Получи документы

Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений у детей 6–7 лет (17 фото)

Ольга Тимощенко
Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений у детей старшего возраста

Этот опыт актуален лично для меня, потому что исследовательская деятельность используется в основном в экологическом и познавательном развитии дошкольников. Мне же интересно было посмотреть как можно использовать исследовательскую деятельность для математического развития.

Публикация «Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений у детей 6–7 лет» размещена в разделах

В педагогической деятельности существует множество технологий. Для меня же более интересной показалась проблемно-исследовательская технология и я решила ее применить на практике. Ее целью является: развитие элементарных математических представлений на основе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Исходя из этой цели, помимо задач на развитие математических способностей: счёта, измерения мною были определены следующие задачи

• Формировать активное отношение к собственной математическо - познавательной деятельности.

• Развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения.

• Создавать условия для проявления детской активности в математических проблемно – поисковых ситуациях.

• Развивать потребность в интеллектуальном общении.

• Создавать условия для активной и самостоятельной познавательно-исследовательской детской деятельности.

• Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

• Развивать индивидуальность каждого ребенка, инициативность, стремление использовать имеющиеся знания и умения в новых условиях.

Невозможно реализовать поставленные цели и задачи без создания определённых условий, которые будут способствовать дальнейшей работе при использовании данной технологии. Что же это за условия?

1. Обеспечение активности ребенка в математической деятельности через мотивацию.

2. Участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий.

3. Выражение сущности этих действий в речи.

4. Проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных.

5. Использование экспериментирования, игровых ситуаций, решения задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации и др.) и применение их в математической деятельности.

6. Необходимость взаимодействия ребенка и образовательного пространства.

Реализация данной технологии невозможна без создания специального образовательного пространства в группе, которое состоит из следующих компонентов:

• предметная среда

• содержание образования

• взаимодействие педагог - ребенок - дети

При построении образовательного пространства я учитываю как уже всем хорошо известные общедидактические принципы так и специфические.

На них я остановлюсь подробнее:

Принцип соответствия особенностям развития и саморазвития

Предполагающий создание условий для детской активности, которые определяет сам ребенок, в зависимости от своего внутреннего состояния. И создание условий взрослым, который организует деятельность ребенка.

Принцип информированности, обогащенности .

Этот принцип мною обеспечивается разнообразной тематикой, элементов среды. При этом образовательная среда становится неисчерпаемой, удовлетворяет потребности ребенка в новизне. Информация предлагается в доступной, эмоционально привлекательной, наглядной, практической форме.

Выстроенные цели и задачи мне позволили определить средства такие, как:

• Математические игры

• Проблемные ситуации, вопросы

• Экспериментирование и исследовательская деятельность

• Творческие задачи, вопросы и ситуации

Наиболее эффективным методом, позволяющим использовать все перечисленные средства является метод проектной деятельности. Он позволяет детям самостоятельно или совместно со взрослыми формировать практический опыт, добывать его путем поиска и эксперимента, анализировать и преображать, т. е. другими словами, добывать знания самостоятельно. А это и заложено в основу любой исследовательской деятельности, которая является прочным фундаментом к успешному обучению в школе.

Хочу представить вашему вниманию несколько самых ярких проектов, которые были реализованы в моей группе.

Проект «Русь мастеровая»

Этот проект предполагался как стартовый и закладывал основу экспериментирования в развитии математических представлений. Ребятам предлагалось посетить разнообразные ремесленные мастерские и в частности «Швейную мастерскую» где они должны были измерить готовые формы платья и подобрать определённой длины тесьму. Также ребята должны были подобрать определённой количество украшений.

Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений у детей 6–7 лет
Фото №1 Исследовательская деятельность исследовательской деятельности в процессе развития элементарных

. В данном проекты у дошкольников формируются такие элементы математического развития как:

Мотивация на поиск решения через игровую установку

Освоение математических эталонов и навыков (счёт и измерение)

Умение решать противоречия и устанавливать закономерности

В процессе работы в мастерской дети решали такие ситуации и задачи с которыми они не сталкиваются в повседневной жизни. Например:

• сколько необходимо бусин на большое платье и маленькое;

• как разместить красивые бусины для украшения сарафана, чтобы и белых и красных бусин было чётное количество;

• какой покрой сарафана будет самым лучшим для того, чтобы поместилось определённое количество тесьмы, бусин, цветков)

Данный игровой проект позволил мне решить очень много задач, а главное увидеть заинтересованность и желание детей участвовать в подобного рода деятельности.

Проект «Кафе в гостях у Вини - Пуха»

Это долгосрочный игровой проект, в процессе которого дети осваивают такие умения как:

Измерение сыпучих и жидких материалов

Измерение барического веса различных сыпучих и жидких материалов

Умение принять и выполнить учебную задачу (приготовление теста по рецепту)

Фото №2 Математические представления ФЭМП математических представлений у детей старшего возраста Этот опыт актуален лично для меня потому что Фото №3 Исследовательская и экспериментальная деятельность исследовательская деятельность используется в основном в экологическом и познавательном развитии дошкольников

Закрепление пространственных представлений, геометрических фигур и их особенностей:

ситуация «Рассади гостей кафе за столы», где детям предлагалось выяснить какой стол будет самым оптимальным для размещения наибольшего количества гостей (круглый, квадратный, прямоульный или треугольный стол)

Фото №4 Мне же интересно было посмотреть как можно использовать исследовательскую деятельность для математического развития Фото №5 Математические представления ФЭМП Подготовительная группа Развитие ребенка

Закрепление навыков счета, пересчёта, отсчёта и состава числа, как например, в игровой ситуации «Удобный способ оплаты». Для расплаты на кассе, детям нужно было посмотреть свой выписанный чек и выбрать удобную комбинацию набора денег. Если чек, выдаётся на 7 рублей, необходимо подать кассиру следующие купюры: 2 +2+2+1 или 3+4 или 5+2 и т. д.

Фото №6 Материалы для педагогов Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка январь В педагогической деятельности существует множество технологий

Развитие навыков анализа и синтеза как в игровой ситуации «Угощение». Официантам необходимо разделить необходимое количество пирожных разного размера или большой торт или шарики мороженного на определённое количество гостей поровну.

Фото №7 Для меня же более интересной показалась проблемно исследовательская технология и я решила ее применить на практике Фото №8 Ее целью является развитие элементарных математических представлений на основе познавательно исследовательской деятельности дошкольников Фото №9 Развивать умение обобщать сравнивать выявлять и устанавливать простейшие закономерности связи и отношения

Проект «Почемучкины измерялки»

Данный проект был краткосрочным потому, что исходил непосредственно от самих детей. Ребятам стало интересно, какие меры длины и массы были в старину и как ими измеряли. В процессе данного проекта дети сами пришли к выводу о необходимости установления единой системы измерения длины, веса и расстояния.

Данный проект, помог сформировались следующие математические представления:

Развитие навыков анализа и пространственных отношений

Освоение принципа сохранения массы

h4][/h4]Проект «Новый год в Петербургской навигацкой школе»

Данный проект был долгосрочным. Идея проекта возникла тогда, когда я узнала, что в группе есть дети военнослужащих моряков и они с упоением рассказывали о том, как их папы ходят в море, работают с интересными приборами и прокладывают разные маршруты в море. Ребята стали приносить разнообразную литературу про моряков и задавать, интересующие их вопросы. Тогда я предложила им узнать, как и где раньше в старину готовили моряков, а главное где в России появились такие школы и как они назывались.

Данный проект, помог сформировались следующие математические представления:

Навыки счёта и решения логических задач с помощью условных буквенных обозначений (решение задач с помощью буквенной математической азбуки и старинных обозначений цифр)

Развитие пространственных и временных отношений

Детям предлагается проложить путь корабля и его длительность в зависимости от расстояния.

Освоение комбинаторных навыков.

• Предлагается на корабле перевезти груз и выдаётся карта маршрута.

• Необходимо определить как можно больше маршрутов. При дальнейшем развитии, сюжет можно усложнить, например, на пути возникает препятствие и необходимо выстроить маршрут с учётом преодоления и прохождения кораблём данного препятствия.

• Также детям необходимо рассчитать какое количество продуктов необходимо взять морякам в плавание, если известно протяжение маршрута.

Фото №10 Создавать условия для проявления детской активности в математических проблемно поисковых ситуациях Фото №11 Развивать потребность в интеллектуальном общении Фото №12 Создавать условия для активной и самостоятельной познавательно исследовательской детской деятельности Фото №13 Побуждать детей к совместной поисковой деятельности экспериментированию Фото №14 Развивать индивидуальность каждого ребенка инициативность стремление использовать имеющиеся знания и умения в новых условиях Фото №15 Невозможно реализовать поставленные цели и задачи без создания определённых условий которые будут способствовать дальнейшей работе при использовании данной технологии Фото №16 Что же это за условия

Для меня особенно важными являются следующие результаты:

• Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности.

• Математические знания и умения приобретаются в ходе исследовательской деятельности, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны.

• Формируется навыки рассуждения: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать результаты.

• У детей развивается умение договариваться, принимать чужую точку зрения, откликаться на идеи, выдвигаемые другим, умение сотрудничать, оказывать содействие – иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута.

Достигнутые результаты доказали эффективность использования данной технологии, радуют и вселяют надежды на новые достижения и успехи.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений в процессе художественно-творческой деятельности Предлагаю Вашему вниманию интерактивный плакат "Формирование элементарных математических представлений в процессе художественно-творческой.

Мониторинг достижения детьми 3–4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений у детей 6–7 лет
Опубликовано: 3 января 2014 в 03:20
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений у детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Тимощенко (УИ 18462) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД