Лучший педагог года

Проект «Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Чувашии»

Елена Майорова
Проект «Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Чувашии»

Творческая работа

Тема проекта : «Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Чувашии»

Выполнила: Майорова Елена Александровна, воспитатель

МБДОУ Воротынский детский сад №6 «Золотой ключик»

Актуальность проекта :

Публикация «Проект „Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Чувашии“» размещена в разделах

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах: "Законе об образовании", "Концепции государственной национальной политики", "Концепции модернизации структуры содержания российского образования до 2010 года".

Наша страна относится к поликультурным сообществам. Поликультурное воспитание– это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости.

Реализация второй части (часть, формируемая участниками образовательного процесса) основной общеобразовательной программы дошкольного образования, предусматривает знакомство детей с чувашской народной культурой через познавательные занятия, беседы: «Народы Республики Чувашии», «Жители Чувашии», «О природе и жизни людей в Чувашии», чтение художественной литературы, создание национального уголка, подвижные игры Чувашии.

Народные подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка. Такие игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста. Народная игра несёт символическую информацию о прошлом, передаёт традиции, свойственные менталитету народа соответствует детской природе, удовлетворяет потребность ребёнка в познании и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности. Так как в нашем детском саду есть дети таких национальностей как: чуваши, татары- эта тема для меня актуальна.

Цель проекта :

-приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;

-формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов;

-воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Чувашии.

-формировать у детей интерес и ценностное отношение к чувашским народным играм через физическое воспитание.

Задачи:

-изучить этнографическую, этнопедагогическую и научно-художественную литературу;

-собрать и систематизировать дидактический материал в группе;

-составить план, разработать занятия;

- систематизировать сведения о труде жителей Чувашии;

-формировать уважение к традициям и обычаям;

-знакомить с устным народным творчеством;

-знакомить детей с национальными особенностями физического воспитания (игры и упражнения на воздухе, народные игрища) .

-обогащать содержание двигательной деятельности ребенка чувашскими подвижными играми.

-развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию)

-приобщать детей и родителей к народным играм.

Сведения об участниках проекта

Руководитель проекта : Майорова Елена Александровна, МБДОУ Воротынский детский сад №6 «Золотой ключик», воспитатель первой квалификационной категории.

Участники проекта : дети дошкольного возраста с 6-7 лет, воспитатели, инструктор по ФИЗО, родители (законные представители)воспитанников

Условия осуществления проектной деятельности

Продолжительность проекта : среднесрочный

Место реализации проекта : МБДОУ Воротынский детский сад №6 «Золотой ключик», группа для детей старшего дошкольного возраста. участок, спортзал

Материально - техническое оснащение: компьютер, видео аппаратура, презентации, национальные чувашские костюмы и др

Информационное обеспечение

1. Ботнарь В. Д. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей посредством игры-драматизации Дис.. канд. пед. наук. М., 1998. 168 с.

.

2. ВасильеваЛ. Г. Хрестоматия «лку» (Родник, раздел «Художественное образование» с. 134-174 - Чебоксары -2006.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. — Чебоксары, 1969г.

4. Воронцов Г. Н. Детские игры. — Чебоксары, 1992

5. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР - Москва : Просвещение, 1988 - с. 239

6. Махалова И. В. Ягодова Л. Г. Чувашские детские игры. — Чебоксары:» КЛИО» 1999г. 18. Скворцов М. И. Культура чувашского края. Чебоксары, 1995г.

7. Шмонина В. Творческие подвижные игры // Дошкольное воспитание № 8. — 1991г.

8. Эйзин П. Е. Чувашские народные сказки. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993г 1. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! : Пособие для учителя. 2-е изд. М. : Просвещение, 1988.

Ожидаемые результаты:

-приобщение детей к языку, истории, традициям чувашского народа

- развитие интереса к физической культуре на основе чувашских подвижных игр, физкультурных занятий. укрепление здоровья детей

Этапы реализации проекта

Реализация проекта :

Забота о здоровье детей, опора на чувашские традиции воспитания, сотрудничество с родителями.

Она включает следующие разделы:

1. Народные подвижные игры

2. Сюжетные физкультурные занятия

3. Традиционные праздники, развлечения, игрища

на основе современных сказок и легенд.

Этапы реализации проекта

I этап: Подготовительный

Знакомство с историей возникновения игр, традициями, обрядами.

Подборка краеведческих материалов и произведений национальной культуры : картины, репродукции чувашских художников, фольклор и др.

Подборка народных чувашских игр для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовка практического материала для родителей (консультации, рекомендации и др.).

2 этап. Практический

Цель:

-знакомить детей с народной культурой Чувашии

- ознакомление детей старшего дошкольного возраста с чувашскими народными играми

-создавать условия для проявления ловкости и выносливости в подвижных играх и спортивных упражнениях;

Образовательные области Мероприятия по реализации проекта Участники

Познавательное развитие 1. Рассматривание Чувашского народного костюма.

2. Рассматривание картин Чувашских художников.

3. Показ презентации на тему: «Растения и животные чувашского края» Воспитатели, дети, родители

Социально-коммуникативное развитие Беседы: «Народы Республики Чувашии», «Жители Чувашии», «О природе и жизни людей в Чувашии» Воспитатели, дети, родители

Речевое развитие Чтение художественной литературы

Чувашские народные сказки : «Мышка вострохвостик», «Девушка на Луне», «Золотая сумка», «Как один парень царевну рассмешил», «Лиса и Дятел», «Кот и Воробей», «Лиса-плясунья», «Дети Ветра»

Разучивание слов чувашских народных игр

Воспитатели,

дети

Физическая культура Подвижные игры Чувашии : «Лапта», «Городки», «Бабки», «Котел», «Жмурки», «Шубу шить» ,«Выйдем, девушки, играть», «Летучая мышь», «Волк или заяц?», Журавушка «Тарналла», Слепой баран «Сукар такалла», Отгадай имя «Ятне пел», Пустая изба «Пуша пуртле» Воспитатели, дети

Социальное партнерство с родителями

Взаимодействие с родителями (законными представителями) детей главным образом направлено на решение задач:

1. Повысить педагогическую грамотность родителей в сформировании их представлений о чувашской национальной культуре, традициях чувашского народа

2. Объединить усилия семьи и учреждения в создании условий для формирования у детей и родителей (законных представителей) представлений о народной культуре, традициях чувашского народа

- участие в создании соответствующей предметно-пространственной среды в группе (приобретение дидактических и развивающих игр)

3. Создать мини музей «Чувашская изба» и др.

3 этап. Заключительный.

Диагностическое изучение уровней сформированности знаний и представлений детей о чувашских праздниках, традициях, обычаях, истории, выявило положительную динамику, в процессе занятий, бесед, подвижных игр.

Результаты педагогического наблюдения показали, что целенаправленная и систематическая работа по реализации проекта способствует формированию интереса к истории Чувашии, воспитанию любви и уважения к национальной культуре у всех участников педагогического процесса.

Публикации по теме:

Воспитание у детей национальной культуры с помощью русских народных подвижных игр «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее.

Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Использование игровых приемов при ознакомлении детей с портретной живописью Ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека,.

Проект «Использование метода проектов в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом» Воспитание любви и уважения городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Цель и задачи проекта. Цель проекта.

Консультация для воспитателей «Использование психогимнастики на занятиях физической культурой» .

Классификация русских народных подвижных игр Все русские народные подвижные игры можно условно разделить на сюжетные, например «Гуси-гуси», «Краски», «Филин и пташки», «Скачет зайка»,.

Организация и проведение русских народных подвижных игр в разных возрастных группах детского сада Консультация «Организация и проведение русских народных подвижных игр в разных возрастных группах детского сада». Народные подвижные игры.

Роль народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников (из опыта работы) «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Театрализованное представление с элементами народных подвижных игр «День рождения Бабы-Яги» Цели: - Познакомить детей с традициями народов нашего села посредством народных игр. - Развивать навыки культурного общения у детей, расширять.

Использование подвижных игр в разных видах деятельности Тезисы выступления на педсовете «Использование подвижных игр в разных видах деятельности» Следует знать, что здоровье ребенка – динамический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Чувашии»
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 14:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД