МААМ-картинки

Использование конструктора Лего в формировании речевого этикета у старших дошкольников

марина воронина
Использование конструктора Лего в формировании речевого этикета у старших дошкольников

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНСТРУКТОРА ЛЕГО В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры. Сегодняшний дошкольник умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры речевого общения.

Публикация «Использование конструктора Лего в формировании речевого этикета у старших дошкольников» размещена в разделах

Культура общения - это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи. Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом.

Речевой этикет - это правила и принципы, которые помогают людям эффективно общаться. Человеку, который им следует, легче знакомиться, ладить с окружающими, избегать и улаживать конфликты.

Формирование культуры речевого общения - важнейшая часть воспитания детей дошкольного возраста и цель дошкольного воспитания, потому что именно в это время ребенок формируется как личность, обладающая определенными нравственными качествами.

Нашей основной задачей было сделать процесс обучения культуре речевого общения интересным и увлекательным занятием для детей. Эта задача решается через основной вид деятельности, через игровую деятельность дошкольника.

Всем известно, что игра - ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, что еще не умеет.

Игра - это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, дети накапливают знания, развивают мышление и воображение, осваивают родной язык, и учатся общению.

В нашем детском саду, наряду с применением традиционных методик мы использовали ЛЕГО-конструктор.

ЛЕГО - является великолепным средством для интеллектуального и речевого развития дошкольников. Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

- Формирует навыки общения;

- Даёт возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Особая ценность конструирования заключается в том, что дети гораздо шире вовлекаются в процесс обучения, значительно улучшают свои коммуникативные и речевые навыки, активизируется словарный запас ребенка, развивается творчество детей, формируются навыки диалогической речи.

Именно конструирование превращает персонаж из абстракции в реальность и дает возможность ребенку представить себе героя как живого.

Обозначение и проговаривание заранее установленных норм и правил, облегчает игру и позволяет быстро разрешить конфликтную ситуацию. Для отработки норм вежливого общения в процессе постройки и игры, мы разработали, небольшой свод правил в стихотворной форме.

В ЛЕГО играем - волшебные слова знаем

Чтобы с ЛЕГО порезвиться -

надо нам договориться.

В игру меня примите -

правила мне объясните.

За помощью к другу

легко обращаюсь -

воспитанным, вежливым

быть я стараюсь!

За помощь, за участие

друзьям я говорю «Спасибо»,

«Как счастлив я!»,

«Я вас благодарю!».

Задачей воспитателя было научить детей понимать и использовать при обыгрывании элементов этикета : поведение за столом при встрече гостей и поведение в гостях, при выражении чувств, при знакомстве и прощании, разговоре по телефону. Все это способствовало развитию речевого общения совместной деятельности.

Чтобы легче детям усвоить материал, в образовательный процесс мы включили речевые дидактические игры и упражнения с использованием деталей конструктора, которые мы разработали.

Дидактические игры «Вежливо – невежливо», «С кем можно так общаться?», «Глухой телефон», «Волшебная поляна», «Цепочка вежливости», «Эхо», «Приветствие!», «Потерялось словечко», «Волшебный диктант».

Например, самые любимые детьми игры:

Игра «Цепочка вежливости»

Цели: Формировать навыки культурного общения. Развивать фантазию, действуя без образца.

Ход игры: Дети встают круг вежливости, нам достаточно организовать цепочку, выберите любую деталь конструктора. Первый человек говорит какое-либо вежливое слово своему соседу и передаёт свой элемент. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое, присоединяя свою деталь. Следующий по кругу повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним новые слово и деталь и т. д.

В конце получается интересная постройка, дети дополняют её и обыгрывают в своих играх в течение дня.

Игра «Эхо»

Цели: Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости» формулами речевого общения в разных видах деятельности. Закрепить умение использования различной тональности в речи. Тренируем знания о величине на практике.

Ход игры: «Трам-хо-хо, играем в «Эхо». Ну-ка, быстренько играй, я начну, ты повторяй». Ведущий, громко воспроизводит вежливое выражение и выбирает самую большую деталь из предложенных, следующий по цепочке выбирает деталь чуть меньше и повторяет выражение чуть тише. Игра заканчивается (нет меньшей детали по размеру). В конце игры проверяется правильность выбора и можно обозначить самое длинное эхо. ( Усложнение: деталь выбирается по цвету, выражения не повторяются, а подбираются синонимы, или поделиться на две команды выигрывает та, у которой цепочка длиннее).

В процессе ЛЕГО-конструирования дети постоянно взаимодействовали друг с другом и с педагогом. У детей сформировались навыки культурного поведения и положительных взаимоотношений. Все это способствовало развитию речевого этикета в совместной деятельности.

Анализ проведенной работы показал, что формирование и совершенствование речи детей, усвоение детьми разговорного языка, развитие речевого этикета успешнее проходит с использованием ЛЕГО-конструктора.

Таким образом, работа по развитию речи с применением ЛЕГО-конструирования делает образовательный процесс более результативным, помогает лучшему усвоению материала. А использование конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, но и на развитие личности ребенка в целом.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Использование карт Проппа в развитии речевого творчества дошкольников при подготовке к школеИспользование карт Проппа в развитии речевого творчества дошкольников при подготовке к школе Обучению рассказыванию в детском саду отводится особое место, потому что именно рассказывание является одним из действующих средств развития.

Использование конструктора Лего в работе логопедаИспользование конструктора Лего в работе логопеда МБДОУ ПГО «Детский сад №40 общеразвивающего вида» Фетисова Ксения Александровна, учитель-логопед. «Развиваем речь с помощью LEGO» «Развитие.

Использование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольниковИспользование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников Мастер класс «Технология Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников. В связи с возникновением в нашей стране особой.

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНРИспользование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР В логопедической группе развитие мелкой моторики у детей является одним из основных направлений. В том числе и летом, когда непосредственно.

Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда»Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда» Мастер – класс для педагогов «Использование конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда» Цель: ознакомление педагогов с технологией Лего.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Дидактические игры с использованием конструктора ЛегоДидактические игры с использованием конструктора Лего Для многих Лего ассоциируется только с конструированием и ни с чем больше. Тем не менее на основе Лего – конструирования осуществляется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование конструктора Лего в формировании речевого этикета у старших дошкольников
Опубликовано: 18 мая 2023 в 07:06
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД