Папки-передвижки

Использование коммуникативных ситуаций при формировании лексикона дошкольников 6–7 лет

Анна Мишина
Использование коммуникативных ситуаций при формировании лексикона дошкольников 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на педсовете

На современном этапе в педагогической науке и практике активно идут поиски путей совершенствования в обучении речи детей дошкольного возраста. Изучению особенностей лексики у дошкольников придается

большое значение. Р. И. Лалаева., Н. В. Серебрякова и другие авторы описывают нарушения лексики у детей, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.

Исследователями предлагаются некоторые направления работы по

Публикация «Использование коммуникативных ситуаций при формировании лексикона дошкольников 6–7 лет» размещена в разделах

обогащению словаря детей, усвоению ими многозначных слов. А. П.

Иваненко подчеркивает, что не следует переоценивать роль занятий в

усвоение словаря. Это объясняется малым количеством занятий и малым

удельным весом собственной речи каждого ребенка. Практика обучения только на занятиях не обеспечивает должного языкового развития детей

Многие авторы считают, что эффективно в работе по формированию

лексикона у дошкольников использовать коммуникативные ситуации.

На актуальность проблемы формирования указывает тот факт, что

своевременное овладение правильной речью имеет большое значение

для становления полноценной личности ребенка, а развитие лексики

является одной из предпосылок для овладения связной речью и

дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Игровые коммуникативные ситуации имеют большие возможности для уточнения, активизации и обогащения словаря ребенка. Любая игровая коммуникативная ситуация включает в себя несколько компонентов:

Место речевого общения: официальность или неофициальность обстановки, привычность или новизна места общения, реальное это или сказочное место общения.

Особенности социальной среды: где происходит общение, во дворе, в деревне, в гостях, дома, в волшебном лесу или в школе т. д. ,

• Адресат речи (человек или сказочный герой, его возраст, характер, возможности и особенности, осведомленность или неосведомленность адресата в теме разговора.

• Цель коммуникации : речевая задача, которую надо решить, проинформировать, утешить, успокоить, порадовать, помочь, предупредить об опасности, отвлечь и т. д.

• Предмет коммуникации (тема).

• Система речевых средств (этот компонент зависит от всех предыдущих компонентов ситуации и определяется ими).

Если коммуникативная игровая ситуация актуализирует ведущие мотивы ребенка, интересна ему, принимается им, то это ведет к значительному повышению уровня не только речевой активности детей в обучении и их интереса к овладению новыми речевыми умениями, но и к улучшению качества речевых высказываний дошкольников и повышению эффективности обучения речи.

Для сравнения приведу пример высказываний одного и того же ребенка в один и тот же день. Первый монолог был получен в ответ на просьбу «Придумай рассказ по этой картинке. Скажи, с чего всё началось, что случилось и чем закончилось». Второй монолог был создан ребенком в игровой ситуации «Придумай рассказ для сказочного букваря», в которой были подробно описаны для ребенка все компоненты игровой коммуникативной ситуации :

«Давай представим, что мы с тобой оказались в сказочной стране. В ней случилась беда. Злой колдун Буквоед украл все буквари и оставил в них только картинки. Первоклассники пришли в школу, хотят научиться читать и писать, а у них в букварях нет ни одного рассказа или сказки. Как же они будут учиться? Они очень расстроились! Может быть, ты сможешь сочинить рассказ по этой картинке из сказочного букваря? Придумай, с чего всё началось, что случилось и чем закончилось. Придумай такой рассказ, чтобы всем первоклассникам было интересно его читать».

Тексты ребенка приведены без редакции. Были использованы картинки В. Сутеева из цикла «Времена года».

1. Маша и Ваня построили себе елку и сделали Новый год…. И пришел Дед Мороз…. Подарил им подарки…. И всё.

2. Однажды они вышли из дома, чтобы пустить кораблики на речке. Самая первая, кто пустил кораблик, была девочка… Девочка…. У девочки был кораблик на веревочке, а у мальчика – нет. И мальчикин кораблик стал плыть всё дальше и дальше…. а девочкин никуда не уплыл. А у него кораблик – раз! – и уплыл! А они не знают, где кораблик… Девочка…. Девочка сказала: «Возьми мой кораблик!», и он взял ее кораблик за веревочку, и он никуда не утонул».

Как мы видим, когда у ребенка появляется смысл речевого действия и уходит ситуация «говорения ради говорения», то происходят качественные изменения и в его речи: резко увеличивается объем текста, усложняется синтаксический строй, появляется интерес к рассказыванию. Дети начинают употреблять эпитеты, сравнения, предложения с прямой речью.

Экспериментальное изучение влияния использования разных видов ситуаций на речь детей показало, что наиболее эффективными в обучении дошкольников являются игровые коммуникативные ситуации, характеризующиеся следующими особенностями:

• Наглядной представленностью результатов речевых действий, причем результат речи должен быть близким по времени и значимым для ребенка.

• Личностно-значимым эмоционально-окрашенным содержанием речи из личного опыта детей.

• Хорошо знакомым адресатом речи, который не был участником описываемых событий, привлекателен для детей и наглядно представлен им (картинка, игрушка, фотография)

• Направленностью речевых действий на решение конкретной жизненной задачи (утешить, порадовать, предупредить об опасности, успокоить и так далее).

Очень часто в практике современных детских садов встречаются случаи, когда одни и те же игровые коммуникативные ситуации используются в обучении речи детей во всех возрастных группах детского сада. Однако это необоснованно, так как:

1. Применение одних и тех же видов игровых ситуаций в обучении задерживает развитие познавательной и социальной мотивации учебно-речевой деятельности детей.

2. Многим детям старшего дошкольного возраста становится просто неинтересна повторяющаяся из раза в раз ситуация появления сказочного героя, получения волшебной посылки или письма и подобные им игровые ситуации.

Поэтому важно соблюдать целесообразную последовательность в использовании разных видов игровых коммуникативных ситуаций и применять их с учетом возрастных особенностей и интересов детей.

На начальных этапах обучения речи наиболее результативны сказочные коммуникативные ситуации, актуализирующие игровую и социальную мотивацию речи детей (помоги сказочному герою, научи героя, игра в путешествие в волшебный лес или сказочный город и другие).

В дальнейшем более значимыми должны стать уже жизненные игровые коммуникативные ситуации (игра в писателей-сказочников, составление загадок – сюрпризов для мам, сочинение рассказов в букварь для первоклассников, составление книги небылиц для детей младшей группы, составление письма о родном городе своим сверстникам, живущим в другом городе или в другой стране и другие).

Также очень важно учитывать, что речь ребенка, ориентированная на группу людей (группу сверстников) всегда для него более сложна, чем речь, ориентированная одному человеку (ребенку, взрослому или сказочному герою).

Поэтому в первых игровых коммуникативных ситуациях ребенок обращается обычно непосредственно к одному сказочному герою, помогая ему решить проблему.

В дальнейшем в старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к публичной речи, т. е. к речи, ориентированной на группу сверстников. Поэтому должен измениться и характер используемых в обучении игровых коммуникативных ситуаций : тот же пересказ может быть адресован группе сверстников и являться либо выступлением в телеперадаче «Спокойной ночи, малыши», либо речью автора в инсценировании сказки в театре или речью сказочника – волшебника или творческой презентацией — защитой своего проекта. В этом случае работа над речевыми умениями также не является самоцелью, а является средством решить жизненную задачу – сделать интересный спектакль или мультфильм; исполнить свою роль выразительно, без запинок; придумать необычную сказку и порадовать этим маму.

Приведу пример жизненной игровой коммуникативной ситуации в обучении рассказыванию детей старшего дошкольного возраста.

Скоро 8 Марта, и очень хочется подарить мамам интересный подарок. Группа детей решает подарить мамам сюрприз – загадки о них. Каждая загадка – описание мамы строится по заданному плану. В загадке – описании нужно описать внешность мамы, ее любимые занятия, профессию, сказать, как она заботится о близких. Чтобы мама узнала себя в загадке, нужно описать ее максимально подробно. Но нельзя в описании повторять то, что сказали сверстники о своих мамах, ведь одинаковых загадок не может быть. Их будет невозможно отгадать. В результате дети очень внимательно слушают речь сверстников, участвуют в обсуждении, стараются подобрать наиболее точные слова, сделать описание своей мамы наиболее развернутым.

Каждая загадка – описание ребенка выписывается на лист цветной бумаги в форме цветка. Все цветки – загадки детей прикрепляются на общее панно «Наш подарок мамам». После праздничного утренника каждая мама читает все загадки-сюрпризы и пытается отгадать, где же ее подарок – цветочек от ее малыша.

Данная ситуация многократно апробировалась в разных группах детского сада и неизменно вызвала интерес у детей и родителей и дальнейшее желание дошкольников к освоению речевых умений, сочинению новых сказок, загадок, рассказов.

Игровая коммуникативная ситуация «Слово заблудилось» (фрагмент)

Седьмой год жизни

Адресат речи: слова в домике

Коммуникативная задача : определить лишнее слово в ряду (в доме).

Игровая задача: назвать заблудившееся слово и убрать его из домика, проверить свой ответ

Материалы: слайды презентации. На каждом слайде представлено 4 картинки. Три картинки подходят друг другу и относятся к родственным словам, одна лишняя

Картинки в презентации дают возможность самопроверки. Если это слово относится к данной семье – то под картинкой находится зеленый кружок. Если не относится к данной семье – то красный кружок. Правильно ответа дети могут проверить сами, передвинув с помощью мышки выбранную картинку.

Путь из 5 пустых кружков (как в игре - ходилке).

Примеры картинок:

- печать, печатник, печатающая машина в типографии, печь. Лишнее слово «печь», так как она не печатает, а печет.

- нос (человека, носик (котенка, носище (Бабы – Яги, носильщик. Лишнее слово носильщик, так как носильщик носит вещи, и к носу не имеет отношения.

- лиса, лисята, лисий (хвост, лесник. Лишнее слово – лесник.

Последовательность проведения игры:

В сюжете «Там, на неведомых дорожках» дети попадают на дорожку из 5 кружков. Чтобы по ней пройти, нужно выполнить задания. Пять кружков – пять заданий.

Педагог рассказывает детям историю о том, как однажды слова заблудились и потерялись. Забыли, кто в каком домике живет. В каждом доме должны жить 3 слова. Это слова – родственники, они похожи друг на друга. Например: снег – снежная – снеговик. Или лес – лесной – лесничий. А сколько слов поселились в доме? В каждом четыре слова. Нужно найти, какое слово заблудилось. Если найдем, то сможем сделать шаг по дорожке.

Взрослый показывает детям слайд, рассматривает картинки, просит детей назвать изображенные предметы: «Что нарисовано на картинке? Какие слова зашли в этот дом и стали в нем жить?

Дети вместе обсуждают, какое слово может быть лишним в этом доме – какое слово заблудилось? Доказывают свое мнение. Каждая версия ответа проверяется самими детьми отодвиганием картинки в сторону. Если под картинкой зеленый кружок – значит, слово не ошиблось, оно в своей семье, ему дан «зеленый свет» светофора. Значит, мы еще не нашли заблудившееся слово. Если же слово не в своей семье – то под картинкой дети находят сигнал «стоп» - красный кружок. Если самопроверка показала, что дети ошиблись, то они ищут вместе с педагогом другой вариант ответа и проверяют его.

Когда дети выполняют задание – кружок переворачивается и становится ярким (или закрашивается взрослым ярким фломастером). В конце пути под последним кружком детей ждет сюрприз. Сюрпризом может быть конверт с заданием, раскраской, шуткой, стихотворением, картинками к новой игре.

Игровая коммуникативная ситуация. Творческое рассказывание «Случай в лесу» Для детей шести лет и старше

Компоненты игровой коммуникативной ситуации :

- Адресат речи: два сказочных персонажа – Красная Шапочка или Колобок (на выбор ребенка)

- Коммуникативная задача : придумать сказку о лесе с учетом особенностей характера персонажа, его жизненного опыта.

- Наглядно представленный детям результат их речевых действий: ответ персонажа по телефону, ширма с персонажем.

Наглядный материал: игрушечный телефон, картинки или игрушки «Красная Шапочка», «Колобок».

Последовательность проведения игровой коммуникативной ситуации :

Данная игровая коммуникативная ситуация позволяет показать детям, что в общении нужно обязательно учитывать особенности адресата речи (с кем мы говорим). Дети придумывают сказку «Случай в лесу», выбирая, кому они ее расскажут: Колобку или Красной Шапочке.

Красная Шапочка боится ходить к бабушке в лес после встречи с волком. А Колобок, наоборот, никого и ничего не боится в лесу, ему нужно быть осторожнее. Как успокоить Красную Шапочку? О чем ей можно рассказать? А о чем нужно рассказать в сказке для Колобка?

Дети все вместе обсуждают возможные сюжеты «лесных сказок» для Красной Шапочки и для Колобка. И далее каждый ребенок выбирает себе одного персонажа и «разговаривает» с ним по телефону - рассказывает сказку по телефону. У воспитателя в окошке ширмы дети видят реакцию персонажа на сообщение. Персонаж может переспросить ребенка, если он не точно выразил мысль, испугаться и сказать, что он боится такой сказки. Или поблагодарить за сказку и дать ее подробный анализ, рассказать, чем сказка ребенка ему запомнилась.

Пример сказки одного и того же ребенка Красной Шапочке и Колобку (ребенок разговаривал с персонажем по игрушечному телефону) История «Случай в лесу» для Красной Шапочки: «Привет, Красная Шапочка. Знаешь, что. Когда я тоже ходила в лес, мне тоже сначала было страшно. Но потом у меня был один очень хороший случай. Я была в лесу и встретила там зайчика. Он был такой маленький!Я пошла к нему и дала морковку. Он побежал домой, вывел всех зайчат на тропинку. Когда я шла обратно домой, он мне сказал: «Побудь у нас». Я пошла к ним в гости, и они угостили мен капустой. И ты не бойся. Иди в лес, и там увидишь много разных чудес, много хороших зверей. И ты с ними подружишься».

История «Случай в лесу» для Колобка: «Здравствуй, Колобок… Знаешь, в лесу много опасностей. Там живет лиса, и она может тебя съесть. Она же недобрая и тебя не выпустит дальше. Однажды другой колобок убежал в лес и встретил волка. Волк был зубастый: «Я тебя больше не пущу! Я тебя съем». Колобок сказал: «Не ешь меня. Я тебе лучше песенку спою». Волк говорит: «Я тебя все равно съем», и съел его. А потом пошел домой и рассказал своей волчице, и волчица говорит: «Принеси еще одного колобка. Я бы его съела». Ты будь осторожнее. Волк тебя ищет!»

Таким образом, наиболее целесообразная последовательность применения игровых коммуникативных ситуаций в формировании лексикона детей такова : от сказочных игровых ситуаций к жизненным игровым ситуациям; от речи, обращенной к одному персонажу, к речи, ориентированной на группу слушателей.

Применение игровых коммуникативных ситуаций в образовательном процессе детского сада значительно повышает эффективность обучения детей речи, обеспечивает устойчивый интерес детей к овладению речевыми умениями и высокую речевую активность детей в обучении.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Использование крылатых фраз в формировании у детей положительных привычек в дорожной средеИспользование крылатых фраз в формировании у детей положительных привычек в дорожной среде Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Игровые образовательные ситуации, прогулки,.

Использование видеоресурсов в формировании толерантности у детей дошкольного возраста Всем давно уже известна истина, корни любого поведения человека необходимо искать в детстве. В период детства, как считал Л. С. Выготский,.

Использование во взаимодействии с детьми дошкольного возраста коммуникативных игрИспользование во взаимодействии с детьми дошкольного возраста коммуникативных игр Рада приветствовать всех на своей страничке! Ни для кого не секрет, что у современных детей недостаточно развиты навыки общения. Чтобы помочь.

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

Опыт «Использование проблемно — поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Передовой педагогический опыт «Использование проблемно - поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Воспитатель: Цуканова.

Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике»Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике» Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике Как научить маленького ребёнка думать, рассуждать?.

Отчет по самообразованию «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента»Отчет по самообразованию «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента» В 2019 – 2020 учебном году я работала по теме самообразования «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование коммуникативных ситуаций при формировании лексикона дошкольников 6–7 лет
Опубликовано: 14 декабря 2021 в 19:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование коммуникативных ситуаций при формировании лексикона дошкольников 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Анна Мишина (УИ 349818) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД