МААМ-картинки

Использование ИКТ в работе логопеда

Ольга Никитина
Использование ИКТ в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

«Речевое развития детей

с помощью компьютерных

средств обучения»

Всего два десятилетия назад казалось, что компьютер это сложный и загадочный прибор отдаленного будущего, который доступен только избранным. А сегодня, благодаря своей многофункциональности он полезен человеку любой профессии. Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании. Компьютер может быть применён не только как практическое пособие на уроках информатики, но и как средство расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса всех учебных заведений от детского сада до школы. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых, обратить его в полезное русло. В связи с этим возникла необходимость в “приобщении” детей к компьютерному миру, как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, с тем, чтобы этот мир стал для ребёнка привычным и естественным.

Публикация «Использование ИКТ в работе логопеда» размещена в разделах

Л. С. Выготский писал, что детская игра рождается из противоречия: ребенок хочет действовать как взрослый, но не может, так как еще мал, и тогда, вместо того, чтобы скакать на лошади или управлять настоящим автомобилем, он садится верхом на палочку или даже просто гудит сам как автомобиль или поезд, т. е. играет, замещает действительность в игре. В случае с компьютером мечта ребенка легко сбывается, но только благодаря специальным компьютерным игровым программам. Так рождается мотивационная готовность к вхождению в компьютерный мир, появляется желание освоить компьютерные премудрости и начать игру.

Цель данной работы :

- Обследование состояния произносительной стороны речи с помощью компьютерных средств обучения.

- Повышение уровня речевого развития детей с помощью компьютерных средств обучения.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

• Обследование звукопроизношения

• Развитие фонематического слуха.

Работа над голосом.

• Закрепление правильной артикуляции звуков, автоматизация звуков.

• Формирование слоговой структуры слова

• Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

• Развитие навыка звукобуквенного анализа

• Формирование грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи.

• Развитие психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания.

Используя компьютерные технологии, я остановились на следующих видах работы :

I раздел Обследование звукопроизношения

II раздел Индивидуальные логопедические занятия

I раздел Обследование звукопроизношения

Для проведения логопедического обследования звукопроизношения использую :

«Обследование состояния произношения свистящих, Ц, ТЬ и шипящих звуков»

«Обследование состояния произношения сонорных звуков и Й» в программе (Power Point). См. Приложение 1

Для обследования произношения различных групп звуков подобраны картинки, где нужный нам звук есть в начале, середине, конце слова. Обязательна и позиция в стечении других согласных. Ведь ребёнок может правильно произносить звук, например, в начале и середине слова в прямом закрытом или открытом слоге (лук, пила). И, одновременно, искажать его в обратном закрытом слоге конца слова или опускать его в стечении согласных: поw (пол, кубника (клубника). Имеют значение и уровни нарушенного произношения: от полного неумения произносить звук, до недостаточной автоматизации произнесения в словосочетаниях и предложениях: сом, весы, лес, но "Фоня пьёт фок" (Соня пьёт сок). А также недостаточной дифференциации, иначе различения, от сходных звуков: "По соше с шумом несутся машины" (По шоссе с шумом несутся машины).

Несомненно, ребёнку было бы скучно просто повторять слова за логопедом. Поэтому мое обследование звукопроизношения носит игровой характер. Приведу некоторые словесные игры, используемые при обследовании произношения звуков с использованием пособия, составленного в программе (Power Point) :

"Один - много" (синяя сумка - синие сумки, железный замок - железные замки, Соня пьёт сок - Света и Соня пьют сок)

"Большой - маленький" (кувшин - кувшинчик, ящик - ящичек скамейка - скамеечка)

"Он - она" (Женя упал - Женя упала, Женя заплакал - Женя заплакала)

"Делает - сделал" (девочка рисует бабочку - девочка нарисовала бабочку)

"Раз - два - три - точно слово подбери" (Рома через дорогу переходит, Рома к дому подходит, Рома в свой дом заходит и т. д.)

"Кто где спрятался" (мишка залез на шкаф, кот под шкаф, щенок за шкаф)

"Назови одним словом" (юбка, платье, пиджак, жакет - это одежда)

"Раз - два - три - четыре - профессия самая нужная в мире" ("Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас")

"Раз - два - три - четыре - пять - вот про что хочу сказать". Он жёлтый - этот подсолнух. Она жёлтая - эта рубашка. Оно жёлтое - это платье. Они жёлтые - эти кружки.

"Буква слово изменяет, к нему вниманье привлекает" (дом - том, бочка - почка)

"Буква заблудилась". "На виду у детворы крысу красят маляры" и др. А. Шибаев [3]

В ходе обследования детям предлагается определить существенные признаки, составить рассказ по картинкам со скрытым смыслом и выполнить много другого, не менее интересного.

II раздел Индивидуальные логопедические занятия

На индивидуальных логопедических занятиях я использую следующие обучающие игровые программы

1. Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры”.

Все упражнения программы построены в игровой форме. Компьютерный герой весёлый и забавный Тигрёнок, который объясняет ученикам цель и правила предлагаемого задания, помогает его выполнить. Тигрёнок хвалит ребё нка при правильном выполнении задания: “Хоррррошо!”, подбадривает, если не всё получается: “Не унывай!”, “Попробуй ещё!”, иногда сердится: “РРРРР”, но интонация при этом добрая и ребёнку тут же хочется выполнить задание лучше.

Программа “Игры для Тигры” представляет собой работу с блоками :

- “Просодика”;

- “Звукопроизношение”;

- “Фонематика”;

- “Лексика”.

Каждый блок включает в себя модули, так блок “Просодика” включат модули:

- “Дыхание”;

- “Слитность”;

- “Ритм”;

- “Тембр”.

Блок “Звукопроизношение” представлен модулями:

- “Свистящие звуки”

- “Шипящие звуки”

- “Звук “Л”

- “Звук “Р”

Блок “Фонематика” состоит из четырё х модулей:

- “Звуки”;

- “Слова”;

- “Анализ”;

- “Синтез”.

Блок “Лексика” включает в себя три модуля:

- “Слова”;

- “Словосочетания”;

- “Валентность”.

Программа “Игры для Тигры” предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребенка. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.

Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками. Таким образом, не требуется специального обучения работы с программой, и пользовательские навыки приобретаются непосредственно в процессе ее применения.

2. Использую также СD “Домашний логопед” (практический курс).

Мультимедийный диск “Домашний логопед” предназначен для работы над звуками речи и представлен разделами:

1. Согласные звуки.

2. Гласные звуки.

3. Советы родителям.

4. Мини – игры “Звуковичок”, “Угадай – ка”.

В первых двух разделах в игровой форме содержится материал, который помогает сделать произношение чётким, и представлен подразделами:

- правильная артикуляции звуков;

- подготовительные упражнения;

- постановка звуков;

- автоматизация в слогах, словах, предложениях, фразовой речи;

- весёлые скороговорки;

- поучительные пословицы и поговорки.

Мини – игры “Звуковичок”, “Угадай – ка” формируют навыки верного произношения звуков, помогают развивать неречевой и фонематический слух.

3. Программно-методический комплекс “Развитие речи”.

Он включает в себя следующие разделы :

1. Неречевые звуки, Звукоподражание.

2. Речевые звуки.

3. Развитие связной речи.

4. Интерактивный раздел.

В первом разделе Неречевые звуки, Звукоподражание два режима работы : Изучение и Задание, что позволяет мне осуществлять дифференцированный подход в процессе коррекционной – развивающей работы. В режиме Задание предусматривается несколько уровней сложностей.

Раздел “Речевые звуки” включает в себя четыре подраздела :

“Голосистые” звуки (три уровня сложности, “Безголосые” звуки, звуки – “двойняшки”, “Сердитые и ласковые” звуки.

В этих подразделах ученики учатся узнавать звуки в словах, считать количество звуков на слух, определять расположение изучаемого звука в слове, определять количество слогов в слове, выделять слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Разделе “Развитие связной речи” представлен мультимедийными играми – заданиями следующих типов:

- “ Слово – действие”, “ Подбери действие”, “Слово – признак”, “Подбери признаки” с несколькими уровнями сложностями;

- “Составляем описание”;

- “Послушай рассказ”.

Ценность этого комплекса в том, что в каждом задании трёх разделов на панели меню имеется клавиша Отключить/Включить голос диктора, которая отключает все дикторские инструкции. Используя эту клавишу, логопед может самостоятельно объяснять ученикам все задания с целью достижения лучшего понимания задачи.

Последний “Интерактивный раздел” представлен набором тематических картинок и карточками со звуковыми и слоговыми схемами, которые можно переносить на рабочую область, изменять размер, перемещать, удалять.

4. «Автоматизация согласных 1.0»

Программа предназначена для быстрой подготовки материала к логопедическим занятиям по автоматизации произношения согласных звуков, формирования слоговой структуры слова

. Программа "Автоматизация согласных" применяется при нарушениях речи у детей. Выбрав "трудный" звук, Вы получаете список слов с этим звуком, причем, каждое слово сопровождается картинкой. Эта программа позволяет подобрать слова для занятий, а затем распечатать их. Программа позволяет выбрать необходимый звук, указать его позицию в слове (в начале, в середине или в конце, а также задать уровень сложности подбираемых слов (существует до 15 уровней сложности)

Предлагаемая методика работы с детьми с нарушениями речи, основанная на использовании программы «Автоматизация согласных», имеет следующие преимущества:

-Работа одновременно со словом и картинкой, что особенно важно в связи с преобладанием у детей дошкольного возраста и детей с ЗПР наглядно-образного мышления.

-Возможность развития мелкой моторики: раскрашивание, вырезание, манипуляции с картинками.

-Использование различных речевых заданий, приводимых в методических указаниях к программе, для развития внимания, памяти, мышления.

По сравнению с распространенными среди логопедов многочисленными пособиями, наша программа позволяет:

-Сократить время при подготовке к занятию, быстро подобрав и распечатав слова с нужным звуком.

-Строить занятия по принципу «от простого к сложному» за счет возможности подбирать слова с нужной структурой (число слогов, открытые или закрытый слоги, наличие стечений согласных).

Гигиенические нормы и рекомендации работы за компьютером

Максимальная одноразовая длительность работы на компьютере не должна быть более указанной ниже:

• для детей 6 лет I-II групп здоровья - 15минут в день;

• для детей 6 лет III группы здоровья- 10 минут вдень;

• для детей 5 лет I-II групп здоровья - 10 минут в день;

• для детей 5 лет III группы здоровья- 7 минут в день;

• для детей 6 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения - 10 минут в день;

• для детей 5 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения - 7 минут в день,

Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:

• первая половина дня - оптимальна;

• вторая половина дня - допустима. Занятие с использованием компьютера во второй половине дня следует проводить в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 16 ч 00 мин до 17 ч 00 мин, после дневного сна и полдника.

Рекомендуемая максимальная кратность работы на компьютере в течение недели для детей 5 и 6 лет- 1-2 раза.

Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно. Объясняется это тем, что работоспособность ребенка уже к четвергу снижается, а в пятницу происходит ее резкое снижение в силу накопившейся недельной усталости.

В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить офтальмотренаж (специальные упражнения для глаз).

Время и место проведения гимнастики

Зрительная гимнастика проводится дважды в течение развивающего занятия с использованием компьютера : первый раз - в середине работы на компьютере (после 5 минут работы для пятилетних и после 7-8 минут для шестилетних детей) и второй раз - по окончании работы на компьютере или после завершения всего развивающего занятия с использованием компьютера (после заключительной части).

Длительность зрительной гимнастики во всех случаях равняется 1 минуте.

Зрительная гимнастика во время работы на компьютере

Упражнение 1 - со зрительными метками

В кабинете заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать по изучаемой теме, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет. Сюжеты логопед может придумывать сам и менять их время от времени. Примерами игровых сюжетов могут быть следующие. В центре стены помещается машина (или голубь, или самолетик, или бабочка). В углах под потолком стены - цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Голубь может лететь на веточку или в домик.

Упражнение 2 - со зрительными метками и поворотами головы

Выполняется так же, как предыдущее упражнение, но дети должны выполнять его с поворотами головы.

Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки дети должны отыскивать по всему кабинету.

Зрительная гимнастика после занятия с использованием компьютера

Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Рекомендуются следующие варианты упражнений.

Упражнение 1

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Упражнение 2

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.

Вывод

Первые опыты применения компьютера позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ.

1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.

2. Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

3. Это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей.

4. Компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. В процессе своей деятельности за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

5. Компьютер очень “терпелив”, никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет пока он сам исправит их.

Компьютер является особым средством ТСО – современной, мощной, более совершенной техникой, реализующей процесс обучения в режиме диалога «компьютер – учащийся». При этом наглядно реализуется дидактический принцип индивидуального подхода, позволяющий каждому ученику при усвоении учебного материала достигнуть такого уровня, который бы соответствовал бы возможностям обучаемого [2]. Ребенок в диалоге с компьютерной программой углубляет и расширяет свои знания, «дружественное отношение» компьютера к учащемуся является стимулом в работе и не только повышает уровень знаний по определенной теме, но и демонстрирует потенциальные возможности использования компьютера в дальнейшей педагогической деятельности. Правильное использование компьютера приводит к повышению мотивации детей к занятиям с логопедом, к адекватной оценке ребенком своих действий, к формированию сотрудничества между ребенком и логопедом. Ребенок воспринимает логопеда как помощника, к советам которого необходимо прислушиваться. При этом формируется такая форма общения между ребенком и педагогом, которая необходима как дошкольнику, так и младшему школьнику для обучения в школе. Общаясь с компьютерным героем во время занятия, ребенок начинает спрашивать логопеда о том, что нужно сделать, чтобы выполнить то или иное задание. Он радуется, когда «независимый» компьютерный герой «дарит» ему подарки. Ребенок при этом постоянно стремится исправить свои ошибки, чтобы его «компьютерный друг» и логопед похвалили его. При этом и у логопеда появляется стимул в работе, интерес к дальнейшей организации своей деятельности. Интерес становится взаимным, а это уже является залогом успешной работы. Ребенок с нетерпением ждет очередного занятия с логопедом, кроме того, стремится выполнять «компьютерные» домашние задания.

Работая с компьютером, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т. д.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики. В любых играх самых простых и сложных детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Не зря бытует такое выражение «наша речь на кончиках наших пальцев». Существует даже простой мини-тест речевой готовности ребенка: его просят поочередно показать один, два, затем три пальца руки. Если ребенок делает это свободно, это говорит о том, что артикуляционная моторика практически сформирована. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу, это относится и к работе зрительного анализатора. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцам рук и при этом еще и думает над заданием. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютере.

Кроме всего перечисленного, компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится более эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

На тех занятиях, где используется компьютер, дисциплина всегда лучше. В результате занятий у многих детей сглаживается негативизм. Если на замечания логопеда ребенок часто реагирует негативно, то на замечания компьютерного героя дети не обижаются, ведь после каждого успешно выполненного задания они получают «приз», при этом ребенок эмоционально реагирует на такое поощрение и радуется виртуальным подаркам, чуть ли не больше, чем настоящим. таким образом, использование компьютера позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы логопеда.

Таким образом, можно говорить о том, что компьютер это путь к интеллектуализации ребенка, помощь в диагностике развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие детской инициативы и любознательности, создание элементов развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и положительного эмоционального фона. Применение компьютера возможно и необходимо. Оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивает ребенка.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в работе учителя-логопеда «Использование дидактических игр в коррекционной работе учителя-логопеда». Цель: Создать благоприятные условия, стимулирующие процесс коррекции.

Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда Выступление на ППО. Тема: "Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда" Подготовила: учитель-логопед Адаричева Ф. Б. МБ ДОУ.

Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда Мы живем в век активного проникновения информационных технологий во все сферы жизни, в т. ч. в образование. Информационные технологии проникают.

Использование конструктора в работе учителя-логопедаИспользование конструктора в работе учителя-логопеда .

Использование нетрадиционных технологий в работе учителя-логопеда «Манкотерапия» Дети нынешнего века, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи, ставят перед педагогом задачи совершенствования дидактических.

Использование загадок в работе логопеда Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные.

Как ИКТ могут помочь в работе логопеда Как ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе? 1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога.

Мастер-класс «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в системе реализации ФГОС» Цель: Повышение у педагогов интереса к использованию мультимедийных презентаций в учебно-воспитательном процессе; расширить познания в области.

Мастер-класс «Использование театрализованных игр в работе учителя-логопеда» .

Использование нетрадиционных технологий в коррекционной работе логопеда «манкотерапия» Дети нынешнего века, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи, ставят перед педагогом задачи совершенствования дидактических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ИКТ в работе логопеда
Опубликовано: 20 апреля 2017 в 15:28
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование ИКТ в работе логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Никитина (УИ 75824) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД