Получи документы

Использование мнемотехники в процессе ООД по развитию речи у детей с ОВЗ

Наталья Ширякова
Использование мнемотехники в процессе ООД по развитию речи у детей с ОВЗ

1слайд. Использование мнемотехники в процессе организованной образовательной деятельности по развитию речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

2 слайд. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь, широкий кругозор у детей с ОВЗ - это особая проблема.

В речи детей существуют множество проблем:

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

Публикация «Использование мнемотехники в процессе ООД по развитию речи у детей с ОВЗ» размещена в разделах

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие на детей с ОВЗ – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Одним из методов развития связной речи у детей с ОВЗ является использование мнемотехники.

3 слайд. Мнемотехника – технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развития речи.

Цель и задачи обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.

4 слайд. Слово мнемоника имеет однокоренное слово - Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью 9 муз, а переносный смысл этого существительного - память. Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приёмы мнемотехники. Используя их, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой, причём часто бессмысленный материал, демонстрируя своё искусство в публичных выступлениях. На Руси тоже использовалась мнемотехника. Её яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, облегчает усвоение информации.

5 слайд. История мнемотехники насчитывает более 2500 лет.

Понятие «Мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский

(6 век до н. э.).

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтиллиона.

6 слайд. Инновационный характер данной технологии заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности.

Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать три сенсорных канала:

кинестетический (ощупывают поверхность пособия, совершают практические действия с ним,

визуальный (видят картинку-схему, особенности цвета и фактуры,

аудиальный (слышат пояснения педагога и рассказы сверстников).

Данные пособия индивидуализируют коррекционный процесс :

- позволяют учитывать особенности каждого ребенка в области познания

- расширяют представления об окружающем мире, развивают психические процессы, формируют связанную речь, что приводит к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогают в социальной адаптации ребенка.

7 слайд. Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

1э. В нашей коррекционной группе мы начинали работу с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».

2э. Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, знакомим детей с мнемодорожкой. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале незнакома детям, взрослый берёт на себя обучающую роль, т. е. доводит до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку.

Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы.

8 слайд. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей.

Это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах, или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание предложения, рассказа, стиха, сказки, пословицы.

Содержание мнемотаблицы - это графическое, или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

У многих наших детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у неё есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.

Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

9 слайд. Для чего мы используем в своей работе мнемотаблицы.

Для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказе художественной литературы, при загадывании и отгадывании загадок, при заучивании стихов, для развития мелкой моторики.

Примечание. Для наших детей мнемотаблицы лучше давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, медведь – коричневого цвета и т. д.

10 слайд. Мы используем мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, о себе, посуде, одежде, овощах и фруктах, животных. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

11 слайд. С помощью мнемотаблиц эти задачи легко решаемы. Картинки –помощницы формируют представление об объекте. Чтобы в пересказах ребята не допускали односложных ответов, учим их по- разному рассказывать, подбирать яркие речевые характеристики объектов. Надо отметить, что дети испытывают некоторые сложности в подборе языковых средств, поэтому часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

12 слайд. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях используем модельные схемы, мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

13 слайд. Также используем мнемотаблицы для отгадывания загадок.

Цель: повысить интерес к содержанию загадок, посредством наглядного представления упростить процесс разгадывания загадок.

Нет лучшей тренировки для детского ума, чем разгадывание загадок! отгадывание загадок способствует активному развитию речи : обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько.

14 слайд. Пересказ.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Работу строим в 3 этапа

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, или рассказа по заданной теме.

На слайде вы видите пересказ по сказке «Репка».

15 слайд. А на этом слайде пересказ сказкок «Заюшкина избушка», «Рукавичка».

16 слайд. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово, или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе мы предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этапы работы над стихотворением:

1. Выразительно читаем стихотворение.

2. Сообщаем, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем ещё раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Задём вопросы по содержанию стихотворения, помогаем ребенку уяснить основную мысль.

4. Выясняем, какие слова непонятны ребенку, объясняем их значение в доступной для ребенка форме.

5. Читаем отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

17 слайд стих.

18 слайд. Также в нашей группе есть алгоритм мытья рук и одевания одежды.

19 слайд. Процесс обучения детей с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает много сил, как у ребёнка, так и у логопеда.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе логопеда, в таких видах работ по развитию речи :

- автоматизация звуков в чистоговорках, скороговорках и стихотворениях;

-обогащение словаря, формирование практических навыков; словообразования;

-развитие грамматического строя речи. На слайде видно как Наталья Викторовна с Сашей отрабатывают комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. С Мишей учатся правильно употреблять предлоги в речи.

20 слайд. С Ромой автоматизируют звук в чистоговорках. Также логопед использует в своей работе таблицу характеристики звука. Учит детей понимать, что такое звук и буква. Как правильно произносятся. Какое положение губ и языка должно быть при произнесении того, или иного звука и буквы. Для детей - это великий и тяжёлый труд, который ведёт к хорошим результатам. Также логопед в своей работе использует мнемотаблицы по лексическим темам, для заучивания стихов, отгадывания загадок и т. д.

Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

21 слайд. В результате использования мнемотаблиц :

Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

Появляется желание пересказывать – ребёнок понимает, что это совсем не трудно. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

! Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут в развитии речи дошкольника.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» Воспитатель: -Здравствуйте, уважаемые родители! Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так: Послушай - ты узнаешь! Посмотри - ты поймешь.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Занятие по развитию речи и обучению рассказыванию. Заучивание стихотворения «Снеговик» с использованием мнемотехникиЗанятие по развитию речи и обучению рассказыванию. Заучивание стихотворения «Снеговик» с использованием мнемотехники Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в процессе ООД по развитию речи у детей с ОВЗ
Опубликовано: 20 сентября 2020 в 18:37
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД