Симонова Наталья
Использование нетрадиционных изобразительных техник в развитии творчества детей
▼ Скачать + Заказать документы
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных.
Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника.
Публикация «Использование нетрадиционных изобразительных техник в развитии творчества детей» размещена в разделах
Детское изобразительное творчество – это чудесная и загадочная страна. Помогая ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, мы делаем жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее. Когда ребенок самостоятельно ваяет что-либо своими руками, у него развиваются внимание и память, он становится более аккуратным, настойчивым и терпеливым. Данные качества помогут ребенку в школе, особенно при овладении письменными навыками, да и в дальнейшей жизни эти качества будут нелишними.
Занятия изобразительным творчеством помогут развить художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для дошколят, а также для детей, страдающих расстройствами речи (дизартрия, заикание и др.)
Исследования и наблюдения за детьми с нарушениями речевой функции показали, что движения пальцев напрямую связаны с речью. Нарушения функции речи сопровождаются недостаточным развитием и отклонениями мелкой моторики рук. Также было замечено, что функции рук имеют достаточно большое влияние на деятельность детского мозга.
Сотрудниками Института физиологии детей и подростков был доказан тот факт, что степень сформированности движений пальцев влияет на уровень развития речи. Отсюда следует, что у ребенка с развитой моторикой рук наблюдается стандартное развитие речи, и наоборот. На основании этих наблюдений был сделан вывод, что формирование и развитие речи совершается в непосредственной зависимости и под влиянием кинестетических импульсов, передающихся от пальцев.
Во время изобразительного творчества у детей развиваются фантазия, воображение, ребенок приобретает множество практических навыков.
И еще одно очень важное дополнение: самостоятельность при выполнении творческого задания вселяет в него уверенность в своих силах и способностях, он не чувствует себя беспомощным в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
Для развития детского изобразительного творчества можно и нужно использовать нетрадиционные изобразительные техники. Хочется подробнее остановиться на некоторых из них, применяемых в своей работе.
Метод тычка – это метод рисования, который не требует от детей профессионального изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно правильной формы и только прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным.
Метод напыления («набрызгивания») краски используется в тех случаях, когда надо передать легкость предмета, его пушистую или колючую поверхность, когда необходимо показать плавный переход от одного оттенка цвета к другому.
Рисование с использованием парафина (воска, стеарина) дает широкий набор средств для обогащения колорита, создания фантастических фактур и для передачи сложных явлений природы. Применение парафина особенно эффектно смотрится в рисунках, выполненных линией с использованием цветовых пятен.
Техника «процарапывания известна давно, ею пользовались многие известные художники. Она имеет специальное название – граттаж, что в переводе с французского означает «скрести, царапать».
Большой интерес у дошкольников вызывает рельефная лепка. Поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объемное лепное изображение на плоскости. Этот способ может быть самостоятельным (основным) или вспомогательным (дополнительным). Дети-дошкольники уже замечают особенности плоскостных и объемных видов изобразительного искусства. Им нужно помочь увидеть в рельефном изображении сочетание объема и плоскости. Рельефный образ нельзя увидеть со всех сторон, так как он всегда располагается на какой-либо основе. И в то же время он не совпадает пространственно с основой, а выходит за ее пределы.
В зависимости от степени несовпадения с плоскостью различают следующие виды рельефа:
- барельеф (изображение выступает менее, чем на половину своего объема);
- горельеф (изображение выступает более, чем на половину своего объема);
- контррельеф (изображение углубляется в основу).
Очень интересное и увлекательное занятие для развития фантазии и творческого воображения – изготовление поделок из бросового материала. Здесь важно правильно распределить обязанности. Всю сложную работу выполняет взрослый, а ребенку нужно поручить только посильную и безопасную для него работу.
Для изготовления поделок можно использовать любой подручный материал. Это могут быть цветные клубки ниток, которые, нарезав ножницами, можно использовать для создания аппликации. Также для аппликации используют различные виды круп. А бумажные салфетки! Из них можно создавать объемные композиции, передавать фактуру предмета. Главное, чтобы было желание творить и воплощать свои замыслы в реальность. А если уголок изодеятельности в группе детского сада постоянно пополнять разнообразными материалами, то пределу детского творчества не будет конца.
Но не только в дошкольном учреждении, но и дома, вместе с родителями, ребенок может заниматься изобразительным творчеством. Поэтому родители должны быть нашими партнерами и союзниками. До родителей нужно донести важность развития творческих начал каждого ребенка. Для этого можно проводить мастер-классы, организовывать выставки совместного творчества родителей и их детей.
И тогда общими усилиями детского сада и родителей мы вырастим активных, целеустремленных, творчески активных детей