» и «Да здравствуют дети на всей планете!», которые вызвали бурный восторг всех участников, и их решено было сделать в ДОУ традиционным.

Еще одним направлением в работе ДОО является воспитание экологической культуры. В рамках этого проекта в 2013-2014 уч. году наш детский сад принимал активное участие в Проекте ГБУ НО «Экология региона» при поддержке Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, в рамках которого проводились открытые занятия в ДОУ, в соответствии с п. 5.2 областной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009-2014 гг.», в целях формирования культуры обращения с отходами у детей дошкольного возраста на тему «Воспитание культуры обращения с отходами у детей дошкольного возраста». ИКТ использовалось как в подготовительной работе, так и на самих занятиях, демонстрировались презентации и видеоролики, например, «Мы – хозяева Земли», «Какой бывает мусор» и др.

Так как современные условия требуют и от детей знаний компьютера и современной техники, то наш проект «Компьютер и дети» становится все более актуальным. В рамках данного проекта проводятся как индивидуальные занятия, так и подгрупповые. Дети знакомятся с разнообразием современной компьютерной техники, ее устройством и назначением, получают практические навыки работы с компьютером, интерактивной доской, стилусами различной конфигурации и т. д.

Уже традиционным стал проект Областной детской библиотеки «День чтения круглый год», в рамках которого расширятся кругозор детей, обогащается словарный запас, пополняется багаж знаний. В рамках этого проекта и в воспитательной работе по духовно-нравственному и нравственно патриотическому воспитанию мы используем возможности компьютера для приобщения к истокам русской культуры, даем представление о появлении письменности, книг и т. д. В этом году мы совместно с Государственным литературно-мемориальным музеем Н. А. Добролюбова разработали выездной музейный культурно-образовательный проект «Азбука музея» или «Музей в «ЧЕМОДАНЕ», в рамках которого сотрудниками музея проводятся выездные встречи с использованием ИКТ (презентации, виртуальные экскурсии).

Мы надеемся продолжение данного сотрудничества, разрабатываем собственные темы, расширяем тематику. Кроме того современные технологии позволяют знакомить детей не только с Нижегородскими музеями, но и с любыми другими, так как почти все музеи на современном этапе имеют виртуальные формы. Это в первую очередь важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, так не во всех музеях есть возможность создания безбарьерной среды (в силу тех или иных обстоятельств). Виртуальные музеи позволяют приближать/удалять интересующие объекты, перемещаться в 3-D пространстве, уменьшать/увеличивать масштаб (вплоть до увеличения мазка на картине, трещинки на мебели т. д.). Немаловажен и тот факт, что интерфейс большинства из них доступен даже дошкольнику.

При использовании таких форм очень важно подобрать объекты интересные как для мальчиков, так и для девочек, например путешествуя по виртуальному пространству Московского кремля мальчикам будут интересны кабинет президента и портреты военных чинов прошлых веков, а девочкам убранство залов, портреты Императриц и т. д. Но и тем, и другим будет интересно, например, посмотреть на вид московского кремля с высоты птичьего полета (что, кстати сказать, в реальности мало кому доступно).

В современной сети Интернет очень ярко представлены и образовательные сайты непосредственно для детей (школьников, дошкольников, например «Детям. Президент России гражданам школьного возраста», где в доступной форме с использование мультипликационных персонажей дана информация об истории России, армии, Победе, президенте и т. д. Материалы представлен визуальным рядом, аудиодорожками, которые в сочетании дают полное погружение в тему.

Самыми важными для воспитания подрастающего поколения мы считаем проекты, посвященные Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., «65-летие Великой Победы» и «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

Мы используем в данном проекте и традиционные формы работы (беседы, ЧХЛ, продуктивная деятельность и т. д., но немаловажную роль в понимании детьми важных моментов истории играет аудио-визуальное воздействие средствами ИКТ (видеоролики, видеофрагменты).

В работе с детьми используются как традиционные презентации о тех или иных событиях, героях и др., так и современные формы - «виртуальный музей», «виртуальная экскурсия», которые позволяют дать воспитанникам более широкое представление о важном событии в истории нашей страны.

Для использования данной формы работы, чаще всего, необходимо подключение к сети Интернет, что в некоторых детских садах может являться препятствием, так как в современной экономической ситуации не все имеют в наличии локальную сеть или wi-fi. Эту проблему может решить использование usb-модема.

В данный проект родители (законные представители) включаются с наибольшей активностью и желанием. По запросу родителей проводились индивидуальные консультации по вопросам изучения истории семьи, даны рекомендации по созданию альбомов и презентаций с использованием возможностей всемирной компьютерной сети. Это и обращение к сайтам «Мемориал», «Подвиг народа» и др., которые помогают и родителям и детям узнать больше о предках, героях и истории тех лет. Результатом стало сплочение всех участников образовательных отношений в подготовке к празднованию 70-летия Великой Победы, многим семьям удалось найти неизвестные ранее факты, создать альбомы и ширмы, которые, в последующем могут стать семейными альбомами, реликвиями. Кроме того, вдохновило на созданию интересных композиций и поделок к выставке к Дню Победы.

Родители могут ознакомиться с планами проектов, ходом их реализации и посмотреть фото отчеты по итогам проектов на сайте учреждения. Так же могут оставлять отзывы и вопросы, делать запрос на консультации.

Возможности использование ИКТ в образовательном процессе постепенно расширяются благодаря укреплению материальной базы учреждения, оснащение подготовительных групп стационарными экранами, появление интерактивной доски, электронного пианино, создание отдельного рабочего места с ПК для педагогов в методическом кабинете и др. Кроме того, педагоги постоянно повышают свои ИКТ-компетенции на курсах повышения квалификации НИРО, интернет-образовательных порталах, вебинарах и семинарах.

Использование ИКТ в проектной деятельности позволяет вовлечь в образовательный процесс всех участников, сделать его более увлекательным, эффективным и продуктивным.

Желаем вам успехов и творчества в работе!

Публикации по теме:

Презентация «Использование ИКТ в совместной деятельности педагогов и детей» Информационно-коммуникационные технологии входят в число современных образовательных технологий. В связи с этим дошкольное образование активно.

Использование информационно-коммуникативных технологий в проектной деятельности Так как наука и техника не стоят на месте, то использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Использование проектной деятельности в формировании социокультурных ценностей у всех участников образовательного процесса «Нам как никогда нужно создать такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство, семья,.

Использование проектной деятельности в развитии детской одаренности Детская одаренность занимает одного из главных мест среди интересных явлений природы. Педагогов на протяжении многих лет волнуют проблемы.

Использование ИКТ в образовательной деятельности педагога ДОУ .

Использование инструмента коучинга «Колесо баланса» в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Я прошла обучение в Центре повышения квалификации по программе «Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС ОО». Сегодня поделюсь.

Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возрастаИспользование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста Социально-личностное развитие – процесс формирования у детей структурированных представлений о социальной деятельности, адекватных форм.

Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста Социально-личностное развитие – процесс формирования у детей структурированных представлений о социальной деятельности, адекватных форм.

Использование проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Проект «Бал цветов» Педагогический проект «Бал Цветов» Цветы ранимы и желанны, Цветы прекрасны и нежны. Как грустно станет на планете Без ярких капель красоты.

Консультация для воспитателей «Использование проектной деятельности во взаимодействии с семьями воспитанников» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ИКТ в проектной деятельности ДОО
Опубликовано: 8 ноября 2018 в 12:02
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД