Марина Владимировна Басова
Использование народной игрушки в рамках дополнительного образования (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к народной культуре через использование народной игрушки
Работа по приобщению детей к русской народной культуре требует правильной организации воспитательно-образовательного процесса, особых условий, создание яркой образности и наглядности, которая обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Публикация «Использование народной игрушки в рамках дополнительного образования (из опыта работы)» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Опыт работы, практика
- Темочки
В программе "От рождения до школы" задачи по знакомству дошкольников с родной культурой сформированы в следующем комплексе. Например, ". воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу", ". познакомить с некоторыми изделиями народно - прикладного искусства. " При этом совершенно необозначенными остаются средства и методы решения данных задач, а у воспитателя почти нет сопутствующих материалов и пособий. В помощь педагогам дошкольного образования существует множество вариативных программ, одна из них "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" под редакцией О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой. Целью программы является приобщение ко всем видам национального искусства, формирование у детей "базиса культуры".
На основе данной программы мною разработана программа дополнительного развития "Светлица", главная цель которой - познакомить детей с культурой родного края, родной речью, произведениями народного творчества, прикладного искусства, народной игрушкой, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания.
Коллективом детского сада с помощью родителей был создан мини- музей избы, мною, как руководителем кружка создана коллекция тряпичных кукол - оберегов.
Направление работы заключалось в расширенном знакомстве детей с народной игрушкой, авторскими сказками о тряпичных куклах Татьяны Кирюшатовой. Цикл сказок рассчитан на календарные праздники, сезонные и временные изменения в природе, прикладное искусство и рукоделие, а также знакомство детей с удивительным миром обережной куклы, способной помогать людям в быту.
Приобщая детей к народной культуре можно и нужно использовать различные виды игрушек. В своей работе я опиралась на труды исследовательницы истории тряпичной куклы Г. Л. Дайн, которая писала - "Тряпичная кукла - игрушка с ценными воспитательными качествами, которые культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми".
Действительно, тряпичная кукла учит любить своих родителей, помогать им в быту, правильно и грамотно вести хозяйство, соблюдать традиции и обычаи своего народа, замечать характерные изменения в природе. А если ребенок изготовит такую игрушку самостоятельно, то она становится более ценна для него.
С первых минут знакомства с Хозяйкой избы начинается с рассматривания народного костюма. В этом наряде Хозяйка является прообразом куклы подружки, которой можно рассказать все свои секреты.
В старшем возрасте знакомство начинается с видами тряпичных кукол - календарных и обрядовых: Спиридон - солнцеворот, рождественский ангел, Масленица, Вербница, Пасха, Веснянка, Покосница, Травница, Крупеничка, Филипповка. Все занятия проходят с символом нашего сада Светлячком.
Знакомя с куколками обязательно сопровождается рассказыванием сказки, под звуки народной мелодии. Использование полихудожественного подхода позволил организовать более яркое восприятие народной игрушки, народной музыки и литературного произведения.
Вместе с детьми изучаем из каких материалов сделана кукла, для каких целей ее используют.
Огромную роль в работе сыграло наглядно - демонстрационное пособие серии "Родная игрушка"- "Жили - были поживали. "(средний, старший дошкольный возраст) и "Потешки" (младший возраст).
Первое пособие представляет собой макет избы с предметами быта, домашней утварью.
Использование данного пособия в миниатюре вызвало у детей огромное желание познакомиться поближе, узнать новые слова, обозначающие предметы быта (ушат, рукомойник, рушник, кринка). Детям становится понятен простой разговорный русский язык, словообразование. Игра в избе разворачивалась и в группе, где дети могли развернуть сюжет с тряпичными пеленашками.
Второе пособие "Потешки" состоит из ярких народных игрушек (неваляшек, матрешек,каталок). Автором методического пособия, включающего разработанные занятия с детьми, является Ю. Акимова и И. Самкова. Современная технология лепбука помогает закрепить с детьми уже полученные знания о предметах народного быта, народной игрушке.