Получи документы

Использование музыкально — краеведческого материала в формировании музыкально — творческих способностей дошкольников

ТУГУШЕВА ГЕЛЬСИНЯ
Использование музыкально — краеведческого материала в формировании музыкально — творческих способностей дошкольников

Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Ещё в своё время К. Д, Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным должно быть народным»

Используя в своей работе русский и татарский фольклор мы хотим подчеркнуть, да мы любим и чтим обычаи наших предков, но вместе с тем мы частичка необъятной страны – Россия, где русский язык, русская культура, традиции русского народа близки, понятны и любимы нами.

Публикация «Использование музыкально — краеведческого материала в формировании музыкально — творческих способностей дошкольников» размещена в разделах

В заключении хочется мне вспомнить русскую поговорку «Хорошее «новое» - это давно забытое «старое»».

Прибаутки, небылицы, дразнилки.

А ведь небылицы для детей - это не что иное, как забавный бред, ерунда, то, чего быть не может в природе. Например:

Сидит ежик на сосне –

Новая рубашка,

На голове сапожок,

На ноге фуражка.

Карга-чэукэ-чыпчык!

Тэрэзэдэн очып чык!

Нын башына

Тэмле конфитлар сибеп чык!

Прэниклэр сибеп чык!

Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки:

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве.

Народные игры с пением, движением развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию.

Самые любимые игры для детей – это народные подвижные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки, заклички.

Так, например, в игре «Стадо» мы используем закличку :

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Очерчивается дом для медведя. Один из игроков в роли медведя

становится в этот дом, а остальные играющие подбегают к нему и дразнят:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

Медведь постыл

На печи застыл.

Это четверостишие дети произносят все вместе, нараспев, когда они произносят последнее слово, медведь выбегает и ловит кого-нибудь. Пойманный становится медведем, а поймавший возвращается к играющим.

«Гуси-лебеди»

Один из играющих - волк, другой - хозяйка. Остальные играющие - гуси. Намечается место игры - дом, откуда хозяйка гонит гусей, в поле появляется волк.

• Гуси-лебеди в поле, - говорит хозяйка. Гуси бегут на указанное место.

• Гуси-гуси!

• Га - га - га!

• Есть хотите?

• Да - да - да!

• Гуси-лебеди, домой! - зовет хозяйка.

• Там волк под горой! - отвечают гуси.

• Что он там делает?

• Гусей щиплет!

• Каких да каких?

• Сереньких да беленьких!

• Бегите скорей! - говорит хозяйка.

Казэм киль угэ

• Казым киль угэ.

• Куркамын.

• Нидэн?

• Буредэн.

• Буре кая?

• Тав астында чибилэр ашы.

Закреплять песенно-двигательные навыки, доставить детям удовольствие от совместной игры с пением нам помогают хороводные игры:

«Осенние красски», «Каравай», «Дождик», «Кошки мышки», «Мияу, мияу пескем» «Заинька выходи», «Куяннар»

Инсценировка сказок русских и татарских : «Теремок» и «Шрле», вызывают стремление проявить свои творческие способности.

Одной из форм организации музыкальной деятельности детей являются развлечения.

Участие детей в народных праздниках знакомит их с обычаями, бытом, культурой русского и татарского народа, с традициями и праздниками.

Виды фольклорных развлечений:

Музыкальное воспитание и образование в Российской Федерации является неотъемлемой частью общеобразовательного процесса, направленного на формирование всесторонне развитой личности. Основная трудность музыкального воспитания и образования в ХХI веке – ослабление связей с национальными, духовно-культурными традициями.

Современный дошкольник живёт под влиянием иноязычных культур. На экранах телевизора ребёнок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов: люди-пауки, бетманы. Как же наши сказочные герои, изумительные фильмы-сказки, где добро всегда побеждает зло? Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу ребёнка и лежать в основе его личности фольклор с первых лет жизни служит средством формировнаия мировоззрения ребёнка в целом, развивает образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

Но сейчас основная трудность в работе с фольклором заключается в том, что современные родители, Кроме песни “Баюшки-баю” и сами ничего не знают. Наша работа заключается в пропаганде народной музыки не только в работе с детьми, но и с родителями. Необходимо показать большую воспитательную и образовательную ценность народной педагогики. Воспитывая детей на народных традициях, можно развивать нацыиональное самосознание, уважение своему нороду. Живя в условиях национального села, мы каждый раз подчёркиваем, что у нас два родных языка : русский и татарский “Великий и могучий русский язык”, “И туган тель и матур тель эткэм, энкэмнэн тэлэ”Работая снародной музыкой подбираю созвучные между собой произведения на русском и татарском языке.

Весь используемый в музыкальном воспитании фольклор можно распределить на 3 раздела:

1) календарный фольклор

2) потешный фольклор

3) игровой фольклор

Календарный фольклор

В календарный фольклор входит произведения, связанные с природой, календарными датами.

Заклички к природным явлениям:

“Дождик лей, лей, лей своей силы не жалей “

“Янгор яв, яв, яв, илэктэн, чилэктэн коймактан”

Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст преодолевая языковой барьер, мы обогащаем речь поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка)

“Черше, черше без сине сагэнэр кёттёк ел буе, син тагэнда матурырак” и т. д.

«Красивая, нарядная на праздник к нам пришла» и много, много радости детишкам принесла».

- Холодно на дворе. Надо песенку спеть морозу, чтобы он не морозил

людей, чтобы потеплело, и дети смогли гулять Люди всегда пели песни

морозу, чтобы он не злился, был добрым.

Ты, мороз-мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой, стужу уводи с собой.

Мы саночки возьмем и на улицу пойдем.

Сядем в саночки-самокаточки.

Да с горы то - ух!.

В снег пушистый - бух!

- Давайте скажем лаково: «Морозушко! Послушай нашу песенку, мы для тебя ее поем!» (Дети вместе с воспитателем становятся в круг, несколько раз проговаривают потешку - закличку).

• Пришла весна, зовут люди солнышко, чтобы скорее тепло наступило, трава и листочки зазеленели. Давайте и мы споем песню солнышку. Станем в круг, в хоровод. Воспитатель ведет с детьми хоровод в кругу и несколько раз повторяет закличку:

Солнышко, солнышко! Выгляни в окошко!

Ждут тебя детки, ждут малолетки.

Солнышко-ведрышко! Выгляни в окошечко!

Твои детки плачут, по камушкам скачут,

Солнышко, покажись! Красне появись!

Публикации по теме:

Использование занимательного математического материала в формировании у дошкольников математических представленийИспользование занимательного математического материала в формировании у дошкольников математических представлений Представляю вам презентацию по использованию занимательного математического материала в формировании у дошкольников математических представлений.

Консультация «Развитие коммуникативных способностей дошкольников в музыкально-художественной деятельности» Консультация "Развитие коммуникативных способностей дошкольников в музыкально-художественной деятельности. " Дошкольное детство представляет.

Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников» Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью.

Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников» Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников». Музыкальный руководитель. Здравствуйте.

Использование нетрадиционных материалов в развитии творческих способностей у дошкольников В современном мире, когда всё острее ощущается потребность в новых, нестандартных способах мышления и всё большую ценность приобретает умение.

Обобщение опыта «Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей у детей» Обобщение опыта: «Культурно-досуговая деятельностьть как средство формирования муз. -творческих способностей у детей дв» Актуальность опыта.

Музыкально-театрализованная деятельность в развитии творческих способностей детей Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя в детском саду на тему : «Музыкально-театрализованная деятельность в развитии.

Проектная деятельность как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников Чтобы проникнуться предложенным музыкальным образом требуется активное взаимодействие вокального, инструментального и пластического исполнительства.

Развитие музыкально-пластических способностей у дошкольников Развитие музыкально-пластических способностей дошкольников Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на муз. занятиях в ДОУ с помощью музыкально-дидактической игры В настоящее время государство уделяет пристальное внимание развитию творческой личности. Творчество является основанием в формировании,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование музыкально — краеведческого материала в формировании музыкально — творческих способностей дошкольников
Опубликовано: 3 июля 2019 в 15:46
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД