Использование метода наглядного моделирования для совершенствования аналитико-синтетических процессов у детей с ОНР

Юлия Авдюнина
Использование метода наглядного моделирования для совершенствования аналитико-синтетических процессов у детей с ОНР

Современные дети демонстрируют поздний темп созревания. В 1990-е годы появился термин «децелерация», сущность его заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Первые слова у детей появляются после 1 года; фразовая речь к 2,5 годам; поздно формируются звуки, запаздывает звукопроизношение. В 5 – 6 лет у таких детей наблюдается несформированность всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики, т. е. отмечается массированное нарушение речи. Кроме того, у детей с недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность функций произвольного внимания, памяти и других высших психическх процессов, что, как правило, свидетельствует о неврологическом диагнозе. Речевые нарушения у таких детей обусловленны в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора. Поэтому так важен поиск универсальных методов и приёмов, отвечающих современным требованиям коррекционно-педагогической работы.

Оптимальным путём освоения нового материала становится не удлинение времени обучения, не углубление знаний в какой-либо области, а обучение способам обработки информации. Таким способом является метод наглядного моделирования. Это связано с психологическими особенностями восприятия детей дошкольного возраста.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования позволяет ребёнку зрительно предствавлять абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Работу с моделью можно условно разделить на этапы:

· Усвоение и анализ сенсорнного материала;

· Перевод его на знаково-символический язык;

· Работа с моделью.

Формирование наывков наглядного моделирования происходит в определённой последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

· Знакомство с графическим способом представления информации;

· Развитие умения дешифровки моделей;

· Формирование навыка самостоятельного моделирования.

Метод наглядного моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребёнку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

При формировании фонематического анализа и синтеза метод наглядного моделирования позволяет решать следующие задачи:

· Познакомить детей с понятием «слово», с его протяжённостью и структурой, научить выполнять слоговой анализ слов;

· Научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твёрдые-мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;

· Сформировать навыки анализа и синтеза слов, подбора слов к заданной звуковой модели;

Применение разнообразных наглядных опор и игровых приёмов позволяет создать условия, благодаря которым операции звукового анализа и синтеза, сравнения и сопоставления совершаются дошкольниками наиболее сознательно и продуктивно. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного звука в слове, и подбор картинок к «зашифрованным» словам.

В подготовительной к школе группе дети должны научиться проводить анализ и синтез предложений. Благодаря применению наглядных моделей дети конкретизируют образы слов при выполнении анализа предложения путём применения условно-графических схем. Эта работа способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без неё представление о слове у школьника носит неопределённый характер, а умение проводить анализ словесного состава предложения развивается очень медленно. Поскольку дошкольники не имеют сведений по синтаксису, обучение правильному построению предложений должно проводиться практически. Это – кульминационный процесс формирования речи при её недоразвитии.

Здесь метод наглядного моделирования помогает решать следующие задачи:

· Познакомить детей с представлениями о «словах-предметах», «словах-действиях», «словах-признаках», маленьких словах (предлогах) и ввести их графическое изображение;

· Сформировать навыки анализа и синтеза предложений, научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме.

· Смоделировать представление о взаимоотношениях между понятиями рассказ, предложение, слово, слог, звук.

При подготовке к обучению грамоте, для лучшего запоминания букв, используется картинная азбука, с использованием аналитико-синтетического принципа восприятия. Картинки в ней подобраны так, чтобы конфигурация букв была сходна с абрисом предмета, название которого начинается с изучаемого звука. В этом случае детям бывает легче запомнить букву, чем тогда, когда предмет не соотносится с её зрительным образом.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

Метод наглядного моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребёнку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками относится формирование у них связной речи, а это даже при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, многократно усложняющийся, особеннно при общем недоразвитии речи.

Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат опорные таблицы-модели и мнемотаблицы.

Овладение приёмами работы с таблицами значительно сокращает время обучения и одновременно способствует:

Усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения замесителями, передачи события при помощи заместителей;

Овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;

Формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;

Обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине;

Развтию основных психических процессов – памяти, внимания, воображения, образного мышления;

Развитию мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении таблицы.

Наблюдения показали: введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью. Анализ рассказов выявил улучшение почти всех показателей: большинство детей к концу обучения самостоятельно, без наводящих вопросов описывали игрушки, животных, плоды, пересказывали тексты.

Таким образом, использование наглядного моделирования становится важным инструментом развития аналитико-синтетических процессов у детй с общим недоразвитием речи и позволяет продуктивно работать в четырёх направлениях: развитие речи, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Беусловно, успех работы зависит от многих факторов, прежде всего от системного подхода, который предполагает полноценное вовлечение в коррекционно-педагогический процесс всех участников: детей, родителей и педагогов.

Литература:

Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. – М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память. Учебное пособие по мнемотехнике. – СПб. : ООО «Издательский Дом “Светлячок”», 2001.

Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. ЛОГОПЕДИЯ. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда–Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999

Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи. – СПб, 2006.

Левина Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т II. 1997.

Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. // «Логопед» 2008 №4

Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников – М. : ТЦ Сфера, 2001.

Скворцова И. В. Программа развития и обучения дошкольника. Трудные звуки. Грамматика в картинках. – СПб. : «Издательский Дом “НЕВА”», 2003.

Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,1999.

Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит: Методическое пообие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.

Публикации по теме:

Консультация «Использование метода наглядного моделирования в НОД по подготовке детей к обучению грамоте»Консультация «Использование метода наглядного моделирования в НОД по подготовке детей к обучению грамоте» В современной научно-педагогической литературе наглядное моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А.

Использование наглядного моделирования для развития связной речи у детей дошкольного возраста «Использование наглядного моделирования для развития связной речи у детей дошкольного возраста». Проблема речевой недостаточности дошкольников.

Доклад «Использование наглядного моделирования в коррекционной работе» Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования.

Использование наглядного моделирования в логопедической работе Проблема формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР наиболее актуальна. На этапе обучения.

Использование наглядного моделирования в работе над усвоением предлогов у детей с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС Я работаю учителем-логопедом в логопедической группе детей,имеющих общее недоразвитие речи (ОНР). Одним из направлений коррекционной работы.

Статья «Использование технологии наглядного моделирования при формировании временных отношений у детей дошкольного возраста» Каких детей ждёт от детского сада школа? Конечно же, любознательных с развитым логическим мышлением, психологически готовых к «школьному».

Конспект НОД по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»Конспект НОД по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» бразовательная область: речевое развитие. Тема: Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Программные задачи:.

Конспект НОД с использованием метода наглядного моделирования в старшей группе «В гостях у трёх медведей»Конспект НОД с использованием метода наглядного моделирования в старшей группе «В гостях у трёх медведей» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: учить детей понимать и использовать наглядные модели в различных видах логопедической работы; учить подбирать слова-действия.

Современные подходы в использовании метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми с ОНР Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел устной речью необходимо,.

Работа с родителями тема: «Играя — развиваем» (использование метода наглядного моделирования) Цель и задачи: Дать родителям знания о применение метода наглядного моделирования в условиях ДОУ и семьи, использование которого позволит.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование метода наглядного моделирования для совершенствования аналитико-синтетических процессов у детей с ОНР
Опубликовано: 25 октября 2015 в 14:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

Детский мастер-класс по пластилинографии: «Осенние краски». Старшая группа
Кружит последний жёлтый лист И землю укрывает, А город скоро станет чист – Всё ветер подметает. Ведь в гости осень к нам идёт, За ней - зима седая....
Фотоотчёт «Петушок из бросового материала в средней группе»
Цель : Выполнение игрушки - Петушка из бросового материала. Задачи: - Развивать навыки работы с различными материалами. - Развивать фантазию и...
Фотоотчет «Театр своими руками»
Работая в детском дошкольном учреждении все чаще приходят мысли о том, что современные дети прилично разбираются в телефоне родителей, планшете, компьютере....