Гук Лидия Анатольевна
Использование кубиков Зайцева в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) второго поколения развитие основ умения учиться определено как одна из важнейших задач образования. Учиться ребёнок постепенно начинает с раннего детства, дошкольный возраст является ответственным этапом формирования всех сторон речи.
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности обучения и общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Публикация «Использование кубиков Зайцева в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Кубики. Игры с кубиками
- Методика и кубики Зайцева Н.А.
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и развития детей. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время не вызывает сомнения. По словам Л. С. Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Многие авторы (Глен Доман, Л. А и Б. П. Никитины, Н. А. Зайцев) настаивают на том, что такое раннее – не раннее, а как раз своевременное развитие. Задача дошкольного образования на современном этапе состоит в том, чтобы прививать пожизненную любовь к познанию.
Чтение – один из важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи.
Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер. Это и повседневное общение, и залог успешного обучения в школе, овладение будущей профессией. Одним из мощных средств развития ребенка является игра. Но, пожалуй, никому не удавалось с такой полнотой и эффективностью встроить игру в сложный процесс овладения чтением, как это сделал Николай Александрович Зайцев - автор новых направлений в методике обучения чтению. У него ребёнок в короткие сроки осваивает то, что с таким трудом даётся в школе. Чтение, как и любое, успешно освоенное дело, благодаря новой методике превращается в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучения. Методика Н. А. Зайцева является как самостоятельной методикой, так и может гармонично сочетаться с многообразными наработанными методическими приемами; кроме обучения чтению ребенок учится грамотному письму; вследствие постоянного повторения складов, ребенок начинает чище и отчетливее говорить; увеличивается словарный запас; стимулируется развитие логики; вырабатывается самостоятельность.
Она предполагает не только быстрое обучение чтению, счету, письму, грамотности, но и дает мощный толчок к саморазвитию ребенка.
Учитывая актуальность проблемы, мы определили тему исследования и исследовательский аппарат.
Предмет исследования: процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: педагогическая деятельность в ДОУ.
Цель: Обосновать возможность использования дидактического материала «Кубики Зайцева» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Выявить значение речевого развития детей старшего дошкольного возраста для формирования всех сторон личности, качественной подготовки к школе.
2. Изучить этапы, задачи и содержание работы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
3. Описать возможности использования кубиков Зайцева, как дидактического материала для речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
1. Значение речевого развития детей старшего дошкольного возраста для формирования всех сторон личности, качественной подготовки к школе
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т. п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь познание и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
Основное значение речи в развитии ребенка состоит в том, что она освобождает его от связанности с ситуацией, сиюминутными событиями и открывает возможность действовать не только с вещами, но и с их заместителями — знаками, воплощенными в слове; раздвигает временную перспективу жизни, позволяя ему обращаться в прошлое и будущее.
Посредством речевого общения с взрослыми ребенок узнает о том, чего он сам непосредственно не воспринимал.
Своевременное развитие речи обеспечивает ребенку углубление и расширение взаимопонимания, как с близкими, так и с посторонними людьми. Речь раздвигает рамки социального бытия ребенка. Через новое отношение к взрослому не только как к источнику тепла и заботы, но и как к образцу, носителю человеческой культуры, он выходит из рамок индивидуальных связей в более широкий мир человеческих взаимоотношений.
Овладение речью позволяет ребенку преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества с взрослыми к познавательному общению.
Появление речи перестраивает психические процессы и деятельность.
Она меняет характер восприятия ребенком окружающего: оно становится независимым от внешних положений предмета, от способа его предъявления. В этом возрасте дети узнают и называют изображения предметов, людей, животных на рисунках, фотографиях, в фильмах.
Неоценимо влияние речи на развитие мышления ребенка. Вначале малыш не умеет мыслить с помощью слов без опоры на наглядную ситуацию. Слова лишь сопровождают действие или констатируют его результат (например, увидев упавшую куклу, ребенок говорит: «Ляля упала»). На третьем году жизни речь его все больше освобождается от диктата наглядной ситуации. С помощью речи он производит обобщения, делает умозаключения, начинает рассуждать. Теперь малыш может не только обсуждать конкретные действия с предметами или то, что он видит перед собой, но и рассказывать о своих переживаниях, вспоминать эпизоды из своей жизни, планировать будущие события. Постепенно речь становится основой становления произвольного поведения, начинает выполнять планирующую функцию.
Во многих ситуациях слово становится средством контроля и управления поведением.
Речь первоначально возникает и развивается как средство общения с взрослым. В дальнейшем она становится средством мышления и овладения своим поведением.
Условиями возникновения ее у ребенка являются установление эмоционального контакта с взрослым, насыщение слышимой речью и организация сотрудничества.
Чтение, как элемент письменной речи, заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил.
Таким образом, своевременное речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития личности ребёнка, качественной подготовки к школе.
2. Этапы, задачи и содержание работы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
В своем развитии речь проходит несколько этапов.
Первый — подготовительный, или довербальный, когда ребенок понимает речь взрослых, но еще не умеет говорить.
Второй — переходный, или этап возникновения речи. Характерной особенностью его является появление автономной детской речи. Первые детские слова имеют ряд особенностей: они отражают ситуативные признаки предметов, не имеют постоянного значения, отличаются особым звуковым составом.
Третий — этап активной речи, когда появляются настоящие слова, происходит интенсивное освоение грамматической структуры языка, быстро увеличивается словарный запас.
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. К пяти годам условия жизни стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, стремится к самостоятельности. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей, и изменением его смысла. Для детей дошкольного возраста в целом и особенно для старших дошкольников характерна чуткость к языковым явлениям. Это ярко проявляется в самостоятельном словообразовании. В самостоятельном словообразовании (словотворчестве, по словам Д. Б. Эльконина и К. И. Чуковского, проявляется проводимая ребенком работа по овладению языком как реальной, предметной действительностью. Это реальная практика, в ходе которой происходит освоение речи. На 5-м году жизни ребенка обычно происходит уточнение лексики и способов ее употребления. Появляются первые попытки осмыслить значения слов.
Речь превращается в умственную интеллектуальную деятельность. Особенности развития речи в старшем дошкольном возрасте :
- речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
- появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;
- ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;
- ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;
- развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;
- складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;
- возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;
- складывается понимание форм языковой деятельности;
- речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;
- речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы; - завершается процесс фонематического развития : ребенок правильно слышит и произносит звуки;
- возникают предпосылки для освоения грамоты.
Развитие речи у ребенка совершается как сложный процесс овладения родным языком, и в детском саду перед педагогами стоят следующие задачи, которые определены в программе «От рождения до школы», указаны в учебно – методических пособиях М. М. Алексеевой, А. М. Бородич, Ф. А Сохина, В. И. Яшиной.
1. Развитие разговорной (диалогической) речи.
2. Формирование словаря.
3. Формирование грамматически правильной речи.
4. Воспитание звуковой культуры речи.
5. Развитие связной речи (обучение рассказыванию).
6. Ознакомление с художественной литературой.
7. Подготовка к обучению грамоте.
Безусловно, все эти задачи решаются в комплексе в каждой возрастной группе, но задача подготовки к обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте выступает на первый план.
В. И Яшина рекомендует следующее содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте, которое включает в себя три направления:
• развитие связной речи;
• подготовка к обучению чтению;
• подготовка к обучению письму;
Эти три направления должны стать обязательными структурными компонентами занятий.
Владение связной речью вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи.
Формирование связности речи включает: описание (мир в статике, повествование (динамика событий в движении и времени, рассуждение (установление причинно-следственных связей).
В старшей группе вводится новый вид работы – ознакомление со словесным составом предложения. Подведение детей, к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение из слов, слова – из слогов и звуков, то есть выработка у детей осознанного отношения к речи является необходимой подготовкой к обучению грамоте.
Дошкольник 5-7 лет пользуется речью не только для установления контакта, но и для получения новой содержательной информации, которую он включает в решение мыслительных задач. Коммуникативная функция речи тесно переплетается с интеллектуальной.
К этому возрасту ребенок отделяет слово от обозначаемого им предмета и понимает его как абстрактную единицу.
Таким образом, у дошкольника нарастает сознательное отношение к речи. В 5-7 лет она становится произвольным самостоятельным процессом, который активно и целенаправленно развивается в процессе специально организованного обучения.
3. Кубики Зайцева, как дидактический материал для речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи, среди других задач задача подготовки к обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте выступает на первый план.
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.
Исследования ученых позволяют установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое «чутье» к языку.
Грамота – это не только овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, но, главное, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста.
Особый интерес современных детей к чтению и социальный заказ родителей обусловили изменение содержания занятий по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду. Появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреждений. К числу первостепенных задач относится приобщение старших дошкольников к чтению. Взрослым необходимо понимать, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.
Основная задача работы по подготовке к обучению чтению в старшей группе – это формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.
Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.
Обучению детей звуковому анализу слова предшествует подготовительная работа, ее цель – научить детей различать смысловую и формальную стороны слова, а также правильно понимать и употреблять термин «слово», «звук», вслушиваться в звучание слова.
Письмо – сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнения и заданий.
Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырем основным направлениям:
• развитие руки;
• подготовка к технике письма;
• аналитико-синтетическая деятельность;
• формирование элементарных графических умений.
Как видим, аналитико – синтетическая деятельность включена в оба компонента подготовки к обучению грамоте (подготовка к чтению и подготовка к письму).
Николая Александровича Зайцева все знают по его знаменитым кубикам, которые применяются в детских садах, начальной школе, развивающих центрах и дома. Но методика обучения этого российского учителя и воспитателя гораздо глубже. При разработке своей системы Зайцев опирался на исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. М. Бехтерева. Он использовал такие их выводы : разделение сенсорного потока на элементы, а потом связывание этих элементов в группы, что очень хорошо воспринимается мозгом; усилить восприятие можно подачей информации с четко заданным ритмом. Это Зайцев сделал основой своей системы. Главная идея его методики базируется на том, что процесс познания должен опираться на все формы восприятия ребенка: мышление; слух; зрение; двигательную и тактильную память.
Склады написаны на гранях кубиков. Кубики различны по цвету, размеру и звуку, который они издают. Каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Учебный материал Зайцева активизирует восприятие ребенка, поскольку он системный, собран в одном месте и привлекательный, притягивающий внимание. По сути, эта методика опирается на основы педагогики сотрудничества. Роль взрослого сводится:
- к организации веселой игровой обучающей среды;
- наставнической помощи ребенку при обучении чтению, счету, письму, грамматике.
Методика Зайцева основана на складах, а не на слогах. Склад — это слияние согласной и гласных буквы, просто гласная, согласная в открытом слоге. Или по, другому, склад – это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква (М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ). Это более естественное деление слова, чем слог. Так начинают говорить младенцы. И так легче научиться читать.
Идея сама по себе не нова. Обучение грамоте по методике Зайцева очень схоже с букварем Федота Кузьмичева (XIX в.) и азбукой Л. Толстого (он учился по букварю Кузьмичева). Эти книги основаны на складовом методе, а не слогах. Через 200 лет Зайцев, восприняв прежний опыт, пошел дальше. По его методике вообще не надо целенаправленно учить буквы. Они просто выучатся сами в процессе игры с пособиями, на которых написаны склады. Впервые он опробовал метод быстрого овладения языком с помощью складов на своих кубиках.
Используются большие и маленькие кубики, есть одинарные и двойные, золотые, железные, деревянные. Имеется белый кубик со знаками препинания. Буквы на кубиках написаны разным цветом. Они отличаются по весу, по звучанию и вибрации наполнителя и т. п. Каждая особенность имеет свою цель, чтобы решать определенные задачи по обучению чтению. При игре в кубики у ребёнка увеличивается число каналов восприятия, по которым поступает информация, в результате чего повышается эффективность обучения. Одновременно с кубиками при обучении используются специальные таблицы складов. Принципиальное отличие методики обучения чтению Н. А. Зайцева от традиционных методик в том, что ребенок учится читать, не составляя слова из отдельных букв, и не по слогам, а по складам. Важно то, что ребёнок видит все склады сразу, а не по одному. Из этих складов, как из кирпичиков, малыш строит слово, постепенно переходя от письма к чтению. Выход в чтение через пение - это неотъемлемый принцип в методике Н. А. Зайцева. Поэтому читаются нараспев, а не проговариваются. Поётся и алфавит, с которым дети знакомятся чуть позже. Чтобы понять, что такое складовой принцип обучения чтению и что такое склады, рассмотрим наши кубики и таблицы к ним.
В наборе “Кубиков Зайцева” 52 картонки, по навальцованным линиям легко собирающихся в кубики, три листа таблиц и методическое руководство.
Общее количество блоков, подлежащих узнаванию и из которых можно сложить любое слово, равно сорока. Затем были таблицы. Здесь Зайцев опирался на опыт Шаталова (система опорных сигналов) и Эрдниева (укрупненную единицу дидактики). Он создал таблицы, через которые огромное количество информации передавалось минимальным количеством символов. Правильное расположение этих таблиц на стенах позволяло информации быстро проявляться в памяти.
Методика Зайцева сломала главный стереотип традиционного обучения: правило-упражнение, ушла от разбросанности и не системного материала. Причем такой нейрофизиологический подход обеспечил высокую произвольную подвижность ребенка во время обучения с минимальной нагрузкой на зрение.
Заключение
Изучив теоретические аспекты проблемы, мы пришли к следующим выводам:
- овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве;
- в дошкольном учреждении педагогам необходимо решить определённый комплекс задач речевого развития дошкольников;
- в настоящее время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим;
- на сегодняшний день методы овладения чтением, письмом и счетом полно и емко разработаны Николаем Александровичем Зайцевым – известным российским педагогом-новатором.
Пособия Н. А. Зайцева, главным и наиболее известным из которых являются «Кубики Зайцева», основаны на естественной потребности любого ребенка в игре, это, прежде всего игры, а потом уже пособия. Обучение по Зайцеву - это обучение в игре, а игра, как известно, является основным видом деятельности ребенка.
Методика Зайцева позволяет задействовать такие органы чувств, как осязание, слух, зрение. Совершенствование органов чувств обуславливает высокий уровень восприятия окружающего, развития речи детей.
Методика А. Н. Зайцева широко известна и применяется не только в России и странах СНГ, но и по всему миру (в Европе, Австралии, США, Израиле).
Грамотное использование этой методики, в частности «Кубиков Зайцева» позволит заложить основы обучения чтению и письму, качественно подготовить ребёнка к школьному обучению.