Папки-передвижки

Использование приема куклотерапии в формировании навыков общения у детей дошкольного возраста с ОНР

Олеся Вологжина
Использование приема куклотерапии в формировании навыков общения у детей дошкольного возраста с ОНР

Для современного ребёнка кукла - это милая игрушка, которую можно превратить в некого символического партнёра для игры. Играя, ребёнок моделирует реальные жизненные ситуации. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности. Кукла или мягкая игрушка - это и безотказный партнер по играм, и воплощение идеального друга, который все понимает, т. е. своего рода партнер по общению во всех его проявлениях. А еще – это уникальная «актриса», которая с легкостью вживается абсолютно в любой образ. Отношение к кукле у ребенка очень эмоциональное. Игры с куклами можно использовать в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с речевыми нарушениями.

Публикация «Использование приема куклотерапии в формировании навыков общения у детей дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

Куклотерапия – это метод воздействия на ребенка для развития его речевого общения, который стимулирует развитие эмоциональной сферы. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения. Надевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты». Кукла побуждает к активным речевым действиям застенчивых и замкнутых детей. Мы учим ребёнка воспринимать куклу как объект для эмоционального общения. Игра с куклой, не смущая и не травмируя ребенка, даёт возможность развить речь, научить его общаться и сохранить собственные интересы. Куклы формируют коммуникативные навыки, развивают выразительность речи, закрепляют навыки правильного звукопроизношения, развивают связную речь, помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу.

Кукла незаменима и решает многие коррекционные задачи:

- помогает в снятии психоэмоционального напряжения;

- корригирует некоторые личностные особенности (снижение агрессии, ослабление негативных эмоций);

- активизирует познавательные процессы: внимание, память, образное мышление, воображение;

- формирует навыки практического владения выразительными средствами речи, улучшает словарь;

- развивает уверенность в себе, коммуникабельность ребенка;

- совершенствует моторику рук; координацию движений.

Функции куклотерапии значительны и многогранны:

- коммуникативная (установление эмоционального контакта);

- релаксационная (снятие эмоционального напряжения);

- воспитательная (психокоррекция личности в проигрывании различных ситуаций и сказочных сюжетов);

- развивающая (развитие психических процессов, моторики);

- обучающая (обогащение информацией об окружающем).

Кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи, кукла отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей. Замечание, сделанное не ребенку, а его кукле, позволяет логопеду или педагогу незаметно исправлять речевые ошибки. Например, обращение к кукле : «Мишка, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Никита, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп. Рассматриваем картинку или читаем – кукла обязательно спрашивает, что нарисовано, или что означает слово. Разыгрываем знакомую сказку "в лицах" с интонацией, учим стишки, поем песенки по таблице слогов, делаем кукольную веселую гимнастику – только с персонажем. Каждый кукольный образ способствует созданию учебной мотивации, эмоционально окрашивает процесс обучения. Таким образом, с помощью куклы педагог может варьировать свои требования к речи и поведению детей на занятиях. Кукла может поощрить : «Ты замечательно работал!», погладить по голове. Такое прикосновение действует на ребенка потрясающе! Кукла может укорить : «Ты сегодня не очень старался!» В ответ на торопливую, неправильную речь ребенка, кукла может начать отрицательно покачивать головой, закрывать себе уши руками, отказываться слушать. Или, наоборот, на правильный ответ станет хлопать в ладоши, подпрыгивать, восторгаться и т. д. Специалист приобретает возможность корректного воспитательного воздействия, которое не вызывает никаких негативных эмоций.

Логопед может использовать куклу на всех видах занятий (групповых, индивидуальных, фронтальных, как организационный момент или как персонаж занятия, который помогает детям выполнить стоящие перед ними задачи или сам будет задавать задания.

Любая задача или вопрос решается легче и быстрее, если ее обыгрываешь. Можно много времени потратить на объяснение задания, а можно просто разыграть кукольную сценку - разговор со сказочным персонажем, размышляя о ситуации. В итоге – и результат эффективнее, и знания у детей гораздо прочнее

На индивидуальных занятиях используется прием – «театр одного актера». Ребенку предлагается с помощью куклы играть в различные игры, выполнять задания, вести диалог как бы от ее лица.

На занятиях малой подгруппой используются одна или несколько кукол для построения диалога, придумывания историй, которые куклы хотели бы рассказать о себе, для составления творческого рассказа.

Игра-диалог с куклой создает доброжелательную атмосферу совместного творчества детей с логопедом, поддерживает положительные эмоции, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Театрализация логопедического процесса тем и привлекательна, что мы через куклу воздействуем на ребенка незаметно, воспитывая свободу речевого общения.

Таким образом, благодаря куклотерапии значительно быстрее исчезают речевые недостатки, страхи. Игры с куклами помогают ребенку не только преодолевать речевые трудности, но и самосовершенствоваться, став коммуникабельным, эмоциональным, адекватным в игровой среде. Дети уверенней произносят слова, рассказывают стихи, потешки, скороговорки, играют в специально придуманных спектаклях, либо участвуют в постановке обычной сказки или сценке.

Куклотерапия делает занятия интересными, эмоционально окрашенными, дает возможность испытывать удовлетворение от занятий. Дети, не стесняясь, выражают свои эмоции. Учатся передавать настроение, интонацию. Даже самый молчаливый ребенок не остается равнодушным и по-новому раскрывается. Дети нуждаются в постоянном общении. Куклотерапия позволяет расширить границы общения, круг интересов, знаний. В игровой форме сложные логопедические упражнения становятся увлекательным занятием – применение кукол усиливает наглядность, повышает осознанность воспринимаемого материала, снижает утомляемость.

Публикации по теме:

Уголок здоровья, как форма консультативной помощи семье в формировании навыков здорового образа жизни у детейУголок здоровья, как форма консультативной помощи семье в формировании навыков здорового образа жизни у детей Доброго дня всем друзьям и гостям моей странички. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы с родителями по формированию навыков здорового образа.

Использование в работе по обучению грамоте приема «Живая азбука»Использование в работе по обучению грамоте приема «Живая азбука» Грамота - это умение читать и писать. Дети с такими умениями не рождаются, поэтому их необходимо развивать. Для этого существует специальный.

Использование видеоресурсов в формировании толерантности у детей дошкольного возраста Всем давно уже известна истина, корни любого поведения человека необходимо искать в детстве. В период детства, как считал Л. С. Выготский,.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает.

Конспект занятия «Солнышко» по формированию у детей 2–3 лет навыков общения в период адаптации к детскому саду Задачи: Познакомить детей с потешкой «Солнышко», способствовать ее запоминанию, проговариванию, закрепить название цвета «желтый», названия.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Проект «Использование игровых приемов при формировании КГН и навыков самообслуживания у детей второй группы раннего возраста» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приема куклотерапии в формировании навыков общения у детей дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 21 декабря 2023 в 16:44
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД