Использование пальчиковой гимнастики для развития речи на сказкотерапевтических занятиях

ольга гришина
Использование пальчиковой гимнастики для развития речи на сказкотерапевтических занятиях

При работе с детьми дошкольного возраста эффективным станет совмещение сказкотерапии с пальчиковой гимнастикой.

Совмещение двух методов в одном занятии позволит достичь несколько целей одновременно: пальчиковая гимнастика даёт возможность решить речевые проблемы ребенка и стимулирует его речевое развитие, а сказкотерапия решает проблемы психического и душевного характера.

Сказка позволяет преподнести пальчиковые упражнения в виде игры, театра, заинтересовать ребенка. Пальчиковая гимнастика в свою очередь помогает ребенку лучше понять смысл сказки, следить за ее сюжетом и персонажами, визуализировать сказку.

Помимо этого, пальчиковые игры являются хорошим способом для налаживания эмоционального контакта с ребенком, способствуют его раскрепощению, снятию психического напряжения.

При подготовке сказкотерапевтических занятий с элементами пальчиковой гимнастики первоначально выбирается сказка. При создании или подборе сказок следует соблюдать следующие требования:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Жили-были.

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

Мораль сказки…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

Когда сказка выбрана, следующим шагом является подбор элементов пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика сочетается со всеми формами сказкотерапии. и используется для обозначения героев сказки, действий, пейзажа. Поэтому пальчиковые упражнения подбираются в соответствии с сюжетом выбранной сказки.

При этом следует учитывать:

Возраст ребенка. Упражнения по пальчиковой гимнастике можно включать в сказкотерапевтические занятия начиная с раннего возраста. Однако все упражнения должны быть подобранны в соответствии с возрастными возможностями ребенка.

Уровень развития ребенка. Учитывается уровень как психического, так и физического развития ребенка. Задания по пальчиковой гимнастике не должны вызывать у ребенка больших трудностей, иначе существует риск потери интереса ребенка к занятию в целом. Поэтому рекомендуется предварительно уточнить функциональные возможности ребенка и уровень его интеллектуального развития. На первом сказкотерапевтическом занятии лучше использовать заведомо легкие пальчиковые упражнения, увеличивая уровень сложности при успешном выполнении заданий.

Важно не перенасыщать сказку элементами пальчиковой гимнастики, так как занятие носит, в первую очередь, терапевтический характер и акцент должен быть на сюжете сказки, ее основной идее.

Выполнение упражнений пальчиковой гимнастики не является обязательным для ребенка, не стоит настаивать на правильном выполнении задания. Темп движений пальчиками не должен быть слишком быстрым. Подобные занятия должны проводиться в виде маленького театрального представления, что в свою очередь помимо быстрого освоения речи, развивает еще и воображение, и фантазию маленького "актера".

Публикации по теме:

Комплексно-тематический план реализации проекта «Овощи и фрукты-полезные продукты» 31.03.14 Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Обсуждение с родителями.

Детские работы в технике пластилинографиииДетские работы в технике пластилинографиии Лепка позволит воспитателям достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих особенностей.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Использование пальчиковой гимнастики для развития речи на сказкотерапевтических занятиях
Опубликовано: 6 октября 2014 в 17:11
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

Конспект прогулки «Наблюдение за приметами осени»
Цель прогулки: Уточнить представление детей об осени по существенным признакам ( желтые листья на деревьях, опавшие листья, голые деревья и кусты,...
Конспект открытого занятия по математике на тему: «Круг квадрат» 2 младшая группа
Цель занятие: Учить различать и называть круг и квадрат: квалифицировать предметы по признаку формы. Создать образы на основе характерных признаков....
Конспект занятия по рисованию поролоном в средней группе «Медвежата»
Конспект по рисованию в средней группе с использованием нетрадиционной техники ( рисование поролоном) «Медвежата» Цель: Освоение нового способа рисования –...