Ольга Владимировна Зуева
Использование приёмов самомассажа в нейропсихологической коррекции задержки психического развития у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Использование приёмов самомассажа в нейропсихологической коррекции задержки психического развития у детей 6-7 лет
У каждой высшей психической функции есть свои закономерности и схемы развития, знание которых позволяет своевременно заниматься психическим развитием детей.
Публикация «Использование приёмов самомассажа в нейропсихологической коррекции задержки психического развития у детей 6–7 лет» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Нейропсихологические игры и занятия
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
К концу первого года жизни подкорковые и стволовые образования мозга, необходимые для обеспечения жизнедеятельности детей, практически заканчивают свое развитие и становятся базисом для развития высших психических функций. Принято считать, что наиболее интенсивное развитие правого полушария (творческого, образного) происходит у девочек до 7-ми, а у мальчиков до 8-ми лет. Наиболее сенситивный период для развития левого полушария (логического, речевого) продолжается до 9 – 12 лет.
Полноценное развитие функций правого полушария (пространственные представления, соматогнозис, зрительное восприятие, копирование, обоняние, осязание, вкус, ритмы и т. д.) является обязательным условием полноценного созревания функций левого полушария (речь, логика, анализ, самоконтроль, внимание, социальные коммуникации, рефлексия, программирование, произвольность, альтруизм и т. д.).
К 7-ми летнему возрасту у ребенка должны быть полноценно развиты, прежде всего, функции правого полушария и межполушарное взаимодействие. Функции левого полушария будут развиваться в полном и максимальном объеме непосредственно в школе.
Интеллектуальное развитие дошкольников с ЗПР характеризуется низкой познавательной активностью во всех видах деятельности. Дети данной группы нуждаются в средствах внешней организации мыслительной деятельности (модели, наглядные образы). У детей обнаруживается отставание во всех видах мыслительной деятельности, недостаточная гибкость мышления.
В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Выявляются недостатки психомоторики, зрительно-моторной координации, что тормозит формирование графомоторных навыков. Отмечаются недостаточная динамическая и статическая координация движений пальцев, кисти руки.
Задержка в развитии моторных функций проявляется в быту, игровой деятельности, действиях с предметами. Дети не любят завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Это связана с трудностями овладения точными дифференцированными движениями.
Эффективными при коррекции этих нарушений и для психического развития детей являются приемы и упражнения самомассажа, которые можно использовать в условиях семьи и детского сада.
Развитие соматогностических функций (восприятие тела) через организацию самомассажа
Развивающая работа должна включать в себя различные виды массажей для дополнительной афферентации тела (постоянного потока нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция, так и от внутренних органов (интерорецепция).
При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов.
В своей работе с детьми 6-7 лет с ЗПР я использовала самомассаж головы, ушных раковин, рук. Для лучшего восприятия показывала детям образные картинки, наклеенные на грани двух кубиков.
Массаж ушных раковин
1. «Улитка» - помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину.
2. «Трубочка» - растереть уши руками, свернуть и развернуть ушные раковины. Упражнение можно выполнять в парах.
3 «Ключики» - ввести большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижать находящийся впереди выступ ушной раковины - козелок. Сдавливать и поворачивать его во все стороны в течение 20-30 сек.
4. «Слон» - оттянуть уши вперёд, затем – назад, медленно считая до 10. Начинать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.
Самомассаж рук
Существуют следующие приемы массажа или самомассажа рук: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. В комплекс входят упражнения трех видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.
1. «Чистим обувь» - Подушечки четырех пальцев правой руки устанавливаются у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями кожа смещается на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). То же самое необходимо проделать и для левой руки.
2. «Пила» - Кисть и предплечье левой руки располагаются на столе. Ребром ладони правой руки имитируется «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделать тоже для другой руки.
3. «Шуруповёрт» - Фалангами сжатых в кулак пальцев производятся движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменять руки.
4. «Утка хватает червячков» - Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки располагается на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами правой руки делаются хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Проделать то же для правой руки.
5. «Тёплые ручки» - растирать и разминать пальцы рук и всей кисти от кончиков пальцев и обратно. Особое внимание уделить большим пальцам.
6. «Здороваемся» - имитация силового пожатия рук. Упражнение можно выполнять в парах.
Самомассаж головы
1. «Обезьяна расчёсывается» - пальцами правой руки массировать кожу головы от левого виска к правой части затылка и обратно; затем - левой рукой от правого виска к левой части затылка.
2. «Мытьё головы шампунем» - слегка расставить пальцы рук и немного согнуть их в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении ото лба к макушке; ото лба до затылка; от ушей к шее.
Воспитателям в условиях детского сада и родителям для дополнительной афферентации тела ребенка рекомендовала ежедневное обтирание влажным махровым полотенцем; самомассаж стоп: хождение по массажным коврикам, переступание по гимнастической палке песку, гальке, траве; плавание, контрастные души, прокатывание «бревнышком» и т. д.
Опыт использования самомассажа в коррекционной работе с детьми с ЗПР 6-7 лет показал, что он способствовал повышению познавательной активности, развитию мыслительной деятельности детей, ориентировки в собственном теле, развитию зрительно-моторной координации движений, динамической и статической координации движений пальцев, кисти руки.