МААМ-картинки

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи в подготовительной группе

Ирина
Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи в подготовительной группе

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Колесова Ирина Семеновна

Россия, город Ульяновск

МБДОУ детский сад №214, воспитатель

В современном дошкольном образовании одной из актуальных задач

является создание максимально эффективных условий для освоения

детьми русского языка, основ речевой культуры и коммуникативных

Публикация «Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах

умений в соответствии с возрастными возможностями. Важность

этого обусловлена, в первую очередь тем, что хорошее владение

речевыми навыками, языковыми и коммуникативными средствами

позволяет дошкольникам достигнуть достаточно высокого уровня

интеллектуально-познавательного

и социокультурного развития. Поэтому в Федеральном

государственном образовательном стандарте дошкольного

образования (ФГОС ДО) образовательная область «Речевое развитие»

занимает одно из значимых мест

в содержании образовательной работы

с детьми и предполагает [1] :

- овладение детьми речью как средством общения и культуры;

- обогащение лексического запаса и его активизацию;

- развитие связной диалогической и монологической речи

в соответствии с грамматическими нормами;

- ознакомление с книжной культурой и детской литературой;

- развитие звуковой и интонационной речевой культуры,

фонематического слуха.

Особую важность развитие речи детей по этим направлениям имеет

работа в подготовительной группе, так как именно в возрасте 6-7 лет

освоение речевых навыков определяет общий уровень познавательного, языкового, коммуникативного развития.

Дети к моменту завершения детского сада должны обладать достаточно большим

лексическим запасом, включающим различные части речи,

адекватно его использовать в различных ситуациях общения,

правильно строить фразы и высказывания в соответствии с языковыми

грамматическими нормами, уметь описывать, рассказывать и рассуждать, выражать свое мнение, применять выразительные средства. Поэтому

перед педагогами стоит задача по применению наиболее оптимальных

и эффективных средств речевого развития.

Обобщая собственный опыт работы с детьми подготовительной группы,

можно утверждать, что в качестве успешного решения задач речевого развития

выступает применение на специально организованных

занятиях мнемотаблиц.

Мнемотаблица представляет собой особую модель-схему, в которой с помощью условных обозначений расположенных в виде таблицы передано содержание определенной информации. Ее использование позволяет детям пересказать литературный текст, выстроить собственный описательный или

повествовательный рассказ, запомнить или сочинить стихотворение или загадку, построить рассуждение. Благодаря мнемотаблицам старшие дошкольники лучше воспринимают и понимают смысл высказываний, запоминают и воспроизводят достаточно сложную информацию.

Поэтому их применение на различных речевых занятиях в подготовительной к школе группе имеет положительный образовательный эффект.

Работа с мнемотаблицами в подготовительной группе на занятиях

по развитию связной строится от простого к сложному и осуществляется последовательно. Рассмотрим более подробно особенности их

применения на занятиях по развитию навыков составления описаний.

С детьми подготовительной к школе группы для развития

описательной речи, предполагающей выстраивание точного,

полного и содержания описания какого-либо объекта или явления, применяются мнемотаблицы наиболее схематического

характера и неяркие.

Это позволяет детям в большей степени

сосредоточиться на информации, ее логическом построении.

Пользуясь рекомендациями Т. А. Ткаченко [2], мнемотаблица для

составления описания содержит ряд условных обозначений (символов, позволяющих раскрыть ряд качественных характеристик объекта

или явления:

- принадлежность к определенному роду (родовое понятие);

- внешние качества: цвет, форма, величина;

- составные части (детали, качество поверхности;

- материал, из которого сделан объект (если это неживой предмет);

- действия, совершаемые с объектом или осуществляемые им самим.

Работа с мнемотаблицей происходит следующим образом:

- детям предлагается составить описание («портрет») объекта,

например вороны. Для стимулирования интереса, речевой и

интеллектуальной активности можно использовать загадку.

Отгадав ее, детям предлагается составить более подробное описание.

Для этого предлагается заполнить таблицу условными обозначениями;

- заполнение таблицы происходит в форме диалога педагога с детьми по следующей схеме:

1. Название птицы: берется схематичное изображение вороны

в черно-белом исполнении;

2. Размер вороны: выставляется карточка с двумя треугольниками:

большим и маленьким;

3. Цвет оперения: выставляется карточка с условным изображением

палитры художника, на которой нанесены несколько цветовых пятен

(черный, коричневый, серый, желтый, красный);

4. Строение вороны: с помощью геометрических фигур собран

силуэт птицы: клюв – треугольник, голова – небольшой овал,

тело – большой овал и пр. ;

5. Зимующая или перелетная птица: выставляется карточка,

разделенная по косой линии: вверху изображено солнце (лето,

внизу – снежинка (зима);

6. Чем питается: выставляется карточка с ложкой.

На основании составленной совместно с детьми мнемотаблицы,

один из них составляет описательный рассказ («словесный портрет»)

о вороне. Другие внимательно следят и дополняют при необходимости.

Как показывает опыт работы с детьми подготовительной к школе

группы, регулярное применение мнемотаблиц позволяет сформировать

умение последовательно, содержательно и логично выстраивать

описания. Кроме того это развивает память, воображение, мышление.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что включение мнемотаблиц в занятия по развитию речи позволяет развивать

и совершенствовать речевые навыки, обучать составлению различных

текстов, пересказывать, заучивать стихотворения и пр.

Литература:

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

дошкольного образования, утвержденный приказом №1155

Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.

(ред. от 21.01.2019) [Электронный ресурс]. –

Режим доступа: URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_

154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/

2. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении

описательных рассказов // Дошкольное воспитание.

– 1990. – № 10. – С. 5-9.

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Фотоотчет «Использование геометрических фигур на занятиях по изобразительной деятельности в средней группе»Фотоотчет «Использование геометрических фигур на занятиях по изобразительной деятельности в средней группе» Тема будущего проекта была выбрана на детском совете детьми и воспитателем средней группы. При обсуждении 3-х вопросов, дети предложили.

Использование логических задач на занятиях по математике в подготовительной к школе группе Занимательные «нечисловые» логические задачи играют значительную роль в умственном развитии детей. Решение таких задач воспитывают пытливость,.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Роботы. Их использование в жизни людей»Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Роботы. Их использование в жизни людей» Цель: Актуализировать знания детей о роботах, робототехнике. Задачи: 1. Познакомить с историей развития робототехники в мировом сообществе.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заюшкина избушка» с использованием мнемотаблицКонспект НОД по развитию речи в средней группе «Заюшкина избушка» с использованием мнемотаблиц Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: обучать детей пересказу сказки, учить детей.

Конспект занятия по развитию речи и речевому общению с использованием мнемотаблиц в старшей группе «В гостях у сказки» Задачи: Учить детей рассказывать сказку без помощи воспитателя с использованием мнемотаблиц и иллюстраций. Учить подбирать антонимы. Закрепить.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Мы — снежинки» (с использованием мнемотаблиц)Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Мы — снежинки» (с использованием мнемотаблиц) Цель: формирование у детей умения воспринимать литературные произведения с помощью мнемотаблиц. Программные задачи: Образовательные: •.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми»Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми» Здравствуйте, дорогие мои МААМОВЦЫ!Вот и конец учебного года! Для многих педагогов настало время подводить итоги. Вот и у нас в детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи в подготовительной группе
Опубликовано: 22 октября 2022 в 14:21
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД