Приложение МААМ

Использование проектно-исследовательской деятельности в речевом развитии старших дошкольников

Елена Николаевна Суркова
Использование проектно-исследовательской деятельности в речевом развитии старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольном возрасте развитие речи имеет главное значение. О важности речевого развития говорится в работах Льва Семёновича Выготского, Алексея Алексеевича Леонтьева, Майи Ивановны Лисиной, Зои Алексеевны Репиной и др. авторов.

Повышение эффективности работы по развитию речи у дошкольников и подготовка к жизни в современном информационном обществе полноправного гражданина является одной из актуальных задач воспитания и образования.

Публикация «Использование проектно-исследовательской деятельности в речевом развитии старших дошкольников» размещена в разделах

Проблемы речевого развития разработаны учёными в разных аспектах. Однако недостаточно уделяется внимание взаимодействию всех участников образовательных отношений в речевом развитии дошкольников, использованию информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности детей в аспекте их речевого развития.

Речь и общение сопровождают все виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта.

Современное изучение проектной деятельности как формы развития речи старших дошкольников представлено в работах А. М. Вербенец, С. И. Максимовой, Е. О. Смирновой, О. Н. Сомковой, О. В. Солнцевой, Л. Л. Тимофеевой и др.

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, развитию планирующей функции речи, а также делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

Для развития речи дошкольников в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов.

Можно использовать как монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области («Как рождается книга?»развитие речевого творчества детей, так и межпредметные (интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы («Краски осени», «Зимняя фантазия» и т. д.).

Проект даё т возможность решать множество педагогических задач:

показать детям способы поиска новой информации;

научить планировать коллективную деятельность;

проводить исследование (выдвигать предположения, проверять их,

обобщать результаты);

применять свои знания и умения в различных, в том числе и новых

ситуациях.

Цель и задачи монопроектов имеют направленность на комплексное решение основных задач, указанных в ФГОС:

речевое развитие включает владение речью как средством общения и

культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание

на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

Поэтому у воспитателей имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта.

Для дошкольных учреждений рационально использовать коллективные и групповые проекты. В коллективных проектах участвуют все дети возрастной группы, сообща решая поставленную проблему.

По длительности реализации проекты могут быть :

краткосрочные;

средней продолжительности;

долгосрочные.

Краткосрочные проекты характерны для детей младшей группы. Они могут включать всего две – три образовательные ситуации и длиться 2 – 3 дня. Например, мини-проект «Надо, надо умываться» включает осмотр умывальной комнаты в детском саду, рассматривание картины «Купание куклы» и чтение стихотворения А. Барто. Результатом этого проекта будет организация ванной комнаты в кукольном уголке и её обыгрывание.

Для детей старших групп типичными будут проекты средней продолжительности, реализация которых составляет 1 – 2 недели.

Длительные проекты могут продолжаться в течение всего учебного года. К таким проектам можно отнести : «Дневник наблюдений», портфолио «Мои успехи и достижения». Эти проекты предполагают постепенное пополнение материалов конечного продукта: рисунки в дневник наблюдений за природными явлениями; фотографии, рисунки и детские рассказы о событиях в портфолио.

Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики, например: «Если с другом вышел в путь…», «Добрые слова в День рождения», «Как открыть книжный гипермаркет», «Жалобная книга природы» и др.

В течение учебного года специалисты рекомендуют реализовывать не более пяти проектов. Участие в проекте предполагает сочетание совместной со сверстниками и индивидуальной деятельности, что воспитывает у детей ответственность, умение работать в группе, проявляя при этом индивидуальные способности и творчество.

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск и приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Познавательная деятельность способствует развитию речи детей.

Практический опыт и теоретические исследования по изучению данного вопроса свидетельствуют о том, что возникла необходимость поиска новых путей оптимизации образовательного процесса.

Для решения этой проблемы мы обратили внимание на метод проектов, с помощью которого достигается основная цель образования – развитие личности ребёнка.

Педагогам метод проекта даёт возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя партнёром детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания интересным и увлекательным.

Проектная деятельность предполагает включение родителей в образовательный процесс. Современные интерактивные методики взаимодействия с семьёй позволяют родителям лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях.

Система всех действий в проектной деятельности превращает её в средство комплексного воздействия на ребёнка, учитывает его потребности, развивает познавательную активность, способствует раскрытию личностного потенциала воспитанников. Применение проектного метода позволяет значительно повысить эффективность образовательного процесса, мотивацию к получению и усвоению новых знаний, предоставить информацию в привлекательной форме, способствовать осмысленному и долговременному запоминанию содержания.

Таким образом, опираясь на вышеизложенное, отметим, что метод проектов позволяет объединить всех участников образовательного процесса, активизировать их деятельность, усилить мотивацию деятельности, обеспечивает реализацию принципа взаимодействия взрослых и детей, обозначенного ФГОС, развивает все психические процессы и такие интегративные качества как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, и тем самым способствует более высоким темпам общего и речевого развития.

Работа над проектом включает в себя три этапа:

1) мотивационный;

2) проблемно-деятельностный (основной);

3) творческий (заключительный).

На первом, мотивационном, этапе проекта идёт постановка

исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к её изучению, актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение ими гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы. Данный этап проекта позволяет решить множество коммуникативных умений (договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения, речевых (развитие диалогической и полилогической речи: умение ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения, познавательных задач.

На втором, проблемно-деятельностном, этапе идёт развитие исследовательских умений дошкольников : самостоятельный поиск информации, её обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности. Содержание данного этапа проекта позволяет решать задачи обогащения и активизации словаря детей за счёт освоения названий эмоций и чувств, оттенков настроения, поиск эпитетов, характеризующих личностные качества друга и дружеское сотрудничество; развитие связной речи (дети составляют описательные и повествовательные рассказы, описывая содержание коллажей, альбомов; пересказывают прочитанные произведения, рассказы); развитие планирующей функции речи, а также развитие всех групп коммуникативных умений детей (информационных, регуляционных и аффективнных).

На третьем, творческом, этапе проекта идёт обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация. Педагоги продолжают развивать у детей умение делового сотрудничества в ходе парного и подгруппового взаимодействия, умение публичной самопрезентации; решаются задачи развития речевого творчества детей, выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний.

Для размещения информации о проектной деятельности создаются методические стенды в группах.

Начинать использование проектной деятельности для развития речи специалисты советуют с ролево-игровых проектов в младшей группе, так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра.

С 5 лет проектная деятельность служит для развития интеллектуальной инициативы дошкольников, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого. Проекты становятся информационно-практико-ориентированными.

Согласно программе, педагоги, планируя образовательную деятельность, объединяют серию развивающих ситуаций на игровой основе по нескольким областям, связанных между собой единым проектом.

Материалом для обогащения речи служит окружающая действительность, освоение которой происходит на основе тематического цикла. Интеграция в образовательный процесс метода проекта даёт возможность педагогам проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи в соответствии с темой проекта, которая прослеживается во всех остальных видах деятельности, в конкретный период времени и вокруг которой концентрируется внимание детей, что соответствует цельности детского восприятия мира, создает полную и разностороннюю его картину. Концентрированное изучение материала служит также эффективным средством установления более тесных связей между специалистами и воспитателями.

Например, в нашей группе были выбраны следующие темы проектов : «Краски осени», «Зимняя фантазия», «Моя Родина – Россия». Последний проект включает в себя следующие разделы: «Я помню, я горжусь», «Пенза глазами детей».

Мы предлагаем вашему вниманию алгоритм работы над проектом «Краски осени».

На этапе разработки проекта педагоги тщательно продумывали подробный план и содержание мероприятий.

Во время реализации проектной деятельности в группе дети читали художественную литературу, рассматривали и беседовали по картинам, разучивали стихотворения, отгадывали загадки, беседовали о народных приметах, пословицах и поговорках об осени, играли в настольные и сюжетно-ролевые игры, рисовали, раскрашивали, лепили и делали аппликации на заданную тему.

Во время прогулки дети под руководством воспитателей осуществляли необходимые наблюдения, проводили исследовательские опыты, играли в подвижные игры. В осенний период дети с педагогами ходили на экскурсию на пруд. С музыкальным руководителем дошкольники разучивали песни, слушали и обсуждали произведения, соответствующие теме проекта, готовились к празднику «Золотая осень».

Во второй половине дня в совместной деятельности воспитатели использовали речевой материал, упражнения, пальчиковую гимнастику, дидактические игры в соответствии с заданной темой и проблематикой проекта. Расширить представления детей об окружающем мире и углубить знания помогала интегрированная образовательная деятельность, в процессе которой дети учились общаться друг с другом, что способствовало совершенствованию разговорной речи и обогащению словарного запаса.

При работе с родителями педагоги оформляли стенды, доводили информацию в процессе консультаций, индивидуальных бесед, подобным образом вовлекая их в совместную деятельность.

В выходные дни дети с родителями гуляли в лесу и городских парках, собирали природный материал для поделок, делали фотографии. Одновременно происходило уточнение, активизация и обогащение словаря. Ребёнок называл предметы, явления, их действия, сочинял рассказы.

Дополнительную информацию по теме проекта дети получали с помощью родителей или педагогов из интернета, книг и энциклопедий. Взрослые не брали на себя роль источника знаний, а помогали ориентироваться среди возможных источников информации. Таким образом, происходило решение речевых задач в разных видах деятельности на разном языковом материале.

Результатом данного проекта стали праздник «Золотая осень», выставки аппликаций, рисунков и поделок из природного материала.

Известно, что большое значение для развития речи у детей имеет мотивация, то есть желание высказаться, поделиться своими мыслями. Связное устное высказывание может состояться только при наличии у ребёнка сформированного словаря, внутреннего плана высказывания и желания сказать. Эти три фактора при использовании метода проектов выступают в единстве. План рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно построенных в собственной работе, которую он представляет. Родители помогали ребёнку отрепетировать выступление, что помогло ему почувствовать себя уверенней.

Использование метода проектов в образовательном процессе имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. На основе обогащений знаний об окружающем мире у детей развивается речь.

Все последующие проекты построены примерно по такому же алгоритму.

Таким образом, для речевого развития дошкольников возможно использование различных типов проектов по их содержанию и детской деятельности : творческо-игровые, информационно-практические, исследовательские, продуктивно-творческие.

Публикации по теме:

Технология проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОКЛАД на тему: «Технологии проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольниковИспользование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Консультация «Использование технологии «сторителлинг» в речевом развитии дошкольников» Практика устных рассказов, соединяясь с цифровыми технологиями, становится новшеством в воспитании и обучении детей. Одной из таких новейших.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование проектно-исследовательской деятельности в речевом развитии старших дошкольников
Опубликовано: 20 марта 2024 в 21:00
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование проектно-исследовательской деятельности в речевом развитии старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Николаевна Суркова (УИ 3376213) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД