Файруза Люлина
Использование палочек Кюизенера для формирования математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактический материал, который придумал математик из Бельгии Кюизенер в 50-е годы ХХ века, известен всему миру. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.
Публикация «Использование палочек Кюизенера для формирования математических представлений» размещена в разделах
Суть счетных палочек– помочь ребенку познать основы математики и сделать это познание увлекательным! Технология универсальна: помимо эффективности формирования элементарных математических представлений, она развивает мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулирует воображение, приучает к порядку.
Описание комплекта
Комплект состоит из пластмассовых призм десяти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм, является кубиком. В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см.
В состав комплекта входят:
белая - число 1 - 25 шт.
розовая 2 - 20 шт.
голубая 3 - 16 шт.
красная 4 - 12 шт.
жёлтая 5 - 10 шт.
фиолетовая 6 - 9 шт.
чёрная 7 - 8 шт.
бордовая 8 - 7 шт.
синяя 9 - 5 шт.
оранжевая 10 - 4 шт.
Игры с палочками можно использовать вне занятий в совместной и самостоятельной игровой деятельности.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
1. Освоение комплекта.
Игры и упражнения состоят в группировке по разным признакам, сооружение из них построек. Дети осваивают состав комплекта, цвета, соотношение палочек по размеру.
2. Построение лестницы.
Дети строят лестницы разных размеров, что сопровождается рассматриванием палочек и изучением их особенностей. Так дети узнают, что элементы одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот. Строя лестницу, осваивают последовательную зависимость палочек по длине.
3. Освоение отношений по длине, высоте, массе, объёму.
Используются различные игровые задачи: «Я спрятала палочку длиннее (легче, больше) желтой. Найдите ее! (Скажите какую)». Или: задавать вопросы, на которые возможно как можно больше ответов. "Назови все палочки, которые короче синей, но длиннее черной". Игра-викторина: прячут одну палочку, надо угадать какую. При этом можно задать несколько вопросов о палочках, но нельзя спрашивать о цвете. На вопросы даются ответы "да" или "нет".
4. Составление ковриков. составление узоров.
Дети составляют различные ковры, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии "столько же"Возможны различные варианты. Построить ковер как можно больше без какого-либо условия (правила). Построить ковер так, чтобы все полосы в нем были разного цвета. Построить ковер из палочек только определенного цвета и т. д. Составление узоров.
5. Развитие у детей количественных представлений.
Дети осваивают умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре, упражнении закрепляются название цветов и числовое обозначение. Например: "Покажи палочку 3 - какого она цвета?" "Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?«
Детям предлагается выложить числовую лесенку, размер которой зависит от возраста детей и того, сколько палочек ими освоено.
6. Состав чисел из единиц и двух меньших чисел.
Упражнениям придается игровой характер (игра "Поезд").
Найти палочку "З", уточнить цвет и положить на стол. Спросить детей, сколько единиц в числе три. Проверку осуществить выкладыванием трех "единиц" (белых кубиков). Найти еще одну голубую палочку. Составить число три из двух меньших чисел.
Освоение состава чисел сопровождается упражнениями в вычитании. Например, составили число 5: 4 и 1,1 и 4, 3 и 2, 2 и 3. Предлагается от пяти отнять один (отодвинуть палочку, определить, сколько останется.
Упражнения разнообразятся. Освоив состав чисел, действия сложения и вычитания на цветных палочках, они начинают осуществлять их в уме (в 5-6 лет).
7. Умножение при помощи палочек (осваивается детьми 6-7 лет).
Методика: взять палочку -"1" только один раз и положить перед собой на столе.
-Если мы палочку "1" взяли только один раз, сколько же получилось?
-А если взять не один раз, а два раза, один и еще один, так сколько же получится, если один взять два раза? (Два). Какой палочкой проверим ответ? (Розовой).
- Возьмите "1" три раза. Сколько получилось? Проверьте ответ. Затем дети осваивают правила умножения числа два, замечают, что по мере увеличения числа, на которое умножается число два увеличивается ответ тоже на два.
Ответ в случае перехода через десяток дети составляют из имеющихся в наличии палочек. Для освоения действия деления можно предложить детям игру. Взять палочку "8" и разделить ее так, чтобы у каждого получилось по два; по четыре. Играют трое детей и делают палочку "9", чтобы каждый получил по "три"
Игровые упражнения
Игровое упражнение «Покажи, как растут числа»
Педагог рассказывает о том, что растут деревья, цветы, дети. Числа тоже «растут». Что сделать, чтобы увидеть, как растут числа?
1. Карточки с цифрами разложить в порядке возрастания.
2. Построить числовую лесенку.
3 При ознакомлении с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
Игровое упражнение «Цвет и число»
1 вариант
Педагог предлагает построить необычный поезд - из цветных палочек. Например, розовой, голубой, красной и желтой. Прежде чем посадить в вагончики пассажиров, детям предлагается узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета.
2 вариант
Педагог строит вагончик из 4-х белых палочек и предлагает детям отгадать, палочкой какого цвета можно заменить вагончик.
3 вариант
Педагог просит детей составить поезд от самой короткой до самой длинной и задает вопросы:
-сколько вагонов у поезда?
-какой по порядку голубой вагон?
-какой четвертый по счету?
-какой вагон между белым и голубым? И др.
4 Игровой упражнение «Состав числа из единиц»
В городе чисел есть дома 2,3,4,5,6 этажами. Жильцы этих домов были единицы. На каждом этаже по единичке. Сколько единиц в каждом доме?
5 «Как еще растут дома из чисел?»
В городе чисел появился новы дом. В этом доме живет число 5. Каждый этаж дома состоит из разноцветных палочек. Из каких чисел состоит каждый этаж?. Поселить такие две палочки, которые в сумме составляют число 5.
6 Соотнесение цифры с числом
7 «Как разговаривают числа»
Педагог сообщает, что числа умеют разговаривать. Но разговаривают не словами, а знаками. Затем предлагает детям взять в левую руку палочку красного цвета, а в правую - голубого.
-что нужно сделать, чтобы числа сравнить?
Педагог подводит детей к выводу, чтобы сравнить нужно, наложить палочки др. на друга.
-Я больше тебя – говорит число 4 числу 3
-Я меньше тебя – говорит число 3 числу 4.
8 Логические задачи (вариант)
Задача №1.
Расставь палочки так, чтобы белая была между голубой и черной, а черная рядом с желтой…
9 При знакомстве с понятием длина, высота, ширина можно использовать упражнение на измерение
Узнай длину дорожки, измерь разными мерками.
10 При формировании знаний пространственного расположения предметов детям можно предложить игру «Построй заборчик», где дети должны построить заборчик с той стороны, с которой скажет воспитатель, здесь же можно закрепить размер забора, высоту, цвет.
11 Палочки развивают творчество детей. Они выкладывают различные изображения, замещая конструкцией реальный предмет, затем обыгрывают их. Темы НОД по изодеятельности можно перености и в игру с палочками. (Например сказочный дом не только рисовали, но и выкладывали из палочек).
Игры с палочками Кюизенера дают возможность развивать творческие навыки, логическое мышление, внимание, память, тренирует мелкую моторику рук.
Делают ли палочки познание основ математики увлекательным?
Заданий может быть огромное количество, всё зависит от вашей фантазии и фантазии ваших малышей