Яна Музыкина
Использование песочной игротерапии в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование песочной игротерапии
в работе с детьми с ОВЗ.
«Наилучшая для малыша та игрушка,
которую он может заставить по-разному
изменяться; для маленьких детей
наилучшая игрушка – это куча песка».
К. Д. Ушинский
Публикация «Использование песочной игротерапии в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла?
Да, есть такая игра! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребёнка известен с древних времён. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: всё приходит и всё уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Песок привлекает маленьких «строителей» своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить замки и т. д. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.
В современном обществе всё чаще возникает проблема воспитания и обучения детей, имеющих особенности в развитии. В нашем ДОУ есть группы детей с задержкой психического развития. Для детей с ЗПР характерны сниженная познавательная активность, бедность запаса сведений об окружающем мире, это приводит к тому, что дошкольники не приобретают многих самых элементарных знаний и представлений. С ними наиболее важно использовать новые нетрадиционные формы работы.
Работая с такими детьми, я использую различные инновационные технологии. Очень интересной и эффективной педагогической технологией является песочная игротерапия. Притягательность данной технологии заключается в том, что комплексное развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему. Игры с песком использую в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение, для повышения познавательной активности. Зона песочной игротерапии привлекает их внимание яркостью, необычностью, оригинальностью. В ней размещены: емкости с песком, миниатюрные фигурки из «киндер - сюрпризов», игрушки животных, растений, естественные предметы, наборы букв и цифр, геометрические фигуры и др.
Преимущества песочной игротерапии в работе с детьми ЗПР :
• развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, которые напрямую связаны с мыслительными операциями;
• существенно повышает мотивацию и интерес к деятельности (с одной стороны, ребенок с удовольствием играет, с другой стороны, у него нет страха на ошибку, так как ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге - это придаёт уверенность ребёнку, он ощущает себя успешным);
• стабилизирует эмоциональное состояние детей, дольше сохраняет работоспособность (песок обладает свойством поглощать негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека);
• расширяет словарный запас слов, вырабатывает навык связного высказывания (когда ребенок играет с песком, он говорит о своих ощущениях, он проговаривает то, что у него получилось, подражает героям, вступают в диалог);
• более гармонично и интенсивно развивают все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – речь и моторика; совершенствуют коммуникативные навыки ребенка.
Для результативности работы по данной теме составлен перспективный план, имеется картотека игр с песком, конспекты деятельности.
Песочные игры интересны и разнообразны.
На развитие тактильных ощущений (Это ощущения, которые мы получаем через кожу, они напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир: поглаживание песка легонько, сильно, похлопывание и т. п.);
• «Закапывание» в песок своих рук.
• «Посыпание, пересыпание» песка из руки на руку или из ёмкости в ёмкость.
• «Отпечатки наших рук». Детям очень нравится на песке делать отпечатки ладошек, изображать пальчиками следы животных (медведь прошёл кулачками, зайка - пальчиками).
На развитие творческих способностей, развитие внимания, мышления
• Игра «Секретик» Что спрятано в песке? «Спрячь и найди игрушку в песке» (одной рукой, двумя руками, и пр.);
• Выдувание спрятанных игрушек, рисование дыханием (используем палочки для коктейля)
• «Сделай тоже самое» (ребёнок повторяет рисунок или действие, предлагаемые педагогом);
• Рисунки на песке. С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.
• Выкладывание узора на песке (узор может придумать сам ребёнок или выложить по образцу);
Познавательные игры
• Игры на знакомство с окружающим миром. (Через них я знакомлю детей с тем, что рядом с нами: животных (диких и домашних, насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, острова, профессии, город, транспорт, быт и пр.)
• Географические игры. (Здесь я знакомлю детей с тем, как живут люди в разных уголках планеты. Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.)
• Фантастические игры. (В песочнице имитируется жизнь на других планетах).
• Свободные игры и т. д.
Принципы игр на песке очень просты и незатейливы. Все игры проводятся в сказочной форме, обязательно используются проблемные ситуации. Это побуждает детей сделать что-то нужное, полезное, они всегда стараются выполнить задание до конца. Ребята с большим желанием совершают увлекательные путешествия по стране Песочных игр, где их, как обычно, ждут новые приключения и знакомства.
Как показала практика использование песочной игротерапии в группе даё т положительные результаты:
• у детей значительно возрос интерес к занятиям;
• повысилась познавательная, речевая активность;
• нормализуется эмоциональный фон.
Казалось бы, всё очень просто – ребёнок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Совместная игра способствует лучшему взаимопониманию и приобретению нового опыта.