Получи документы

Программа кружковой работы «От слова к слову» по развитию речи детей 4–5 лет с использованием приемов мнемотехники

Елена Козлова
Программа кружковой работы «От слова к слову» по развитию речи детей 4–5 лет с использованием приемов мнемотехники

Пояснительная записка

При обучении детей связной речи, вполне обосновано применение творческих методик, наряду с общепринятыми, эффективность которых очевидна.

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал ими усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.

Публикация «Программа кружковой работы „От слова к слову“ по развитию речи детей 4–5 лет с использованием приемов мнемотехники» размещена в разделах

Актуальность программы

При работе с детьми во второй младшей группе заметила, что у большей части детей группы снижены память, внимание, они не способны сконцентрироваться для выполнения задания. А так же слабо развита речь и скудный словарный запас. В следствии чего, дети испытывают сложности при заучивании стихотворений, им тяжело дается пересказ текста, а диалогическая речь скудна.

Поэтому перед собой я поставила задачи развивать память детей, научить связно, последовательно излагать свои мысли, обогащать словарный запас детей.

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу.

Таким образом, изучив работы Т. А. Ткаченко, В. К. Воробьёвой, Т. В. Большовой, Т. Б. Полянской и других авторов, пришла к выводу использовать в своей работе по развитию речи детей, приемы мнемотехники.

Цель: Формирование связной речи детей путем использования мнемотехники.

Задачи:

1. Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

3. Способствовать развитию у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи;

4. Формирование умений отгадывать загадки с помощью мнемотаблиц;

5. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

Предполагаемый результат:

1. Повысится уровень произвольной памяти, внимания, развития речи детей;

2. Сформируется умение детей перекодировать и воспроизводить информацию с помощью мнемотаблицы;

3. Дети смогут составлять небольшой описательный рассказ с помощью мнемотаблицы;

4. Дети будут знать достаточное количество русских народных сказок;

5. Дети будут знать 6 - 8 стихотворений разных авторов;

6. Дети смогут прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный ответ.

Объекты программы :

- дети 4 -5 лет;

- семьи детей посещающих детский сад;

- педагогический персонал детского сада.

Методы работы :

-чтение художественных произведений;

- анализ прочитанных произведений;

- рассматривание и анализ мнемодорожек, мнемотаблиц;

- заучивания, пересказы;

- игры на развитие речи, памяти, логического мышления.

Формы организации работы :

- групповая;

- подгрупповая;

- индивидуальная.

Принципы комплектования группы и организации работы :

- учет интересов и способностей детей;

- желание родителей;

-добровольное участие;

- учет психофизических особенностей детей.

Продолжительность реализации программы

Данный курс состоит из 31 занятия по 15 – 20 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев.

Для определения уровня результативности реализации программы используется модифицированная диагностика Л. В. Коломейченко, Л. В Любимовой.

Перспективное планирование занятий по развитию

речи детей 4 – 5 лет с использованием мнемотехники

Сентябрь

Диагностика развития монологической, диалогической речи детей.

Цель: Выявить у детей уровни развития речи.

Октябрь

1 неделя

Знакомство с мнемокарточками.

Цель: Упражнять в подборе слова к заданной картинке.

Октябрь

2 неделя

Знакомство с мнемодорожками к стихам А. Барто «Мяч», «Мишка», «Бычок». Цель: Формировать умение перекодировать информацию, соотносить слова и картинки.

Октябрь

3 неделя

Составление предложений об осени.

Цель: Формировать умения составлять предложения из 2 – 3 слов с помощью воспитателя, используя мнемодорожку.

Октябрь

4 неделя

Пересказ русской народной сказки «Курочка Ряба».

Цель: Формировать умение детей перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы, с помощью воспитателя.

Ноябрь

1 неделя

Заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад».

Цель:Формировать способность запоминать стихотворный текст, используя мнемодорожку.

Ноябрь

2 неделя

Составление рассказа об осени. Формировать умение составлять небольшой рассказ с помощью воспитателя, используя мнемотаблицу.

Ноябрь

3 неделя

Составление рассказа «Встречаем гостей».

Цель: Формировать умение составлять вместе с воспитателем рассказ, используя мнемотаблицу. Активизировать словарь по лексической теме.

Ноябрь

4 неделя

Пересказ русской народной сказки «Репка».

Цель: Формировать способность воспринимать текст с помощью мнемотаблицы, соотносить символы со знакомыми образами.

Ноябрь

5 неделя

Составление рассказа о домашнем животном.

Цель: Формировать умение описывать домашнее животное, используя мнемотаблицу. Активизировать словарь по лексической теме.

Декабрь

1 неделя

Заучивание стихотворения П. Воронько «Пирог».

Цель: Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст, используя мнемодорожку.

Декабрь

2 неделя

Составление рассказа о зиме.

Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ о времени года, используя мнемотаблицу. Развивать монологическую речь детей.

Декабрь

3 неделя

Пересказ русской народной сказки «Колобок».

Цель: Формировать умение пересказывать сказку с помощью воспитателя, соотносить символы со знакомыми образами. Развивать речь и память детей.

Декабрь

4неделя

Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Елка».

Цель: Вызвать желание запомнить и воспроизвести стихотворный текст, используя мнемотаблицу.

Январь

1 неделя

Составление предложений о профессии повар.

Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу. Активизировать словарь по лексической теме.

Январь

2 неделя

Заучивание стихотворения Н. Нищеевой «Снегири».

Цель: Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы. Развивать речь, память, внимание детей.

Январь

3 неделя

Пересказ русской народной сказки Сказка «Теремок».

Цель: Формировать умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу, соотносить символы со знакомыми образами. Развивать диалогическую речь.

Февраль

1 неделя

Заучивание стихотворения Н. Саконской «Мой пальчик».

Цель: Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы. Развивать речь, память, внимание детей.

Февраль

2 неделя

Составление рассказа о диком животном.

Цель: Формировать умение описывать дикое животное, используя мнемотаблицу. Активизировать словарь по лексической теме.

Февраль

3 неделя

Составление рассказа о папе.

Цель: Формировать умение детей описывать образ человека, с помощью мнемотаблицы. Активизировать словарь по лексической теме.

Февраль

4 неделя

Пересказ русской народной сказки «Три медведя».

Цель: Закреплять умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу, совершенствовать диалогическую речь.

Март

1 неделя

Заучивание стихотворения Т. Волгиной «Подарок маме».

Цель: Формировать способность выразительно рассказывать стихотворение, с помощью мнемотаблицы. Развивать речь и память детей.

Март

2 неделя

Составление рассказа о маме.

Цель: Закреплять умение детей описывать образ человека, с помощью мнемотаблицы. Активизировать словарь по лексической теме.

Март

3 неделя

Заучивание чистоговорки «Маша нашему малышке».

Цель: Закреплять способность с помощью мнемотаблицы, воспроизводить стихотворный текст. Развивать речь, память, внимание детей.

Март

4 неделя

Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цель: Закреплять умение рассказывать сказку, опираясь на мемотаблицу.

Совершенствовать диалогическую речь.

Март

5 неделя

Составление рассказа о весне.

Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ о времени года, используя мнемотаблицу. Развивать монологическую речь детей.

Апрель

1 неделя

Составление рассказа о птицах.

Цель: Закреплять умение описывать птиц, используя мнемотаблицу. Активизировать словарь по лексической теме.

Апрель

2 неделя

Пересказ русской народной сказки Сказка «Волк и семеро козлят».

Цель: Закреплять умение рассказывать сказку, опираясь на мемотаблицу. Развивать речь, память, внимание детей.

Апрель

3 неделя

Заучивание стихотворения М. Клоковой «Воробей».

Цель: Закреплять способность с помощью мнемотаблицы, воспроизводить стихотворный текст. Развивать речь, память, внимание детей.

Апрель

4 неделя

Отгадывание загадок.

Цель: Учить детей отгадывать загадки с помощью мнемотаблиц. Закреплять умение соотносить символы со знакомыми образами. Развивать логическое мышление детей.

Май

1 неделя

Заучивание стихотворения Д. Хармса «Кораблик».

Цель: Закреплять способность с помощью мнемотаблицы, выразительно воспроизводить стихотворный текст. Развивать речь, память, внимание детей.

Май

2 неделя

Пересказ русской народной сказки Сказка «Маша и медведь».

Цель: Закреплять умение рассказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Развивать диалогическую речь детей.

Май

3 неделя

Отгадывание загадок.

Цель: Закреплять детей отгадывать загадки с помощью мнемотаблиц. Закреплять умение соотносить символы со знакомыми образами. Развивать логическое мышление детей.

Май

4 неделя

Составление рассказа о лете.

Цель: Закреплять умение составлять описательный рассказ о времени года, используя мнемотаблицу. Развивать монологическую речь детей.

Публикации по теме:

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи Речь-одно из самых важных приобретений ребенка дошкольного возраста! На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и.

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники «Шляпа из сказки»Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники «Шляпа из сказки» Место проведения: игровая комната группы. Пояснительная записка В своей работе с детьми я использую мнемотаблицы. Они помогают ребенку зрительно.

Конспект занятия по развитию речи «Составление детьми загадок о зиме с использованием элементов мнемотехники»Конспект занятия по развитию речи «Составление детьми загадок о зиме с использованием элементов мнемотехники» Цель:Развитие связной речи детей. Задачи:Учить детей самостоятельно придумывать символы, составляя с помощью воспитателя таблицу с элементами.

План самообразования «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей 4–5 лет» Тема: «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей 3-4 лет» Цель работы: Повышение своего теоретического уровня, профессионального.

Программа кружковой работы по лепке на летний период «Дело мастера боится» для детей 3–5 лет и 5–7 лет Цели и задачи кружковой работы для детей 3 – 5 лет: 1. Познакомить детей с пластилином. Развивать интерес к лепке. Воспитывать желание творить.

Программа кружковой работы по пластилинографии «Чудеса из пластилина» для детей подготовительной группы.Программа кружковой работы по пластилинографии «Чудеса из пластилина» для детей подготовительной группы. Пояснительная записка. Художественно-эстетическое развитие играет важную роль в процессе формирования личности дошкольника. Становление.

Разучивание стихотворений с использованием приемов мнемотехникиРазучивание стихотворений с использованием приемов мнемотехники В течение года мы с детьми разучиваем много разных стихотворений. Чтобы детям было проще и быстрее запоминать стихи, мы пользуемся приемами.

План работы по самообразованию «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи» Актуальность исследования Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь.

Использование приемов мнемотехники в формировании начал экологической культуры у детей 4–5 лет ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ. Дошкольный возраст - один из самых ценных.

Занятие по развитию речи и обучению рассказыванию. Заучивание стихотворения «Снеговик» с использованием мнемотехникиЗанятие по развитию речи и обучению рассказыванию. Заучивание стихотворения «Снеговик» с использованием мнемотехники Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружковой работы «От слова к слову» по развитию речи детей 4–5 лет с использованием приемов мнемотехники
Опубликовано: 28 октября 2016 в 18:13
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД