МААМ-картинки

Использование кинезиологии при коррекции нарушений речи детей дошкольного возраста

Людмила Седухина
Использование кинезиологии при коррекции нарушений речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Использование кинезиологии при коррекции нарушений

речи детей дошкольного возраста.

По данным профессора Т. Б. Филичевой Около 40% российских детей, в возрасте пяти лет, то есть тогда, когда речь должна быть сформирована, по-прежнему неверно произносят звуки родного языка.

Причём, число дошкольников, имеющих нарушения звукопроизношения,

не смотря на постоянный рост логопедической помощи, выпуск учебно - методической

Публикация «Использование кинезиологии при коррекции нарушений речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

литературы, не уменьшается, а возрастает.

По результатам обследования устной речи детей МДОУ в логопедической помощи нуждаются:

- 2007/2008 учебный год___48 человек

- 2008/2009 учебный год___65 человек

-2009/2010 учебный год___67 человек

Причинами речевых нарушений в большинстве случаев является:

- недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения

- неблагоприятное влияние окружающей речевой среды

- общая физическая ослабленность ребёнка и повышенная нервно-психическая возбудимость

Нарушения звукопроизношения самая распространённая из всех речевых аномалий. Причем, неправильное произношение у детей может являться как самостоятельным дефектом речи, так и составной частью более сложных нарушений, таких как: алалия, дизартрия, общее недоразвитие речи.

Речь представляет собой сложную совокупность нервных процессов,

осуществляемых при совместной деятельности различных стволово-подкорковых и корковых участков г. м. Для формирования речевой функции

необходимы биологические предпосылки: сохранность слухового, зрительного, кинестетического анализаторов и определённый уровень зрелости нервной системы.

Однако в логопедической работе мало учитывается тот факт, когда

правополушарные дети по типу восприятия являются визуалами (зрительное восприятие, кинестетиками (обонятельное, осязательное, мышечное, вкусовое восприятие,

Для визуалов информацию нужно представлять в картинках, таблицах, схемах.

Кинестетики лучше воспринимают информацию во время практической

Деятельности (лепка, рисование, конструирование, аппликация).При обучении этих детей педагог должен использовать жесты и прикосновения, слова,

характеризующие ощущения: гладкий, шершавый, холодный, горячий.

Левополушарные дети являются аудиалами (слуховое восприятие). При работе с такими детьми необходимо использовать рассказ, беседу, голосовые модуляции (изменение по громкости, высоте,а также слова, характеризующие звучание.

Учёт ведущих типов восприятия при коррекции звукопроизношения является важным условием для полноценного усвоения и переработки информации.

По результатам логопедической диагностики за 2009-2010 учебный год дети подготовительных групп подразделяются:

- визуалы___38%

- аудиалы___10%

- кинестетики___52%

Обычные методики построены в основном для визуалов: посмотри, найди,

прочитай…Однако эффективность работы будет выше, если работу по устранению дефектов построить так, чтобы задействовать оба полушария.

Очевидно, что возникает необходимость в применении новых передовых технологий по формированию правильного произношения,

задачей которых является поиск нетрадиционных форм работы, направлен-

ный на коррекцию звукопроизношения.

Целью является оптимизация логопедического воздействия при коррекции звукопроизношения с опорой на зрительный контроль, опорой на

тактильно-вибрационный контроль, кинестетические ощущения.

Поэтому в свою коррекционную работу я включила кинезиологию

«Гимнастику мозга» .Гимнастика представляет собой серию быстрых координированных действий. А также Упражнения, включающие двигатель-

ное сопровождение речи. Эти упражнения можно отнести к кинезиотерапии,

т. е. лечению движением. В «гимнастике мозга» простые движения интегрируют и усиливают связи между двумя полушариями мозга.

Процесс исправления произношения каждого дефектного звука

Традиционно делится на 3 этапа:

1 этап: подготовительный

2 этап: постановка звука

3 этап: автоматизация звука

Постоянно занимаясь с детьми, имеющих различные, в том числе тяжёлые нарушения речи, ощутила необходимость внести некоторые дополнения к каждому из названных этапов коррекции звуков, а именно:

-Расширить задачи подготовительного этапа

-Пополнить спектр приёмов на этапе постановки звука

-Детализировать автоматизацию вызванного звука

1 этап: подготовительный

-Создание психологической готовности к вызыванию звука (мотивация, интерес к данному виду деятельности, способность воспринимать инструкции)

-Активизация межполушарного взаимодействия (повышение стрессоустойчивости, улучшение мыслительной деятельности, памяти и внимания).

-Создание фонематической готовности к вызыванию звука (способность отличать вызываемый звук от всех несмешиваемых на слух и в произношении, от близких по звучанию и артикуляции, от вариантов

искажения данного звука

Подробно рассмотрим вторую задачу данного этапа. Для постепенного усложнения упражнений использую :

---ускорение темпа выполнения

---выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключе-

ние речевого и зрительного контроля)

---подключение движений глаз и языка к движениям рук

---подключение дыхательных упражнений

1. «Уши»

2. «Колечко»

3. «Кулак-ребро-ладонь»

4. «Лягушки»

5. «Замок»

6. «Ухо-нос»

7. Зеркальное рисование

8. Дыхательные упражнения

9. Глазодвигательные упражнения

Данные упражнения закрепляют воспитатели, используя их на своих занятиях по развитию речи в течение первого месяца.

2 этап: создание артикуляторной готовности к вызыванию звука и постановка звука

-сочетание удержания артикуляционной позы с ручной моделью

-постановка звука

-произношение звука с использованием «массажного шарика» Су - Джок

На данном этапе воспитатели ежедневно включают в свою работу

артикуляционные упражнения.

3 этап: автоматизация вызванного звука в различных формах отражённой речи

-слогах

-словах

-сочетаниях слов

-предложениях

Учитывая особенности артикуляционной моторики у ребёнка с дефектным произношением, работу начинаю по уточнению произношения гласных, так как на их базе легче координировать работу всех частей артикуляционного аппарата.

Оптимизирующим процесс автоматизации звуков является включение пальцевых упражнений, выполняемых на иппликаторе Кузнецова. При произношении звуков в слогах, словах осуществляются последовательные нажимы на иппликаторе.

1. Отдельно произносят гласные звуки с нажатием всей ладони

А---Большой палец

О---Указательный палец

У---Средний палец

И---Безымянный палец

Ы---Мизинец

Э---Вся ладонь

2. Отдельно и последовательно от большого пальца к мизинцу прижимают

подушечки пальцев обеих рук с одновременным и чётким произнесением

гласных

3. Движения пальцев рук и артикуляционного аппарата доводят до автоматизма

4. Отрабатывают точность движений, их ритмичность, плавность, На данном этапе гласные звуки произносят в трё х регистрах: нижнем, среднем верхнем с усилением и ослаблением голоса

Далее осуществляем автоматизацию звуков в слогах.

Пример: автоматизация слога со звуком «С»

СА СО СУ СИ СЫ СЭ

1-й 2-й 3-й 4-й 5-й ладонь

палец палец палец палец палец

При включении в коррекцию звуков стимуляции рецепторных зон кистей

обеих рук усиливаются тактильно-кинестетические ощущения. В качестве предметов, используемых для стимуляции, применяю: иппликатор Кузнецова, пластмассовые мыльницы с игольчатой поверхностью,

массажные щетки…

Применяя на этапе автоматизации данную технологию, заметила,

что, процесс автоматизации звуков осуществляется намного быстрее и способствует созданию прочных кинестезий в к г м. Это особенно важно

так как наиболее трудоёмкой для логопедической практики является именно этап закрепления поставленных звуков.

Кроме того, совместная деятельность логопеда и воспитателя позволяет

быстрее выработать стойкий произносительный навык т. к. ребёнок видит заинтересованность педагога, в результате чего сам проявляет намного больше старания и усердия.

Данный вывод отражают итоги качества логопедического воздействия:

2007-2008 учебный год---77%

2008-2009 учебный год---86%

2009-2010 учебный год---79%

Публикации по теме:

Консультация на тему: «Нарушение слоговой структуры слов у детей» Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого.

Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей.Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. Ежегодно в нашем саду проходят родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. В этом году у нас прошло два таких мероприятия. Тема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование кинезиологии при коррекции нарушений речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 марта 2013 в 17:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование кинезиологии при коррекции нарушений речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Седухина (УИ 36450) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД