Папки-передвижки

Использование нетрадиционных художественных техник в обучении дошкольников

Татьяна Щербина
Использование нетрадиционных художественных техник в обучении дошкольников

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

О роли рисования в гармоничном развитии ребенка сказано уже немало. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, занятия рисованием вызывают у детей большой эмоциональный отклик. Вот почему так важно найти наиболее эффективные методы и приемы в работе с детьми.

Публикация «Использование нетрадиционных художественных техник в обучении дошкольников» размещена в разделах

Придавая особое значение разнообразию художественных техник и материалов, известный художник-педагог Я. Башилов сравнивает их с музыкальными инструментами. «Как плохой инструмент не стимулирует к определенным достижениям в музыке, так и бедный изоматериал не дает ребенку соответствующих импульсов в работе».

О завораживающих свойствах художественных материалов, об их притягательной силе для маленького ребенка, можно говорить очень много. Среди множества факторов, оказывающих определенное воздействие на характер замысла в детском рисунке, существенную роль играет своеобразие художественных техник и материалов : цвет, фактура, форма, способствующие созданию адекватного этим свойствам художественного образа.

Очень часто несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунках задуманное, адекватно изобразить предметы окружающего мира, и как следствие, затрудняет развитие познания. Ребенку-дошкольнику гораздо легче освоить метод рисования тычком, ладошкой, тампоном и т. д., нежели овладеть методом изображения предметов при помощи линии.

ПЕДАГОГИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ПОДМЕТИЛИ, ЧТО:

1. Овладение нетрадиционными способами рисования позволяют детям самостоятельно решать многие изобразительные задачи.

2. Развивает пространственное мышление.

3. Учит детей свободно выражать свой замысел.

4. Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

5. Учит детей работать с разнообразным материалом.

6. Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия.

7. Развивает творческие способности.

8. Развивает уверенность в собственных силах.

9. Развивает навыки мелких движений пальцев, кисти рук.

10. Развивает чувство фактурности и объемности.

11. Способствует формированию положительных черт характера как аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, активность, усидчивость.

В своей работе в этом направлении я пользуюсь методиками и рекомендациями следующих авторов:

И. А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»;

А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования»;

Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования».

СВОЮ РАБОТУ СТРОЮ НА СЛЕДУЮЩИХ ПРИНЦИПАХ:

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип индивидуализации- обеспечивает развитие каждого ребенка.

Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от действительности. Дети рисуют то, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.

Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой изображения, помогает развитию творчества, изображения.

Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении темы, без каких-либо определенных и обязательных ограничений.

В работе с детьми по использованию нетрадиционных художественных техник решается ряд задач :

-Познакомить детей с разнообразными художественными материалами и их свойствами.

-Развивать умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной задаче.

-Учить использовать разнообразные материалы и инструменты, способы деятельности.

-Воспитывать самостоятельность, инициативу, эстетический вкус.

-Развивать воображение, зрительную память, гибкость и быстроту мышления.

Работа с детьми может осуществляться в различных формах: на занятиях, в индивидуальной работе, в совместной деятельности педагога с детьми и как самостоятельная художественная деятельность детей.

Работа по ознакомлению с нетрадиционными техниками осуществляется поэтапно.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ с детьми по овладению любой художественной техникой включает в себя следующие этапы:

1 этап-Знакомство с художественной техникой.

2 этап-Упражнения в художественной технике.

3 этап-Самостоятельный перенос знаний и умений в творческую деятельность.

Как правило, на первом этапе проходит первое знакомство с новой техникой, детям сообщаются новые знания о материалах, инструментах и способах изображения. Здесь же ребенку предоставляется возможность экспериментировать с материалом, самостоятельно изучить его свойства и признаки, экспериментирование с материалом вызывает у ребенка положительные эмоции.

На втором этапе дети непосредственно упражняются в использовании нетрадиционных техник (материалов, инструментов, в способах их применения). Отработка навыков в использовании различных материалов происходит на занятиях с различной тематикой. Таким образом, дети получают возможность прочно освоить данную технику. Упражнения детей в применении способов действий, направлены на репродуктивный способ познания и формирование обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений.

Как правило, данному этапу отводится 2-3 занятия в зависимости от сложности техники.

Третий этап включает в себя творческие занятия, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов на основе полученных знаний. Тематика этих занятий разнообразна, она побуждает детей к поиску наиболее выразительных средств для изображения своего замысла. На этом этапе происходит самостоятельный выбор ребенком средств для выражения своего замысла. Ребенку предоставляется большой выбор материалов и инструментов для адекватного воплощения образа.

Успех любого обучения и воспитания во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, побудить их к творческой деятельности, вызвать интерес, способствовать развитию самостоятельности, инициативы.

В своей деятельности мы используем широкоизвестные методы по классификации М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера:

-объяснительно-иллюстративный

-репродуктивный

-проблемное изложение

-частично-поисковый (эвристический)

-исследовательский

Объяснительно-иллюстративный метод как правило используется на первом этапе обучения детей нетрадиционным художественным техникам, когда педагог, используя разные средства, сообщает детям готовую информацию (объясняет детям как называется данный вид техники, как называется материал, как правильно пользоваться инструментом и т. д.).

Репродуктивный метод в основном используется на 2-ом этапе, когда ребенок не только усваивает информацию, но и учится действовать по образцу (например, сначала воспитатель показала как работать жесткой кистью, затем потренировались на отдельном листе бумаги, после этого создается образ с помощью данного приема). Таким образом, создаются условия для формирования умений и навыков путем упражнений. Действуя по предложенному образцу, дети приобретают умения и навыки использования знаний.

Частично-поисковый и исследовательский методы предполагают, что ребенок самостоятельно находит различные варианты для решения поставленной задачи, он выбирает материал и инструменты для выполнения данной работы, использует полученные знания (например, для того, чтобы изобразить пушистого цыпленка, ребенок сам выбирает инструмент, которым он будет работать).

В настоящее время в современной педагогике самый актуальный вопрос сегодня — вопрос о развивающем обучении. Именно поэтому методы и приемы в работе с детьми должны носить развивающий характер.

При использовании данных методов ребенок становится активным участником педагогического процесса, а не созерцателем и слушателем, он становится в ситуацию свободного выбора (темы, содержания, материала, способов и др., он учится сравнивать, анализировать, обобщать.

Практически на каждом занятии используется художественное слово, загадки, стихи, отрывки из детских произведений, которые помогают более тонкому, образному восприятию.

Метод проблемных вопросов ставит ребенка в ситуацию, когда ему необходимо подумать, проанализировать что-то, сравнить, что способствует активизации мыслительных процессов у ребенка.

Метод творческих заданий способствует развитию творческого воображения, фантазии, нестандартного мышления, уход от шаблонов, позволяет запустить у ребенка механизм обдумывания.

«Сказочная педагогика» - также один из действенных методов развивающего обучения. Самый любимый детский жанр — это сказка, поэтому использование сказочного сюжета на протяжении всего занятия, цикла занятий позволяет детям «входить» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации, способствует увлеченности деятельностью.

Очень часто на занятиях используется прием «оживления окружающего мира»,

который способствует развитию у ребенка образного восприятия, воображения, когда знакомые предметы (карандаш, кисточка) наделяются признаками живого, умеют разговаривать, переживать, радоваться.

Такой метод как нарочитая ошибка взрослого побуждает ребенка к самостоятельным суждениям, позволяет педагогу оценить степень осознанного овладения ребенком материала.

Особое внимание в своей работе мы уделяем оценке детских рисунков. Ведь интерес ребенка к рисованию во многом базируется на положительной оценке их творчества со стороны взрослых.

В педагогической практике нельзя забывать, что дети творят соответственно собственным потребностям, а не на показ, и неверно ориентировать их только на результат, подменяя поиск образцом, творчество-исполнением, желание-принуждением. В оценке работ должно поощряться искреннее, оригинальное творчество ребенка, а не послушное репродуцирование. Любя рисование и доверяя взрослым, рисующий ребенок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушаются творческие права ребенка, неверно ориентируется его художественная деятельность и наносится ущерб его целостному личностному развитию. Это необходимо понимать и помнить всем взрослым, соприкасающимся с творчеством детей.

Публикации по теме:

«Бабочки» (монотипия)«Бабочки» (монотипия) Уважаемые коллеги,я работаю педагогом доп образования по ИЗО в дет саду полтора года, за это время стараюсь сделать свои занятия увлекательными.

Проект «Волшебные отпечатки» Проект «Волшебные отпечатки» Подготовила: Ильина Галина Сергеевна Воспитатель МДОУ д/с КВ №8 «Сказка» Семинар для педагогов 13 нояря 2013.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных художественных техник в обучении дошкольников
Опубликовано: 26 января 2015 в 22:03
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД