МААМ-картинки

Использование предметно-практической деятельности в различных видах коррекционной работы с детьми с нарушением слуха 2–5 лет

Марина Зверева
Использование предметно-практической деятельности в различных видах коррекционной работы с детьми с нарушением слуха 2–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Использование предметно-практической деятельности в различных видах коррекционной работы с детьми с нарушением слуха 2–5 лет

Формирование речи у детей с нарушением слуха происходит в условиях разнообразной продуктивной деятельности, наблюдений за окружающим, в процессе физического и сенсорного воспитания (внутри разнообразной деятельности происходящей с детьми). Предметно-практическая деятельность активно используется нами в различных видах коррекционной работы. Создание практических ситуации общения (обстоятельств общего дела, которые приводят к речевой активности детей. это одна из важнейших задач педагогов нашей группы.

Публикация «Использование предметно-практической деятельности в различных видах коррекционной работы с детьми с нарушением слуха 2–5 лет» размещена в разделах

Особенности формирование диалогической и монологической речи.

Формирование речевого общения осуществляется «внутри» различных видов деятельности, значительно растянуто во времени и требует определённых условий. Со стороны педагогов - это планомерный, кропотливый, каждодневный труд.

На протяжении всего времени обучения мы формируем у детей коммуникативные умения, диалогическую и монологическую формы связной речи. Работа проводится над развитием импрессивной и экспрессивной речи.

Формирование диалогической речи происходит посредством организации практических ситуаций общения в повседневной жизни и на занятиях. Необходимость обращаться друг к другу с речевыми высказываниями, вслушиваться в звучащую речь своих партнёров нельзя добиться призывами или требованиями. Она может возникнуть только практически. Поэтому на первых порах развития ребёнка речевое поведение взрослого не включает в себя объяснение. Педагог не объясняет, не инструктирует – он изменяет обстоятельства, конструирует их, а они сами или их изменения побуждают участников общего дела обращаться друг к другу, тем самым разрешать ситуацию речевым образом.

Мы выделили несколько ступеней развития диалогической речи:

• формирование умения обращаться к взрослому и друг другу по имени;

• умение обращаться с просьбой, за помощью к взрослому при помощи речи;

• диалог с взрослым;

• диалог между детьми в паре, малой подгруппе;

• участие в деловом общении со слышащими детьми.

В своей работе закрепляли навык умения обращаться к взрослому и друг другу по имени, принимать «позу слушающего» и «позу говорящего». Учили обращаться к взрослому и друг другу по имени с просьбой, за помощью при помощи речи. В этот период детям предлагались ситуации общения, когда нужно было обратится, попросить взрослого необходимый для деятельности предмет. Появился «ритуал» просьбы, без выполнения которого детям ничего не выдавалось. Постепенно мы учились просить вежливо, обращаться по имени, не только к взрослому, но и к сверстникам.

Со временем ситуации общения усложнялись. Была поставлена задача научить детей договариваться между собой. Необходимо было дать образцы фраз, при помощи которых это можно было сделать. Для решения этой задачи использовала рисование, лепку, аппликацию, конструирование, метод моделирования.

Лепка, на мой взгляд, является наиболее удачный видом продуктивной деятельности на первых этапах работы. Она даёт возможность детям одновременно лепить части какого-либо предмета индивидуально, не мешая друг другу, наслаждаясь своей деятельностью, а по выполнении своей части работы, объединяться для соединения своих работ и получения одного общего результата. Одновременно дети должны удерживать задание, соотносить выполнение своей работы с общим замыслом.

Актуализируя свои представления о предмете или ситуации, детям необходимо договориться какой предмет будут изображать, кто какую часть будет лепить или рисовать, обсудить цвет, размер, местоположение объекта. Задача педагога - поддержать речевую активность детей, помочь грамотно оформить речь внутри диалога. На начальном этапе дети не имели нужного словарного запаса, отсутствовал навык построения фразы, умения задавать элементарные вопросы.

При формировании монологической речи интересным и результативным является такой вид работы, как,

иллюстрирование детьми книжек-самоделок.

Данный вид работы мы начали использовать на 3 году обучения. Дети получают листы бумаги, где внизу печатными буквами написан текст, который каждый ребёнок должен передать в своей работе. Я чаще в своей работе использовала такие виды деятельности, как рисование, аппликацию с элементами рисования. Приём аппликации с элементами рисования привлек моё внимание тем, что не требует высоких навыков в исполнении, не занимает много времени на занятии и в то же время позволяет:

• в случае допускаемых ошибок быстро исправлять их, не тратя время на полное переделывание работы;

• создавать единую целостную картину предлагаемой ситуации;

• свободно осваивать пространство листа бумаги;

• формировать умение моделировать ситуацию в соответствии с текстом, закреплять навык считывания ситуаций на картинках;

• формировать активность, самостоятельность мышления при использовании выбора различных изображений

• детям относится творчески к своей деятельности.

• В работе по обучению составления рассказов мы активно используем метод моделирования изображений. Мною созданы и используются такие пособия, как «Картинки для слушариков», «Живые картинки», ковролиновые конструкторы, фланелеграф с множеством наборов картинок. В данной ситуации плоскостные изображения людей, животных и разных предметов помогают детям придумать сюжет. Затем на основе составленного сюжета дети придумывают предложения, составляя связный рассказ.

Рассмотрим использование пособия «Живые картинки». Детям предлагается разворот книги с изображением зимней городской улицы. Он ставиться на магнитную доску. На столе разложены плоскостные фигурки, соответствующие разным временам года и разным ситуациям. Задача детей подобрать фигурки, соответствующие ситуации (в нашем случае это улица города, времени года (это зима, расставить их на картине, составить рассказ Дети с интересом подбирают материал для картинки, расставляют их, составляют фразы. Задача педагога – оформить грамматически правильно речь детей, ввести новые слова, усложнить конструкцию предложений. Все получившиеся предложения я записываю на доске. Таким образом, получается рассказ. В конце занятия дети читают хором и по очереди получившийся рассказ (результат своей работы). На следующем занятии, посвящённом данной теме, рассказ читается, драматизируется детьми в телесной форме, рассказывается детьми вначале с опорой на текст, а потом без неё. Запись рассказа на доске в течение работы видоизменяется, усложняется. Такая работа необходима для того, чтобы в речи детей не закреплялись фразы-штампы.

Данный вид работы позволяет: придумать рассказ по картинке со сложным сюжетом, распределить внимание на всех героев картинки и рассказать о каждом из них.

На мой взгляд, это промежуточный вариант по сложности между описанием готовой картинки и самостоятельным придумыванием рассказов детьми.

Конспект занятия по развитию речи для детей с нарушением слуха младшего дошкольного возраста.

Тема: «Составление рассказа и драматизация

по картинке «Зимний город».

Задачи.

1. Коррекционно-образовательные.

Учить понимать сюжет картинки, изображать его при помощи драматизации.

Учить составлять развёрнутую фразу по картинке и использовать её при рассказывании.

Учить выстраивать игровую ситуацию в соответствии с содержанием картинки (пространственные представления, последовательность событий, возможные диалоги).

Формировать и закреплять навыки аналитического чтения.

2. Коррекционно-развивающие.

Учить распределять внимание между демонстрацией действий и рассказыванием по картинке в темпе, соответствующем игре детей.

Формировать словесно-логическое мышление, посредством объяснения своего мнения при помощи речи, исправления преднамеренных ошибок педагогов, возможных ошибок детей.

3. Коррекционно-воспитательные.

Учить взаимодействовать друг с другом в процессе игры, построения диалогов при драматизации сюжета.

Воспитывать активность и инициативу, творческое отношение к деятельности.

Используемый материал.

Дидактическое пособие «Волшебные картинки» (картинка-фон формата А5 «Зима в городе», картинки с изображением людей и животных малого размера, магнитная доска и магниты к ней).

Атрибуты для проигрывания сюжета: дома, деревья из картона, шапочки для героев, машина, ящик с игрушечными инструментами, мешок с подарками для Деда Мороза, снежки, лопатка.

Ход занятия.

1. Вводная часть

Картинка с изображением зимнего города расположена на мольберте. Дети стоят полукругом перед доской. Педагог озвучивает детям основную задачу занятия.

- Будем составлять, записывать рассказ, играть по картинке.

Побуждает проговорить фразу всем вместе, а затем индивидуально.

2. Работа с картинкой.

Педагог обращает внимание детей на картинку, предлагает определить,изображённое время года.

- Какое время года на картинке? Почему так думаете?

Дети отвечают, составляют предложения. Педагог помогает сформулировать фразы и записывает их на доске. Дети «помогают», следят за письмом (используется приём «читающий пальчик», диктуют придуманные фразы.

3. Оживление картинки.

Педагог обращает внимание детей на отсутствие людей и животных на улице города и предлагает оживить картинку, сделав выбор из нескольких героев.

- На картинке изображена комната или улица?

- Посмотрите, кто гуляет на улице?

- Никого нет.

- Давайте представим, что на улицу вышли люди. Какие герои подойдут для нашей картинки?

Для выбора педагог предлагает несколько изображений.

Мальчик на коньках сидит на земле.

Идёт Дед Мороз.

Мужчина ремонтирует машину.

Мальчик и девочка играют в снежки.

Девочка в платье собирает цветы.

Педагог предлагает девочку с цветами (преднамеренная ошибка). Дети замечают ошибку, объясняют, почему картинка не подходит. Педагог помогает сформулировать ответ детей грамматически правильно.

Дети выбирают героев, размещают их на картинке-фоне при помощи магнитов (Мальчик на коньках сидит на земле. Идёт Дед Мороз).

. Каждый ребёнок, располагая изображение, рассказывает о нём. Педагог записывает фразы на доске, дети проговаривают, читают записанное.

4. Работа с пространством и подготовка к игре.

Перед игрой педагог предлагает детям подготовить игровую площадку и атрибуты для персонажей картинки.

– Что нам нужно, чтобы всё было как на картинке?

Детям предлагаются атрибуты для оформления зимней и летней городской улицы. Дети выбирают нужное, объясняют свой выбор. Педагог помогает сформулировать фразу.

- Каких героев вы выбрали?

Педагог предлагает придумать имя для мальчика с картины, подобрать атрибуты для него.

- Как назовём мальчика?

- Что для него нужно?

Дети с педагогом обсуждают, что необходимо для Деда Мороза, дети выбирают атрибуты (мешок, шапку).

- Мешок у Деда Мороза пустой?

- Нет. Там конфеты, шоколад.

- Что мы положим похожее на конфеты, шоколад?

Выбирают и кладут кубики, кирпичики.

5. Распределение ролей.

Далее идёт распределение ролей.

- Кто будет Дедом Морозом?

- Мальчиком Ваней?

Выбранные дети берут нужные атрибуты и встают для игры в соответствующие картинке места (размещение героев в игровом пространстве). Остальные дети – наблюдатели игры, рассказчики.

6. Драматизация. Работа с контекстом.

По сигналу барабана, который подаёт ребёнок, начинается игра. Если дети не разворачивают игру, изображают только строго то, что видят на картинке, не отображая контекста, в игру включаются взрослые. Педагоги берут на себя роли мальчика, Деда Мороза. Предлагают детям два варианта игры. Первый вариант. Мальчик Ваня лежит на снегу. Дед Мороз идёт мимо него и молчит. Второй вариант. Мальчик едет на коньках и падает, плачет. Дед Мороз жалеет его, помогает встать на ноги, угощает конфетами из мешка. Ваня благодарит Деда Мороза, поздравляет с праздником.

Дети выбирают правильный на их взгляд, вариант для игры. И снова играют. Во время игры дети - наблюдатели комментируют игру, рассказывают о ней вместе с педагогом. Другой педагог при необходимости, дополняет или корректирует запись рассказа на доске.

7. Педагоги хвалят детей за замечательную игру, придуманный и записанный рассказ, предлагают ещё раз рассказать историю про Ваню. Дети рассказывают по картинке. При необходимости, пользуются чтением текста для помощи.

8. Отчёт и оценка проделанной работы.

– Что мы сегодня делали? (- Мы играли, рассказывали).

- Кем был Саша? (-Саша был мальчиком Ваней).

- Кем была Вика? (- Вика была Дедом Морозом).

Было интересно. Все хорошо играли и рассказывали

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений в различных видах деятельности 1 слайд Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр 2 слайд Игра в дошкольном детстве является.

Организация игры в различных видах детской деятельности Фрагмент занятия (практическая часть) Фрагмент (практическая часть) педагогического всеобуча родителей ФМДОУ детского сада комбинированного.

Использование здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности в ДОУ Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной.

Конспект индивидуального занятия по развитию слуха и речи для детей 5–6 лет с нарушением слуха на тему «Материалы» Тема: Материалы (шерстяной, пластмассовый, деревянный, резиновый) Цель: Расширение знаний про материалы и развитие сенсорных способностей.

Организация художественно-творческой деятельности с детьми с нарушением слуха В дошкольном детстве большое место занимает художественное творчество, имеющее неоценимое значение для всестороннего развития детей. Рисование.

Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности (из опыта работы) Слайд 2. В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи и внимании детей. Дети, не получившие в раннем возрасте.

Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельностиРазвитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности Мария Воробьева Хорошо развитая речь - важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка,.

Семинар-тренинг «Установление вербальных и невербальных контактов со взрослыми и детьми в различных видах деятельности» Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной.

Система работы по оздоровлению детей в различных видах деятельности в младшей группе Система работы по оздоровлению детей в различных видах деятельности в младшей группе. Забота о здоровье - это важный труд воспитателя.

Использование предметно-практической деятельности на логопедических занятиях ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО - ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА. Земская Н. А. (учитель-логопед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование предметно-практической деятельности в различных видах коррекционной работы с детьми с нарушением слуха 2–5 лет
Опубликовано: 21 февраля 2019 в 20:42
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование предметно-практической деятельности в различных видах коррекционной работы с детьми с нарушением слуха 2–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Марина Зверева (УИ 344699) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД