МААМ-картинки

Использование методов индивидуализации в традиционных методах и формах образовательной деятельности

Ольга Кириллова
Использование методов индивидуализации в традиционных методах и формах образовательной деятельности

Использование методов индивидуализации в традиционных методах и формах образовательной деятельности

Проблема индивидуализации дошкольного образования на протяжении десятков лет остается актуальной в педагогической науке и практике. В условиях модернизации системы образования Российской Федерации одной из основных задач государственной образовательной политики является обеспечение современного качества дошкольного образования, целью, которой является создание благоприятного пространства социализации, индивидуального развития ребенка, и усвоение ключевых компетенций в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Публикация «Использование методов индивидуализации в традиционных методах и формах образовательной деятельности» размещена в разделах

Что же такое индивидуализация?

Индивидуализация – процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признаёт себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности»

Целью индивидуализации образования является содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности. Индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего.

Для нас, индивидуализация образования означает, что мы, педагоги воспринимаем ребенка не как «пустую корзину», которую нужно «наполнить информацией», а как изначально способного, компетентного, имеющего все возможности для того, чтобы самостоятельно и вместе со взрослыми и другими детьми сформировать основы своего миропонимания.

Поэтому основная цель каждой дошкольной образовательной организации направлена на поиск форм и методов организации образовательной процесса, позволяющего реализовать основную задачу дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности».

На сегодняшний день деятельность дошкольных образовательных организаций регламентируется федеральными государственным стандартами, в которых основополагающим положением является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Иными словами, Программа в этом стандарте впервые определяется, как «программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей», а не программа обучения. Когда говорят об индивидуализации в детском саду, в первую очередь подразумевают создание такой предметно-пространственной развивающей среды, которая бы эффективно развивала индивидуальность каждого ребенка с учетом возрастных и физиологических особенностей, склонностей, интересов.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

- содержательно насыщенной,

- трансформируемой,

- полифункциональной,

- вариативной,

- доступной

- безопасной.

К средствам, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка, а не ущемлять ее, которые дают возможность дошкольному образовательному учреждению реализовать ФГОС, относятся:

– изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка; уход от авторитарности и диктата.

– реструктуризацию содержания образовательной деятельности;

– рациональную организацию и обогащение предметно-пространственной среды;

– эффективное взаимодействие детского сада с семьей; вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.

Для обеспечения индивидуализации в ДОУ должны быть созданы условия, чтобы ребенок:

- имея возможность выбора (содержания, вида деятельности, материалов, места и способов действий, партнерств);

- получал опыт осознания того, что его свобода от других состоит в его способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность;

-получал поддержку в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовываются в «могу»;

-получал опыт кооперации с другими людьми.

В условиях дошкольной организации индивидуализация осуществляется одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация распространяется на всю группу детей, так как каждая группа представляет собой уникальное сообщество с собственными неповторимыми характеристиками: интересами, любимыми занятиями, отношениями. Примером групповой индивидуализации является динамика продвижения в овладении содержании образовательных областей.

Более глубокий слой связан с конкретными интересами и потребностями детей и взрослых. Совместными усилиями детей и родителей организуются посещения музеев, выставки продуктов совместного творчества. Родители активно участвуют в различных проектах, в создании развивающего образовательного пространства

Второй уровень индивидуализации на уровне подгруппы осуществляется внутри группы детей одного возраста. Например: одна часть детей группы посещает кружок хореографии, другая –занятия вокалом. Помимо объединяющих детей видов занятий индивидуализация образования на уровне подгруппы может проявляется как результат совместного проживания какого-либо события (посещения театра нескольких детей, участие в совместных конкурсах, поездках, и пр.). Такая подгрупповая индивидуализация реализована в образовательную дифференциацию, и мы воспитатели помогаем детям относиться к ней как к ценности, поддерживаем их в осмыслении содержания пережитого события. То есть занятия детей в кружках и студиях системы дополнительного образования, посещение театра или леса с родителями, мы не оставляем «за дверьми детского сада», напротив, используем как образовательную ситуацию, в которой существует часть детей группы.

Наконец, индивидуализация образования реализуется на персональном уровне. Это характерно для каждого ребенка, так как каждый — уникальная личность, самоосуществляющаяся в своих условиях жизнедеятельности

Индивидуализация на персональном уровне проявляется внутри всех других. Это характерно для каждого ребенка как уникальной личности, не существует двух детей, которые могли бы учиться (обучаться,развиваться совершенно одинаково. Два ребенка - два стиля учения, два результата работы, две реакции на результат, два способа его использования. Каждый ребенок развивается в своем темпе «по своей программе» и, следовательно, не может быть подвергнут сравнению с другим ребенком. Система индикаторов позволяет осуществлять индивидуализацию на групповом и персональном уровне и требует составления индивидуальной образовательной траектории.

Индивидуальная траектория развития – это целенаправленная дифференциальная программа, обеспечивающая ребенку продвижение в освоении программы при педагогической поддержке в соответствии с его темпом развития.

Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны, это доступность, разнообразная возможность обоснованного выбора.

Целесообразно выделить разные подгруппы детей:

- по уровню развития

- по интересам.

Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, должно быть больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности, схем, иллюстраций строителей разного вида, в уголке ряженья предметов одежды для мальчиков: кепки, жилеты, галстуки. В старших группах можно организовать конкурс коллекций. В групповых комнатах существуют центры активности (центр математики, искусства, литературы и т. п., в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для исследования и игр, минипортфолио о каждом ребенке. Особое внимание уделяется именам детей, которые помечаются на кроватях, стульчиках, кабинках и других личных вещах, а также служат средством оповещения об их прибытии и готовности взаимодействовать с миром. Также способствуют индивидуализации образовательной среды наличие выставок детского творчества, стендов, картинок, выставляемые по лексической теме и достижение детей в виде медалей и дипломов на стенах.

Организованная таким образом личностно ориентированная среда в помещениях и на территории ДОУ стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.

Не стоит забывать и о важности семьи. Взаимодействие педагогов с родителями, их полная согласованность эффективно сказывается на всем педагогическом процессе и развитии ребенка в целом. Это не только формальные собрания и стенды, но сближение души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Грамотный педагог сумеет построить разговор таким образом, чтобы не просто проинформировать родителей, но сформировать позитивное отношение к своим действиям, с пониманием того, что каждое из них сказывается на развитии ребенка. Задача же руководителей детских садов способствовать всему этому, создать условия для раскрытия творческого потенциала всех участников процесса индивидуализации. В работе с родителями, могут использоваться, инновационные подходы в работе, такие как обратная связь, например, СМС почта. Родители на сайте группы, могут задавать свои вопросы, обсуждать проблемы с воспитателями.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

Социально-игровой опыт, который приобретает ребенок в период дошкольного детства (при грамотной организации работы с ним на основе игровой деятельности) оказывает существенное влияние на становление его эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности ребенка, позволяя формироваться готовности к обучению в школе в целом, и обеспечить каждому воспитаннику активный школьный старт.

В плане работы индивидуализация отражается в форме индивидуальных и групповых поручений, заданий, бесед, работы с родителями, чтение по выбору или предпочтению детей, в организации подвижных и ролевых игр, обогащение педагогического процесса.

Таким образом, ключевыми задачами при организации

образовательной деятельности является :

- наполнить жизнь ребенка интересным содержанием;

- творческий подход к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов;

- широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций;

- вариативность в отборе тем, форм, средств, методов, (новизна и разнообразие);

- исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма;

внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.

Выстраиваются партнерские взаимодействия взрослого с ребенком. Предъявляются высокие требования к общей культуре воспитателя и к его творческому потенциалу.

- профессиональное взаимодействие педагогов с детьми.

- психологическое сопровождение образовательного процесса.

- четкая организация взаимодействия специалистов.

- создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников. Ребенок в пространстве семьи (ориентация на семью и ценности семейных отношений).

- активное взаимодействие с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т. д.

Переориентация современного дошкольного образования ставит педагогические коллективы детских садов перед необходимостью пересмотреть устоявшие подходы к организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях. В процессе перехода на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования эти задачи не потеряли своей актуальности, но их решение требует инновационных подходов к организации образовательной деятельности в современном ДОУ.

Публикации по теме:

Использование игровых методов в оценке знаний дошкольников Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и.

Использование методов арт-терапии в работе педагога-психолога Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является закономерным. Это.

Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми РАС в продуктивной деятельности Доклад. Тема: «Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми РАС в продуктивной деятельности». Дети с особенностями развития.

Презентация «Использование элементов технологии индивидуализации обучения в коррекционной работе логопеда» Доклад в форме презентации. Тема «Использование элементов технологии индивидуализации обучения в коррекционной работе логопеда» Подготовила.

Использование игровых методов в коррекции агрессивности дошкольников Использование игровых методов в коррекции детской агрессивности дошкольников Материал подготовила педагог-психолог Романова А. Ф. Игра.

Использование интерактивных приемов и методов на уроках физической культуры Использование интерактивных приемов и методов на уроках физической культуры Автор: Арушанян А. Р., учитель физической культуры МОУ «Тереньгульский.

Использование нетрадиционных методов в изобразительной деятельности с целью развития творческих способностей ребенка Ум ребенка – на кончиках его пальцев. (В. И. Сухомлинский) 1. Введение Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической.

Мастер класс «Использование нетрадиционной техники изобразительного искусства в индивидуализации образовательного процесса» Подготовила: Бравко В. В. Вступление: Согласно ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является: построение образовательной.

Проект «Формирование знаний детей 3–4 лет о формах предметов через использование разнообразных форм работы» План реализации проекта1 этап - подготовительный 1 Сбор информации, материалов для реализации проекта Расширение знания детей о математических.

Развитие всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста в различных формах и видах детской деятельности Развитие компонентов устной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельностиК компонентам устной речи относится: словарь.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование методов индивидуализации в традиционных методах и формах образовательной деятельности
Опубликовано: 4 апреля 2019 в 22:02
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД