Гульнур Дюсенова
Использование логопедического тренажера «Дельфа» и образовательной системы «Мультикид»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование логопедического тренажера «Дельфа» и образовательной системы «Мультикид» на коррекционно-развивающих занятиях учителя – дефектолога.
Подготовила: учитель – дефектолог КГУ "Кабинет психолого - педагогической коррекции города Риддера" УО ВКО Дюсенова Гульнур Жумакановна
Публикация «Использование логопедического тренажера „Дельфа“ и образовательной системы „Мультикид“» размещена в разделах
Во многих странах Европы и СНГ, включая Казахстан, решение проблем обучения детей с ОВЗ нашло отражение в создании комплекса программ для детей с нарушением зрения, слуха, умственной и моторно-двигательной деятельности. Сейчас компьютер и компьютерные программы являются средством, облегчающим самореализацию, общение и обучение не только детей и людей с ограниченными возможностями. Теперь специальные (коррекционные) организации образования пользуются разнообразными видами компьютерных проектов. По этой причине кабинет психолого – педагогической коррекции города Риддера, с 2015 года в своей работе используют информационные и коммуникационные технологии «Дельфа 142.1» и образовательную систему «Мультикид», с целю адаптации и реабилитации детей с особыми образовательными потребностями для достижение более высокого уровня коррекции развития.
В ногу со временем последнее время на занятиях широко стала использовать логопедический тренажер Дельфа 142.1
Перед тем как рассказать об этом тренажере, хочу остановится на том как создавалась – это программа.
В 1995-96 гг. в серию был выпущен Логопедический тренажер "Дэльфа-141" (методическое руководство — зам. директора Пушкинской специальной (коррекционной) школы VIII вида Московской области А. Ю. Исаков, координатор — А. Б. Меньков, программисты А. К. Левин и А. М. Плахова). Помимо упражнений на коррекцию произношения, программа включала в себя модуль подготовки детей к пользованию компьютером, изучение клавиатуры, микрофона и мыши, а также упражнения на дифференциацию в письменной речи парных глухих и звонких согласных. Начиная с 1998 г., разработка продуктов для дефектологов, логопедов, сурдопедагогов и психологов передана по договору на предприятие "Дэльфа М". Здесь под руководством
А. Б. Менькова и А. Ф. Попова программа "Дэльфа-141" (серийно выпускалась под названием "Фонема") была расширена и дополнена. Многие ее принципы нашли свое логическое продолжение в программе Логопедического тренажера "Дэльфа-142" (1999-2000).
Вся практика обучения показывает, что состояние внимания детей обусловлено характером их умственной деятельности и зависит от нее. На занятиях при обучении с логотренажером Дельфа, часто занятие строится на основе пояснения и показа детям, даются умственные задачи и путь их решения. Именно это организует и держит детское внимание, направляет его в определенное русло. Основной целью создания компьютерного тренажера является дидактическое обеспечение процесса коррекции речи на логопедических занятиях. Тренажер успешно используется в системе упражнений по формированию устной и письменной речи. С помощью логопедического тренажера «Дэльфа-142.1» можно решать следующие задачи логопедической работы :
- коррекция речевого дыхания;
- коррекция силы голоса;
- работа над устранением назального оттенка голоса;
- коррекция произношения гласных и согласных звуков;
- отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных;
- отработка дифференциации согласных по твердости-мягкости;
- работа над звукобуквенным составом слова;
- работа над слоговой структурой слова;
- формирование обобщенного лексического значения слова;
- коррекция лексико-грамматической стороны речи;
- работа над морфологическим значением слова;
- формирование и развитие навыка чтения;
- расширение словарного запаса;
- работа над построением плана речевого высказывания;
- развитие связной монологической речи и т. д. Тренажер позволяет :
- внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений;
- многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал;
- использовать различный стимульный материал — картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь;
- работать на разных уровнях сложности в зависимости от воз-можностей ученика;
- одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.
Занятия, которые проводятся с использованием тренажера, долж-ны быть тщательно спланированы. На определенном этапе коррекцион-ной работы доля времени, приходящаяся на работу с компьютером, мо-жет увеличиваться или уменьшаться. Сначала при знакомстве с новым материалом, когда львиная доля времени отводится на объяснение и на формирование операциональной основы навыка, тренажер может вы-ступать как элемент первичного закрепления языкового материала на специально отобранном материале и способ поощрения за хорошую работу. Постепенно, упражнениям с компьютером отводится все больше времени, вплоть до полномасштабного занятия (15-20 минут). В после-дующем при отработке коммуникативных навыков компьютерный тре-нажер может быть использован как элемент разминки, способ включения ребенка в задание или для активизации и повторения изученного материала.
Программой компьютерного тренажера предусмотрена организация работы в нескольких режимах: тренировочном, контрольном, повтора. Каждый из них должен использоваться в соответствии с этапом отработки определенного умения, степенью автоматизации этого умения, целями и задачами проводимого занятия и всей системы коррекционных упражнений в целом. При планировании коррекционного занятия с использованием тренажера учитываю и отражаю следующие компоненты:
• четкая постановка учебных целей и задач;
• способ и качество оценки выполненной ребенком работы;
• включение в занятие элементов игры в соответствии с личностными особенностями ребенка и его психоэмоциональным уровнем развития;
• приемы обеспечения положительного эмоционального настроя ученика.
Для облегчения работы с тренажером в обучающей программе заложена максимально возможная унификация операций, набор звуко-вых и визуальных сигналов, а также несколько уровней помощи и под-сказок. При этом звуковые и визуальные сигналы, как правило, дубли-руют друг друга, что позволяет работать с тренажером без звукового сопровождения и ещё больше активизирует внимание ребёнка.
Логотренажер состоит из нескольких частей:
- Раздел "Звук"
Коррекция речевого дыхания, темпа, ритма речи, голоса, звукопроизношения; устранение призвуков. Для работы необходим специальный блок обработки речевого сигнала и микрофон (входят в комплект поставки).Включает 19 упражнений, распределенных по типам:
• "Задуй свечки", "Чашка чая", "Бабочка" и "Сказочный замок" предназначены для отработки правильного речевого дыхания, плавности и длительности выдоха, слитного произнесения слов и фраз;
• "Колобок" и "Бегемотик" помогут научить ребенка произносить звуки различной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране;
• "Елочка" и "Репка" - для закрепления навыка произнесения слогов и слов на одном выдохе;
• "Картинка из кубиков" и "Скатерть-самобранка" - для отработки слитного и ритмичного произнесения слогов, слов и фраз;
• "Вертолет" и "Подводная лодка" - для выработки правильного произношения гласных и звонких согласных [з, з`, ж, р, л, л`] на начальных этапах обучения речи, а также для устранения назальности в голосе и коррекции высоты голоса;
• "Паровоз" и "Фонтан" - для отработки правильного произношения глухих согласных звуков;
• "Космический стрелок" и "Индеец" - для формирования и автоматизации навыка голосообразования (включения голоса, а также при работе с назальным оттенком голоса;
• "Речевая волна" для формирования правильной ритмико-слоговой структуры речи и коррекции дефектов плавности и слитности, в том числе при заикании;
• "Речевая волна 2" - применяется для тренировки произношения взрывных звуков и аффрикат;
• "Спектр" - для отработки правильной артикуляции гласных, щелевых и сонорных согласных.
- Раздел "Буква"
Составление буквы из нескольких частей, нахождение буквы в ряду, постановка букв в слово. Возможность работать над дифференциацией 15 пар согласных, оппозиционных по способу и месту артикуляции. (9 упражнений)
• "Собери букву из 2-х частей", "Собери букву из 4-х частей", "Собери букву (для отличников)" предназначены для формирования умения мысленно расчленить букву на несколько частей и соотносить расположение данных частей в пространстве. Они различаются уровнем сложности. Все три упражнения позволяют выбрать буквы, с которыми будет работать ребенок;
• "Найди букву", "Найди букву (для отличников)" предназначены для формирования первоначального навыка правильного чтения. Тренируют навык сличения печатного текста с образцом, сохраняя последовательность и количество элементов. Упражнения можно использовать как дополнительный материал при работе над проявлениями дисграфии;
• "Картинки" - для формирования навыка определения первого звука в слове и различения артикуляторно сходных фонем;
• "Сортировка слов с пропущенными буквами" и "Конструктор" помогут отработать навык дифференциации парных согласных. Можно выбрать одну из 15 пар звуков, с которыми будет работать ребенок;
• "Тим и Том" используется для формирования навыка звукового анализа при дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости.
- Раздел "Слог"
Нахождение слога, постановка слога в слово, восстановление порядка слогов в слове. (4 упражнения)
- "Найди слог" для формирования первоначального навыка правильного чтения и отработки техники чтения прямых и обратных слогов, умения определять состав слога.
- "Грузовик" позволяет отработать правильное употребление слогов, содержащих сходные по артикуляции пары согласных. Можно выбрать любую из 15 пар согласных и гласную в слоге.
§ "Волшебный колодец" и "Волшебный колодец (для отличников)" предназначены для формирования первоначального навыка правильного чтения (работа с трехсложными словами). С их помощью осуществляется тренировка восприятия слова сложной слоговой структуры.
- Раздел "Слово"
Глобальное восприятие слов, формирование словесной догадки, классификация слов по разным морфологическим и тематическим признакам. (19 упражнений)
• "Прятки простые", "Прятки сложные" и "Прятки (для отличников)". С помощью упражнений данного типа формируется навык звукового анализа слова. В зависимости от выбора стимульного материала (картинки или аудирование) можно тренировать разные стороны фонемного восприятия.
• "Мозаика" и "Мерцающая мозаика" для тренировки чтения и узнавания слов, коррекции нарушения чтения, в качестве дополнительного материала для коррекции внимания и памяти.
• "Найди имя существительное", "Найди имя прилагательное", "Найди глагол", "Классификация частей речи", "Сгруппируй существительные по обобщающим понятиям", "Определи число имени существительного", "Определи род имени существительного", "Определи число имени прилагательного", "Определи род имени прилагательного", "Определи число глагола", "Определи время глагола", "Определи род глагола", "Найди предлог", "Антонимы".
Все эти упражнения решают задачу развития лексико-грамматической стороны речи при работе с разными морфологическими категориями.
Раздел "Предложение"
Коррекция лексико-грамматической стороны речи. (8 упражнений)
• "Восстанови предложение", "Составь предложение", "Вставь пропущенное слово", "Выбери форму слова", "Вставь предлог", "Вставь предлог (для отличников, "Вставь союз", "Закончи предложение" - предназначены для развития лексико-грамматической стороны речи. Они на разном материале тренируют детей в установлении смысловых и формальных связей между словами в предложении. Также комплект содержит 63 базовых словаря с общим количеством единиц (слов или предложений) около 4,5 тысяч. Это общие и тематические словари (как, например, "Одежда", "Пища", "Школа" и т. д., а также словари, построенные по фонетическому принципу ("Гласные второго ряда", "Мягкий знак" и др.). Пользователь может формировать, сохранять и корректировать собственные словари, а также архивировать их даже при самых минимальных навыках работы с компьютером.
Систематическая, поэтапная, специально организованная коррекционная работа по развитию с использованием логопедического тренажёра «Дельфа– 142 .1» позволяет качественно и количественно изменить уровень развития психических процессов.
И следующая компьютерная программа – это образовательная мультимедийная система «Multikid» (Мультикид) Интерактивные обучающие системы от Edu-Consulting (Эдуконсалтинг)
Образовательный комплекс MULTIKID (Мультикид) для детей школьного возраста
Образовательная система Мультикид – это уникальная креативная интерактивная обучающая система, предназначенная для детей в возрасте 5-11 лет. Интеграция программного обеспечения с интерактивным рабочим столом, специальными ковриками для заданий и дидактическими материалами. Все компоненты системы являются частью инновационного подхода к обучению, когнитивному и технологическому развитию детей.
Система направлена на развитие:
• логического и творческого мышления;
• словарного запаса;
• абстрактного мышления и понимания причинно-следственных связей;
• слуховой и зрительной памяти;
• математического мышления;
• творческого мышления;
• устной и письменной речи;
• когнитивных, коммуникативных и социальных навыков;
• понимания причинно-следственных связей;
• знакомство детей с окружающим миром.
Мультимедийный комплекс состоит из 12 различных тем и 112 заданий:
1. МОЙ ДОМ
2. ПРОФЕССИИ
3. ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАСКИ
4. ИГРУШКИ – НАША ЛЮБОВЬ
5. ВРЕМЕНА ГОДА
6. ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПОЕЗДЕ
7. ИЩИ И НАЙДЁШЬ
8. Я И МОЕ ТЕЛО
9. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТАЛАНТ
10. ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ
11. НАУЧНЫЙ ПАРК
12. ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Мультикид покоряет детей главными героями динозавриком Пудингом и Булочкой, яркой мультипликацией, забавными видеосюжетами, комическими диалогами, веселой музыкой и забавными ситуациями. С помощью этого образовательного комплекса, дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Использование компьютерных средств обучения помогает развивать у детей самостоятельность, усидчивость, собранность, сосредоточенность, приобщает к сопереживанию. Занятия на компьютере имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук.
MULTIKID является комбинацией специального программного обеспечения, интерактивного стола и учебных материалов (карточки с заданиями, таблицы, пазлы, блоки, рабочие тетради). В задачи комплекса входит общеобразовательная подготовка, развитие навыков работы с учебными материалами, навыков использования различных концепций, а также навыков коллективной работы. Система позволяет организовать совместное занятие для 2-3 детей, что способствует совместному обучению, ведению переговоров, умения решать проблемы, развивает у школьников позитивную самооценку.
Мой опыт работы подсказывает, что специальные мультимедийные праграмно – методические комплексы помогают, это система обучений внедряется на занятиях поэтапно, и программа предназначена для детей школьного возраста, в работе планирую внедрять в дальнейшем и широко использовать.