Получи документы

Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми

Тамара Якунина
Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми

В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом заметно возрастает количество детей с нарушением речи.

Дети, поступающие в логопедические группы, часто не имеют уверенной координации движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении движений.

Публикация «Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми» размещена в разделах

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "пред-ставительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления и при проведении исследований в детских дошкольных учреждениях пришли к выводу, что кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой областью мозга.

Руки человека, обладая многообразием функций, являются специфическим органом.

Ученые выделяют 4 этапа развития руки.

1этап: непроизвольность движений, общность движений рук и муску-латуры всего тела, отсутствие связи движений пальцев, тактильная чувствительность руки. Эти предпосылки способствуют становлению связей: рука-глаз, рука-рот, рука-ухо.

На втором этапе происходит дифференциация (вычленение ведущей руки в манипуляциях, длительное удержание вложенного в руку ребенка предмета, изменение характера движений (непроизвольные движения переходят в первые произвольные, или в преддействия) и т. д.

Третий этап развития руки ребенка характеризуется существенными особенностями в формировании простых результативных предметных действий (вначале - впервые проявляется целенаправленность действия на определенный объект, а к концу этапа - направленность действия на определенный результат).

Характерными особенностями четвертого этапа являются следующие: дифференцированность деятельности рук (выделение ведущей руки, взятие предмета, специфические для руки выразительные движения и жесты, взаимодействие связей «глаз-ухо-рука»; игры в «ладушки»; инструментальная деятельность.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Итак, речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индук-тивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Цель занятий по развитию моторики рук: развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга: развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

Какие задачи решает педагог?

1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

- произвольное внимание;

- логическое мышление;

- зрительное и слуховое восприятие;

- память, речь детей;

- умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

3. Учить связным, эмоционально - окрашенным высказываниям;

- пропагандировать использование пальчиковых игр дома;

- использовать взаимосвязь педагогов ДОУ в развитии мелкой моторики рук.

Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук:

- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

- учат напрягать и расслаблять мышцы;

- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

- учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев - условно статические:

- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев - динамические :

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

- самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

- игры с пальчиками с речевым сопровождением;

- пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

- графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

- предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

- игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

- кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

- игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

- игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Требования к проведению пальчиковых игр.

1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении раз-личных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.

2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.

3. Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных воз-можностей детей.

4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.

Правила проведения пальчиковых игр.

1. Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев : сгибание и разгибание. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

2. Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.

3. Постепенно от показа переходят к словесным указаниям (в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза).

4. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

5. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует прово-дить систематически по 2-5 минут ежедневно.

6. Выполняя упражнения с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.

7. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменять их новыми.

8. Следует четко придерживаться следующего правила: не ставить пе-ред детьми несколько сложных задач сразу (показывать движения и произносить текст). Так как объем внимания у детей ограничен, то невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

9. Никогда не следует принуждать ребенка играть. Нужно попытаться разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (изменив задание или поменяв игру).

Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:

- универсальность (можно играть в любом месте в любое время);

- кратковременность (обычно не более 2-5 минут);

- активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;

- невербальное общение в играх - «молчанках», использование языка жестов;

- наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

Проводя пальчиковую игру, нужно следить за правильной постановкой кисти ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. В процессе игры у ребёнка развивается слуховое внимание, вырабатывается координация движений как артикуляционная, так и двигательная. Подражание будет являться базовой основой для формирования звуковой стороны речи.

Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:

1. Взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;

2. Взрослый выполняет движения руками ребенка;

3. Ребенок выполняет движения своими руками.

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

• Сделать рывок в развитии речи (улучшить произношение и обогатить лексику;

• подготовить руку к письму;

• предотвратить появление так называемого писчего спазма –частой беды начинающих школьников;

• развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на выполняемых действиях;

• развивать фантазию и проявлять творческие способности;

• играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

• научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат» что предотвратит возникновение неврозов;

• ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование ИКТ технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с учетом реализации ФГОС Я рада представить вашему вниманию комплект интерактивных дидактических игр под названием «Игровая мозаика». Разработке данной серии игр.

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Использование пальчиковой гимнастики на логопедических занятиях с детьми с речевой патологией Тема: «Использование пальчиковой гимнастики на логопедических занятиях с детьми с речевой патологией» Выполнена: Аксентьевой Ольгой Александровной.

Использование технологий воспитания, социализации и обучения в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР На базе структурного подразделения детский сад «Радуга» с 2016 года осуществляет деятельность Опорная площадка «Использование инновационных.

Аналитический отчёт о совместной работе музыкального руководителя и логопеда в коррекционно-образовательной работе в ДОУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. Взаимодействие логопеда и.

Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно — развивающей работе с детьми с ОВЗ Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами,.

Картотека пальчиковой гимнастики «Зима» Картотека пальчиковой гимнастики на тему "Зима" «Елка» Елка быстро получается, Если пальчики сцепляются. Локотки ты подними, Пальчики ты.

План по составлению папки «Использование регионального компонента в образовательной работе с детьми дошкольного возраста» хочу поделится опытом по какому плану я составляю планирование работы с детьми дошкольного возраста по использованию регионального компонента.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование театрализации в коррекционно-развивающей работе» ВидеоСеминар-практикум для воспитателей «Использование театрализации в коррекционно-развивающей работе» Видео Краткая аннотация. Семинар- практикум для воспитателей – в котором раскрывается, использование элементов театрализованной деятельности в.

Использование малых жанров фольклора в коррекционно-логопедической работе Использование малых жанров фольклора в коррекционно – логопедической работе. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми
Опубликовано: 12 февраля 2018 в 14:45
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Якунина (УИ 712858) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД