Получи документы

Использование пособия «Логопедическая деревня» при формировании лексико-грамматических представлений у детей с ОНР (7 фото)

Ольга Нестерова
Использование пособия «Логопедическая деревня» при формировании лексико-грамматических представлений у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Игра в Логопедической деревне помогает подготовить ребенка к школе, создает базу для более органичного усвоения учебного материала.

Это «игры на формирование грамматических представлений, обогащение словаря, закрепление лексического материала»

Эта простая игра помогает решить немало образовательных и психологических задач. И главная из них –

Публикация «Использование пособия „Логопедическая деревня“ при формировании лексико-грамматических представлений у детей с ОНР» размещена в разделах

формирование лексико-грамматических категорий.

Именно эта задача является основой формирования правильной и плавной речи.

В этой игре

слово выступает живым сказочным героем.

С ним интересно познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с ним и его друзьями.

Подобранный материал и формы его подачи на первых порах облегчают процесс дифференциации существительных, глаголов и прилагательных; использования предлогов; образования слов с помощью приставок и суффиксов (это яркие фигуры, интонированность речи, использование символов и значков). В дальнейшем задача усложняется: убираются интонационные акценты и меняется сюжетная инструкция. Так я знакомлю детей со множеством грамматических структур.

В этой игре понятие «предлог, приставка, суффикс» не вводится, хотя в играх используются. Таким образом, опираясь на слуховое, зрительное и тактильно-кинетическое восприятие, я корректирую у детей аграмматизмы в речи.

Важно помнить, что у каждого ребенка свой темп усвоения материала. Одному нужно подольше задержаться в образе гнома, а другой «схватывает все налету», жаждет новых игр, приключений и готов играть словами-символами без опоры на сказочного героя.

При использовании этого пособия не дается какая-то конкретная последовательность изучения грамматических структур. Те грамматические формы, которые ребенок воспринимает с трудом, те и проигрываются в логопедической деревне.

Оборудование:

• Фигурки или сказочные герои, их жилища, сады, места отдыха и т. п.

• Значки-символы на скотче.

• Карточки со схематичным изображением частей речи.

Это пособие многофункционально.

Его можно использовать не только при отработке лексико-грамматического материала, а также:

•При обучении грамоте;

•При формировании математических представлений;

•На индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения;

•При развитии речи (придумывая новую сказку).

Использование пособия «Логопедическая деревня» при формировании лексико-грамматических представлений у детей с ОНР
Фото «Логопедическая деревня»
Использование пособия  при формировании лексико-грамматических представлений у детей с ОНР - фото
Фото №1 Игра в Логопедической

Конспект занятия по использованию "Логопедической игры"

Тема: «Путешествие в сказочную деревню Грамматика»

Цель: дифференциация существительных, глаголов и прилагательных

Задачи:

•Познакомить со знаками-символами разных частей речи;

•Научить детей дифференцировать части речи, опираясь на вопрос.

Оборудование: пособие «Логопедическая деревня», гномики, карточки с символами частей речи.

Ход занятия.

- Мы сейчас с вами снова пойдем в сказочную деревню, где живут сказочные жители. А называется эта деревня Грамматика.

- Но где же жители?

- Давайте заглянем в домики, может быть они там?

- Посмотрите, на домиках знаки. Ребята, эти знаки обозначают слова. Например, на крыше желтого домика нарисован квадратик, это значит, что здесь живут слова, которые отвечают на вопросы: «кто? что?». Давайте придумаем их (варианты ответов детей). Слово ЦВЕТОК.

(ставится на макет гномик с квадратиком на спинке)

- Но этому гномику очень скучно одному. Он решил найти себе друзей и пошел к зеленому домику (ребенок манипулирует гномом).

- О! Посмотрите на этом домике тоже значок, но другой. Здесь на крыше треугольник со стрелочкой. К этому значку подойдут слова, которые отвечают на вопросы: «что делает? что делают?» Давайте придумаем слова-гномики к этому значку (варианты ответов детей). Слово РАСТЕТ.

(Ставится на макет гномик с треугольником на спинке)

- Ура! Теперь гномам весело, они могут взяться за руки. Но, что же происходит? Когда они берутся за руки - из двух слов образуется фраза: ЛОШАДКА СКАЧЕТ.

- А еще здесь живет гномик с кружочком на спинке в своем домике. И его можно позвать, ответив на вопрос: «какая? какое? какой?». Предложите свои варианты слов. Давайте выберем слово, подходящее к нашей фразе. Слово ФИОЛЕТОВЫЙ. (Ставится на макет гномик с кружочком на спинке).

-Они все вместе взялись за руки и получилось предложение.

РАСТЕТ ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТОК.

- Давайте на наборном полотне выложим из букв это предложение. А теперь под каждым словом поставьте соответствующего гнома.

- Молодцы, ребята! Так с какими же словами вы встретились сегодня?

(ответы детей).

Но, посмотрите, солнышко в деревне садится, наступает вечер и гномикам пора спать. А завтра гномики встретятся снова и найдут новых друзей.

Аналогичное занятие можно проводить по изучению предлогов и приставок, используя знаки-символы.

Фото №2 Деревенский двор деревня Фото №3 Макеты наглядные пособия деревне помогает подготовить ребенка к школе создает базу для более органичного усвоения учебного материала Фото №4 Игры для детей игры на формирование грамматических представлений обогащение словаря закрепление лексического материала Эта простая игра помогает решить немало образовательных и психологических задач

Пример игры для работы в пособии "Логопедическая деревня" по теме «Предлоги».

I ВАРИАНТ ИГРЫ.

На домики крепятся схемы предлогов (см. приложение) и уточняются с детьми их значение. Затем я выставляю парами гномов с квадратиками на спинках, а на столе располагаю в такой же последовательности парами игрушки.

Задание: к каждой паре игрушек следует придумать предложение с одним из обозначенных на домиках предлогов. Затем поставить на макет игрушки так, чтобы они соответствовали придуманному предложению.

Примеры игрушек:

Гриб – елка, цветок – мост, воробей – дерево, ведро – колодец, куст – домик, собака – мост и т. п.

II ВАРИАНТ ИГРЫ.

На гномиков закрепляю схемы предлогов и уточняю с детьми их значение. Затем я расставляю гномов в разные места на макете.

И прошу детей сказать, где же спрятались гномы.

И, наоборот, детям предлагается предложение с каким-либо предлогом, а дети должны прикрепить гному на спину нужную схему и поставить его в нужное место на макете.

Пример игры для работы в пособии "Логопедическая деревня" по теме «Приставки».

I ВАРИАНТ ИГРЫ.

Посмотрите, на полянку прилетела бабочка (яркая пластиковая бабочка, привязанная к длинной крепкой нитке). Детям предлагаю смотреть на действия бабочки и точно их называть.

Я демонстрирую, как: бабочка взлетела с полянки, подлетела к цветку, облетела дерево, слетела с крыши дома, залетела в домик. (При выполнении действий необходимо каждый раз проговаривать соответствующие слова-действия, четко выделяя их приставочную часть.)

Бабочка «улетает», и я обращаю внимание детей на то, что все названные слова-действия похожи по звучанию, и предлагаю ребятам закончить предложение с одним из похожих слов-действий: бабочка с полянки….,

К дереву…., вокруг цветка…., в комнату…. И т. п. (Названия предметов из предыдущего задания изменяются.)

После того как дети правильно назвали слова-действия и предложения с ними, я выставляю на доску схему приставочных глаголов (см. выше).

Я объясняю, указывая на схему, что начало у всех слов разное. Каждый раз, называя новую приставку, я соединяю ее схематическое изображение с символом остальной неизменяемой частью слова. Таким образом, у детей зрительно закрепляется представление о единстве и разнообразии приставочных глаголов, каждый из которых, несмотря на составной характер, является одним словом.

II ВАРИАНТ ИГРЫ.

На домиках деревни закреплены символы приставок. Я предлагаю детям вслушаться в начало слов-действий и вспомнить: когда мы говорим перелетает, перепрыгивает, переходит? О каких действиях мы говорим с началом ПЕРЕ-?

После ответов детей даю пояснение: в словах-действиях начало ПЕРЕ- говорит нам о перемещении. Предлагаю детям показать перемещения гномов по деревне комментируя свои действия, опираясь на схему приставок.

Аналогично объясняю значение других приставок пространственного значения (С-, ОБ-, ПОД-, ОТ-) и предлагаю детям поиграть с гномами, комментируя свои действия, используя приставочные глаголы.

На этом этапе игры важно научить детей отличать приставки от одинаково с ними звучащих предлогов.

Публикации по теме:

Дидактические игры в логопедической работе Дидактическая игра – средство развития познавательных процессов, речи и мышления. Большое значение игра несет в обогащении словаря детей.

Конкурс поделок из природного материала.Конкурс поделок из природного материала. Выставка-конкурс поделок из природного материала детей и родителей "Чудеса своими рукам". 15 октября 2012 года состоялось открытие ежегодной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование пособия «Логопедическая деревня» при формировании лексико-грамматических представлений у детей с ОНР
Опубликовано: 13 мая 2014 в 21:40
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование пособия «Логопедическая деревня» при формировании лексико-грамматических представлений у детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Нестерова (УИ 217963) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД