Использование игровых приемов при ознакомлении детей с портретной живописью

Людмила Медведева
Использование игровых приемов при ознакомлении детей с портретной живописью

Ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека, проявляя к нему доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботливость.

Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче и неординарно станет работать его воображение, образное и ассоциативное мышление, тем интереснее и богаче окажется его творческое самовыражение.

Для детей дошкольного возраста наиболее подходящими для гармоничного восприятия живописи являются женский и мужской портрет, а также разновозрастной портрет (детский, юношеский, взрослый и пожилой человек). Дети рассматривают портрет - лицо с ярко выраженной экспрессией (например, смеется, радуется, удивляется). Затем для рассмотрения может быть предложен «погрудный» портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице (мимика, представлены руки в каком-либо движении, жесте.

Исследования психологов позволяют установить, что портрет как жанр живописи доступен эстетическому восприятию детей уже с 4 лет. В этом возрасте они эмоционально откликаются на выразительный образ портрета (улыбаются, смеются, гладят его и т. д., они в состоянии воспринять и назвать эмоции, изображенные на портрете – “улыбается”, “смеется”, “плачет”.

Во время рассматривания портретной живописи с детьми используются различные игровые приемы. Игровые приемы помогают вызвать интерес детей к произведению, сосредоточить их внимание на необходимой для восприятия части портрета, формируют умения видеть и чувствовать настроение человека, его эмоциональное состояние, как в жизни, так и в картине, закрепляют знания детей о том, что художники, создают портреты не только близких людей: (членов семьи, друзей, а так же знаменитых соотечественников (учёных, поэтов, артистов).

Например:

«Загадай что-либо о руке (глазах, одежде и т. д., а мы отгадаем»;

«Придумай свое название портрету»;

«Передай в движении положение руки (головы и т. д.)», изображенного на картине человека» и др.

Дети 5 лет также проявляют положительный интерес к портрету. Эмоционально откликаются на портреты людей, образы которых не только близки их личному опыту, но и известны им из литературы, кино. Детям больше нравятся люди с положительным эмоциональным состоянием, хотя они также сопереживают, сочувствуют грусти, печали.

В связи с вышеизложенным, для проявления большего интереса к портретной живописи детей, мною была изготовлена дидактическая игра «Фоторамка».

Цель:

Способствовать развитию умений распознавать эмоциональные состояния, сплочение детского коллектива.

Задачи:

Обучающие:

Закрепить знания детей о жанре портрета.

Формировать умения детей через средства художественной выразительности передавать настроение и характер человека.

Коррекционно-развивающие:

Развивать коммуникативные умения (рассматривать, видеть индивидуальные особенности друг друга); совершенствовать умения детей составлять словесный портрет.

Продолжать формировать умения детей передавать определенные эмоциональные состояния мимикой, пантомимикой.

Продолжать формировать умения сотрудничать друг с другом.

Воспитывающие:

Воспитывать в процессе общения доброжелательное отношение, интерес к человеку.

Материал:

панно на бумажной основе в виде «фоторамки»; 5 портретов (разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы с подбородком) с выражением на лице разной мимики (настроения): радость, спокойствие, печаль, испуг, обида.

Планируемый результат:

Улучшение качества взаимодействия между детьми, положительный эмоциональный настрой в группе, развитие творческих способностей детей.

Использование «фоторамки», с разным выражением настроения на лице, возможно использовать в любых организационных моментах, а также, как в начале непосредственно-образовательной деятельности для заинтересованности детей, так и в конце, например, при анализе детских работ. Например:

«Определи, к какому портрету подходит эта музыка»;

«Сложи портрет, и мы узнаем какое у тебя сегодня настроение»;

«Собери портрет, и мы узнаем настроение твоего друга»

«Угадай, чей портрет сложила я» (например, если ребенок был грустный, обиженный, неактивно работал и т. д.)

«Подбери к веселым глазкам ротик»;

«Найди ошибку в портрете»;

«Составь портрет испуганного человека»;

«Подбери цвет к настроению на портрете»;

и другие варианты игровых приемов.

В дальнейшем, по жанру портрета, я планирую сделать и другие дидактические игры, например, такие, как:

1. «Подбери прическу к портрету»;

2. «Составь портрет сказочного героя» (по принципу «пазл»);

3. «Определи и найди жанр портрета» (репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж);

4. «Узнай по профилю» (вырезанные силуэты профилей персонажей различных сказок. Например, Баба-Яга, Кот в сапогах, Мальвина и др);

5. «Опиши внешность этого героя»/ «Опиши характер этого героя»;

6. «Семейный портрет» (6 портретов, разрезанных на 4 части, и отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки);

7. «Найди недостаток в портрете» (карточки с изображением одного лица с разными недостатками)

Игровые действия в изобразительной деятельности дошкольника – явление полезное, помогающее ему развивать свой творческий замысел. Если у ребенка систематически формируются изобразительные умения, то он легко находит и изобразительные способы выполнения задания. То есть у него формируются такие умения и навыки, которые можно самостоятельно использовать для изображения разных предметов и явлений, умея при этом выбирать из имеющихся способов наиболее подходящие. На этой основе детей подводят к поиску своих способов, всячески развивая их творческие способности.

Таким образом, портретный жанр живописи раскрывает мир чувств и жизнь людей. Это чрезвычайно важно для познания детьми эмоциональной сферы людей и человеческих отношений. В процессе ознакомления с портретом у детей постепенно формируется эстетическая оценка человека, образ которого передан художником, графиком, скульптором. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромные возможности изобразительного искусства, которое воздействует на внутренний мир ребенка, расширяет его эмоциональный опыт, учит понимать эстетическое богатство жизни.

Публикации по теме:

Использование игровых методов и приемов в работе с детьми Игра -помогает ребенку раскрепоститься и снять нервное напряжение. Игровые методы: - воображаемые ситуации, - дидактические игры. Они делятся.

Использование игровых методов и приемов в работе воспитателя дошкольного учреждения Все мы любим играть с детьми. Игра снимает нервное напряжение и помогает раскрепоститься ребенку. Игровые методы: - воображаемые ситуации,.

Использование игровых приемов для закрепления речевых навыков Использование игровых приемов для закрепления речевых навыков на занятиях по художественно- эстетической деятельности. Значение рисования,.

Картотека социо-игровых методов и приемов по взаимодействию детей в малых группах "Космическое путешествие". Воспитатель: игра "Ловля звуков", ловим только согласные, слово КОСМОС. - Что вы знаете о космосе? - Солнечная.

Консультация для воспитателей «Использование игровых приемов в НОД» В младшем дошкольном возрасте приоритетным направлением педагогической работы с детьми является развитие речи, поддержание интереса к общению.

Использование игровых приемов в обучении грамоте Тема: Использование игровых приемов в обучении грамоте. Все вы знаете, что ФФНР- это нарушение процессов формирования произносительной системы.

«Использования игр и игровых приемов при формировании речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Тема: «Использования игр и игровых приемов при формировании речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи». Дети с ФФНР относятся.

Подготовительная работа с детьми в процессе ознакомления с портретной живописью — залог успеха в проведении занятия по ИЗОПодготовительная работа с детьми в процессе ознакомления с портретной живописью — залог успеха в проведении занятия по ИЗО Одним из важнейших педагогических условий подготовки детей к восприятию произведений портретной живописи является создание в группе спокойной,.

Выступление на районном семинаре «Использование музейной педагогики и приемов мнемотехники при ознакомлении с темой «Хлеб» ЦЕЛИ: • Закрепить знания о хлебе как одном из величайших богатств на земле; • Знакомить детей со злаковыми растениями; • Познакомить с процессом.

Знакомство дошкольника с портретной живописью. Ее влияние на творческое развитие ребенка Живопись – это вид изобразительного искусства, создаваемый с помощью красок. Живопись – искусство изображать предметы красками. Не секрет,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Использование игровых приемов при ознакомлении детей с портретной живописью
Опубликовано: 26 июня 2015 в 15:36
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День рождения Чебурашки

Официальный День рождения Чебурашки установил сам автор этого популярнейшего сказочного персонажа – детский писатель Эдуард Успенский. В 2005 году, на благотворительном мероприятии для детей-сирот он...

20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

Фотоотчет «Как мы в индейцев играли»
13 июня на МААМ проходил день индейцев. Мы с ребятами готовились к нему заранее: узнали, кто такие "индейцы"; где живут; чем занимаются; в какие игры играют...
Физкультурное развлечение «Юные спортсмены»
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию физкультурное развлечение «Юные спортсмены». 1 задание. Прокатывание мячей «Точный пас». Дети становятся в...
Беседа-игра в подготовительной группе на тему: «Моя семья»
Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. Задачи: - Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить...