Граева Светлана
Использование информационных технологий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование инновационных технологий в детском саду
Инновационные технологии в детском саду — это создание и внедрение новых приемов обучения и воспитания. Основная цель - модернизация всех процессов образования. Педагогические коллективы ДОУ разрабатывают новые методики и модели по интеллектуальному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.
Современные технологии в детском саду используют с целью :
повышения качества образования и воспитания;
обеспечения процессов модернизации, направленных на улучшение качества образовательных услуг в целом;
Публикация «Использование информационных технологий в ДОУ» размещена в разделах
реализации программы федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Ускоренные темпы развития дошкольного образования проявляются после внедрения программы федерального государственного образовательного стандарта. Новые нормативные требования направлены на пересмотр педагогических стратегий, которые применялись на протяжении длительного времени. На сегодняшний день инновационные технологии в ДОУ формируются методом переосмысления педагогических методик, которые применялись в прошлом. В основу берут методики развития, разработанные отечественными и зарубежными педагогами.
Использование инновационной педагогической деятельности лежит в основе современной образовательной практики в ДОУ. Нестандартные приемы и способы по организации учебно-воспитательной работы положительно оцениваются воспитателями, родителями и находят живой отклик у детей. При внедрении инноваций в педагогическую практику становится проще обеспечить взаимодействие с коллективом дошкольников. Разработка, внедрение и адаптация новаторских портфелей все еще вызывает затруднения у многих воспитателей. Новшества предполагают введение в процесс образования и воспитания улучшенных идей, созданных творческими усилиями педагогического коллектива.
Основная цель — получение более качественных результатов и повышение эффективности процессов обучения и воспитания.
Использование инновационных технологий в ДОУ позволяет решить такие задачи как:
развить индивидуальность дошкольников;
развить инициативность, самостоятельность, способности к творческому самовыражению;
повысить интерес к исследовательской деятельности;
развить любознательность;
стимулировать активность к игровой и познавательной деятельности;
повысить уровень интеллектуального развития дошкольников;
развить нестандартность мышления и креативность.
Основным отличием внедрения инновационных технологий в ДОУ является то, что воспитатель исполняет роль соучастника процесса, а не наставника.
К творческой активности детей побуждает наличие свободы. Детям не дают знания в готовом варианте, а побуждают добывать его в ходе исследовательской деятельности. Этим инновационный подход в обучении и воспитании отличается от традиционных методик, которые применяли на протяжении длительного времени во всех российских детских садах.
К инновационным для ДОУ относятся технологии :
сберегающие здоровье;
проектной и исследовательской деятельности;
информационно-коммуникационные;
«лэпбук»;
личностно-ориентированные;
игровые;
проблемного обучения и т. д.
Под здоровьесберегающими технологиями понимается система мер по охране и укреплению здоровья дошкольников, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.
Цель технологии проектной и исследовательской деятельности: развить и обогатить личный опыт дошкольников методом межличностного взаимодействия при реализации какого-либо проекта, сформировать навыки к исследовательскому типу мышления. Исследования могут проводиться на самые разные темы с активным использованием опытно-экспериментальной деятельности.
К информационно-коммуникационные технологиям относятся :
компьютеры;
магнитофоны;
интерактивные доски;
телевизоры;
фотоаппаратура и т. д.
С помощью ИТК воспитатель решает образовательные и воспитательные задачи. Инновационные технологии в ДОУ помогают строить процессы обучения на основе зрительного (анимация, презентация, слухового и осязательного восприятия. Такие методики используют для занятий с детьми разных возрастных групп.
Лэпбук — это интерактивная папка в виде самодельной книжки-раскладушки, в которой могут содержаться элементы в форме дверок, кармашков, конвертов. Создают лэпбук дети совместно с воспитателем. В книжке собирают материал по какой-то конкретной теме. Методика дает возможность дошкольнику ознакомиться с наглядным материалом, сложить и открыть детали по своему желанию.
Инновационные личностно-ориентированные технологии направлены на развитие индивидуальности и личных качеств дошкольника. Ориентир делают на умении решать конфликтные ситуации мирным способом, на способность вести диалог, понимать интересы собеседника и реализовывать творческую деятельность. Занятия состоят из игр, обсуждений, театральных сценок. Совместная деятельность детей приучает уважать интересы других и выражать свое личное мнение при обсуждении любых вопросов.
Обучаемые технологии в игровой форме позволяют быстро запомнить новый материал, развить навыки социализации. Игры различаются на интеллектуальные, двигательные, психологические.
По характеру педагогического процесса игры подразделяются на:
тренировочные;
обучающие;
познавательные;
контролирующие;
воспитательные;
диагностические;
развивающие.
По игровой методике есть игры с установленными правилами, а также с правилами, которые устанавливают уже по ходу игры.
По содержанию инновационные игровые технологии подразделяются на :
математические;
музыкальные;
логические;
логопедические;
специальные и т. д.
Чтобы инновационная технология работала, воспитатель должен контролировать деятельность детей, провоцировать их к проявлению самостоятельности и активности.
Инновационные технологии проблемного обучения строятся на том, что воспитатель создает определенную проблему и просит детей решить ее самостоятельно. Педагогический прием развивает логическое мышление, помогает искать творческий подход к решению поставленной задачи, учит мыслить самостоятельно.
Анализ эффективности внедрения инновационных технологий в ДОУ проводит воспитатель. Он делает отчет о проделанной работе и представляет его руководителю ДОУ. В отчете указывает этапы реализации плана, сроки проведения, цели, задачи, эффективность инновационной разработки. Анализ проведенной работы дает возможность понять ошибки, которые были допущены воспитателем, провести корректирующие действия, что в последующем поможет не допускать ошибок, позволит доработать инновационные технологии и внедрить их в процесс образовательной и воспитательной деятельности в детском дошкольном образовательном учреждении.