Веселова Алина Сергеевна
Использование нейропсихологических игр в старшей группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нейропсихологических игр в старшей группе ДОУ
Игра- ведущий вид деятельности дошкольника. Именно с ее помощью ребенок знакомится с окружающим миром, развивает свои умения и навыки. Кроме того, с помощью игры гораздо легче поднять мотивацию ребенка и его интерес к занятиям.
Публикация «Использование нейропсихологических игр в старшей группе ДОУ» размещена в разделах
Игры бывают не только развлекательные, но и обучающие, а так же развивающие. К ним относится, например, нейропсихологические игры. Это комплекс упражнений, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений.
Такие игры выполняют множество функций:
1. Способствуют развитию памяти, логики и мышления ребенка
2. Благоприятно влияют на концентрацию внимания
3. Учат делать выводы и прогнозировать результат
4. Улучшают настроение и поднимают мотивацию ребенка
Такие игры полезны каждому ребенку. Тревожным детям, которые боятся допустить ошибку, импульсивным и вспыльчивым ребятам, даже самым спокойным и тихим. С их помощью ребенок успокаивается, сосредотачивается, запоминает новый материал и легко переключается с одного вида деятельности на другой.
В старшей группе все нейроигры мы условно разделили на 4 категории:
1. Нейрогимнастика
2. Игры, с использованием дополнительных материалов
3. Межполушарные доски
4. Подвижные нейроигры
Нейрогимнастика- основной вид игр в ДОУ и может применяться в группах с детьми разного возраста. Эти упражнения гармонизируют работу обоих полушарий головного мозга. Бесспорным плюсом является и то, что они не требуют большого количества времени и могут применятся в любое время.
1. «Кулачок- ребро-ладошка»
Выполняем попеременную смену положений ладоней. Складываем кулачок, ставим на ребро, кладем ладошкой вниз.
2. «Ухонос»
Правой рукой беремся за нос, левая рука - за противоположное ухо. Одновременно отпускаем руки, хлопаем в ладоши и меняем положение рук с точностью до наоборот.
Игры с использованием дополнительных материалов- более энергозатратные, но не менее эффективные и интересные. Для них требуется подготовка дополнительного материала, который, как правило, есть в свободном доступе. Так же такие игры можно применять как индивидуально, так и при работе в группе.
1. Игра с рабочим листом «Найди двумя руками». Тематику каждый педагог может выбрать самостоятельно- это могут быть овощи, фрукты, животные, инструменты и любые другие предметы, интересующие ребенка. Таким образом вы не только поиграете с ребенком, но и повторите все предметы одной темы. На листе, поделенном на две части, вразнобой нарисованы одинаковые картинки. Задача ребенка- найти пару и показать сразу двумя руками. Огромный плюс такой игры еще и в том, что такое задание дети могут выполнять и без помощи воспитателя или педагога, в парах или маленьких группах.
2. Игра со счетными или деревянными цветными палочками «Повтори рисунок». Заранее на небольших листочках педагог готовит рисунок или узор, собранный из счетных палочек. Задача ребенка повторить узор так, чтоб совпали цвет, размер и фигура. Начинать необходимо с простых фигур (например, большой красный квадрат, маленький синий ромб, затем добавлять разные цвета и создавать более сложные узоры (солнышко, домик, птичка).
3. Игры с парными карточками. Более универсальный вариант всем известной игры «Мемо». Использование таких карточек решает сразу несколько задач:
1)тренирует память, если ребенок играет в стандартную игру, переворачивая карточки по очереди и находя пару;
2)развивает речь. В данном случае карточки выкладываются по одной в длинную цепочку из 5, 6, 7 или даже 10 карточек. Ребенок придумывает предложение, где картинки ассоциативно связаны друг с другом. Затем закрывает картинки рукой и пробует самостоятельно повторить предложение.
Отдельное внимание уделяется межполушарным доскам. Это специальный тренажер, направленный на развитие межполушарного взаимодействия. Они помогают ребенку развивать синхронную работу полушарий, развивать воображение, улучшать эффективность работы всего головного мозга. Такие доски еще и отличный вариант для тренировки письма, так как ребенок может работать в них не только пальчиками, но и двумя карандашами в двух руках одновременно.
Последний вариант- подвижные нейроигры. Один из таких вариантов- нейродорожки. Это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов. На таких дорожках располагаются следы и ладошки. Ребенок проходит такую дорожку, располагая руки и ноги в правильной последовательности. Дорожка может дать нарисована на асфальте яркой краской, тогда она прослужит намного дольше и поможет занять детей даже на прогулке. Или распечатана не листочках, зале их можно будет изменять каждый раз в разном порядке и применять в любой группе или в актовом зале.
Таким образом, нейроигры- отличный способ «прокачать» мозг не только для детей, но и для взрослых. Они легкие, увлекательные и интересные. Кроме того, такие игры еще и прекрасный вариант совместного времяпрепровождения.