Тамара Якунина
Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми
В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом заметно возрастает количество детей с нарушением речи.
Дети, поступающие в логопедические группы, часто не имеют уверенной координации движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении движений.
Публикация «Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "пред-ставительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.
Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления и при проведении исследований в детских дошкольных учреждениях пришли к выводу, что кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой областью мозга.
Руки человека, обладая многообразием функций, являются специфическим органом.
Ученые выделяют 4 этапа развития руки.
1этап: непроизвольность движений, общность движений рук и муску-латуры всего тела, отсутствие связи движений пальцев, тактильная чувствительность руки. Эти предпосылки способствуют становлению связей: рука-глаз, рука-рот, рука-ухо.
На втором этапе происходит дифференциация (вычленение ведущей руки в манипуляциях, длительное удержание вложенного в руку ребенка предмета, изменение характера движений (непроизвольные движения переходят в первые произвольные, или в преддействия) и т. д.
Третий этап развития руки ребенка характеризуется существенными особенностями в формировании простых результативных предметных действий (вначале - впервые проявляется целенаправленность действия на определенный объект, а к концу этапа - направленность действия на определенный результат).
Характерными особенностями четвертого этапа являются следующие: дифференцированность деятельности рук (выделение ведущей руки, взятие предмета, специфические для руки выразительные движения и жесты, взаимодействие связей «глаз-ухо-рука»; игры в «ладушки»; инструментальная деятельность.
Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Итак, речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индук-тивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Цель занятий по развитию моторики рук: развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга: развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).
Какие задачи решает педагог?
1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
- произвольное внимание;
- логическое мышление;
- зрительное и слуховое восприятие;
- память, речь детей;
- умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.
3. Учить связным, эмоционально - окрашенным высказываниям;
- пропагандировать использование пальчиковых игр дома;
- использовать взаимосвязь педагогов ДОУ в развитии мелкой моторики рук.
Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук:
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев - условно статические:
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III группа. Упражнения для пальцев - динамические :
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
Традиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
- игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
- графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
- предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
- игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;
- кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
- игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
- игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Требования к проведению пальчиковых игр.
1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении раз-личных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.
2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
3. Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных воз-можностей детей.
4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.
Правила проведения пальчиковых игр.
1. Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев : сгибание и разгибание. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
2. Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.
3. Постепенно от показа переходят к словесным указаниям (в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза).
4. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
5. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует прово-дить систематически по 2-5 минут ежедневно.
6. Выполняя упражнения с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.
7. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменять их новыми.
8. Следует четко придерживаться следующего правила: не ставить пе-ред детьми несколько сложных задач сразу (показывать движения и произносить текст). Так как объем внимания у детей ограничен, то невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
9. Никогда не следует принуждать ребенка играть. Нужно попытаться разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (изменив задание или поменяв игру).
Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:
- универсальность (можно играть в любом месте в любое время);
- кратковременность (обычно не более 2-5 минут);
- активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;
- невербальное общение в играх - «молчанках», использование языка жестов;
- наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.
Проводя пальчиковую игру, нужно следить за правильной постановкой кисти ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. В процессе игры у ребёнка развивается слуховое внимание, вырабатывается координация движений как артикуляционная, так и двигательная. Подражание будет являться базовой основой для формирования звуковой стороны речи.
Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:
1. Взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;
2. Взрослый выполняет движения руками ребенка;
3. Ребенок выполняет движения своими руками.
Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:
• Сделать рывок в развитии речи (улучшить произношение и обогатить лексику;
• подготовить руку к письму;
• предотвратить появление так называемого писчего спазма –частой беды начинающих школьников;
• развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на выполняемых действиях;
• развивать фантазию и проявлять творческие способности;
• играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
• научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат» что предотвратит возникновение неврозов;
• ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.