Получи документы

Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Светлана Волобуева
Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету.»

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная,богатая синонимами, дополнениями и описаниями – явление редкое.

Публикация «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В речи детей существует множество проблем :

-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

-недостаточный словарный запас;

-бедная диалогическая речь;

-трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно,грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая. что в данное время дети перенасыщены информацией,необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для достижения такого эффекта я решила использовать метод мнемотехники для работы с детьми по формированию связной речи.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника помогает развивать :

-ассоциативное мышление;

-зрительную и слуховую память;

-зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:

-развитие связной речи и диалогической речи у дошкольников;

-развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки,стихи;

-развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать;

- развитие у детей психических процессов: мышления, памяти, воображения.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы и др., путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное надо передать условно- наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей. Я их использую с целью обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов,при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Работу по мнемотаблицам строю в три этапа :

I этап: - рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

II этап: - осуществление перекодирования информации, т. Е преобразование абстрактных символов, слов в образы.

III этап: - осуществление пересказа сказки или рассказа по заданной теме.

Работу с мнемотаблицами начинаю уже в младшем возрасте при использовании простейших схем одевания,формирования культурно – гигиенических навыков, экологических представлений и т. д.

В своей работе я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, животных, насекомых, также использую мнемотаблицы по блокам «Зима, Весна, Лето, Осень»

Для детей среднего возраста использую цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются отдельные образы: елочка – зеленая Ягодка – красная. Для детей старшего возраста можно использовать схемы в одном цвете, но детям нравится работать больше с цветными картинками.

Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихов. Суть заключается в следующем на каждое слово придумывается картинка, таким образом все стихотворение зарисовывается схематически. Такую же работу провожу по запоминанию загадок. Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения.

Для изготовления этих схем не требуются художественные способности : любой педагог в состоянии нарисовать или,владея компьютером, сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Также проводится работа с родителями.

Педагоги часто слышат от родителей такие слова : «У нас стихи не запоминаются! «В тоже время родители говорят, что их ребенок прекрасно запоминает рекламу или мультфильм. В чем причина? Дело в том, что в первом случае требуется произвольное внимание, а во втором действует непроизвольное внимание, основанное на интересе и эмоциях ребенка.

Поэтому с родителями проводилось родительское собрание по данной теме. Был подготовлен консультативный материал для родителей по изготовлению мнемотаблиц в домашних условиях по разучиванию стихов, коротеньких рассказов с использованием мнемотаблиц.

Использование метода мнемотехники приносит хороший результат:

детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ;

- словарный запас выходит на более высокий уровень.

При дальнейшей работе я планирую использовать прием мнемотехники в воспитательно – образовательном процессе, в частности для развития речи детей,т. к. считаю это одним из важных моментов в подготовке детей к школьному обучению.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

-

Публикации по теме:

Использование мнемотехники при формировании связной речи у детей дошкольного возраста Формирование речи у детей дошкольного возраста является очень важной и трудно решаемой задачей. Успех ее решения необходим для подготовки.

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» и использования технологии «мнемотехника» Эта технология.

Конспект занятия с элементами мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Цель: расширять и обогащать знания детей об овощах и фруктах, подвести к пониманию обобщающих слов «овощи» и «фрукты». Задачи: 1. Образовательные.

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи Речь-одно из самых важных приобретений ребенка дошкольного возраста! На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и.

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР. Слайд 1. Картинка Слайд 2. На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста- явление очень редкое. Современный мир насыщен.

План самообразования «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей 4–5 лет» Тема: «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей 3-4 лет» Цель работы: Повышение своего теоретического уровня, профессионального.

Программа кружковой работы «От слова к слову» по развитию речи детей 4–5 лет с использованием приемов мнемотехники Пояснительная записка При обучении детей связной речи, вполне обосновано применение творческих методик, наряду с общепринятыми, эффективность.

План работы по самообразованию «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи» Актуальность исследования Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь.

Использование приемов мнемотехники в формировании начал экологической культуры у детей 4–5 лет ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ. Дошкольный возраст - один из самых ценных.

Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста» Актуальность Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 января 2017 в 13:11
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД