Папки-передвижки

Опыт работы «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2–3 лет»

Эвелина Зотова
Опыт работы «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детские годы. Но она была, несомненно. Каждый реб нок, начиная с 2 -3 лет и до подросткового возраста, с упоением рисует. Не думаю, чтобы вы были исключением из общего правила. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его. Дети рисуют вс, что видят, знают, слышат. Я работаю воспитателем более 30 лет и давно убедилась в том, что изобразительная деятельность приносит маленькому реб нку большую радость. Раньше я, как и многие педагоги–дошкольники, в основном придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. И порой, сама того не желая, ограничивала проявление творческих способностей детей. Традиционных подходов часто недостаточно для развития творчества, так как у детей еще не хватает прочных навыков, знаний и опыта, чтобы на их основе самостоятельно создавать задуманное. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.

Публикация «Опыт работы „Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2–3 лет“» размещена в разделах

Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, огорчает, волнует реб нка, что в свою очередь характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Кроме этого нетрадиционное рисование позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей, ведь маленькие ребятишки только что пришедшие в детский сад не владеют навыками рисования. Таким образом, возникла необходимость создать педагогические условия для формирования у детей раннего возраста интереса к изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник рисования, которые стимулировали бы творческий потенциал детей, развивали их художественно – творческие способности.

Свою работу по этому вопросу я начала с группы детей раннего возраста (1-я младшая группа, возраст детей от 2 до 3 лет) и длился в течении 2-х лет.

Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один их видов аналитико-синтетического мышления.

Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью». Рисование – большая и серь зная работа для реб нка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определ нное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.

В непосредственно организованной деятельности, по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно –исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Кроме этого оно играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, помогает установить творческий и эмоциональный контакт с реб нком создает предпосылки активного общения. Главным является не конечный продукт –рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.

Познакомившись с литературой по данному вопросу я отобрала для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны реб нку младшего дошкольного возраста.

"Тычок жёсткой полусухой кистью".

"Рисование пальчиками".

"Рисование ладошкой".

"Оттиск печатками из пробки или ластика ".

«Рисование на манке или песке»

«Рисование ватными палочками»

Рисование пальчиками :

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета,

небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения:реб нок опускает в гуашь пальчик и

наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

"Рисование ладошкой".

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: реб нок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает е с помощью кисти (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

"Оттиск печатками из пробки или ластика ".

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которой вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения:реб нок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

"Тычок ж сткой полусухой кистью".

Средства выразительности:фактурность окраски, цвет.

Материалы: ж сткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения:реб нок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

"Рисование ватными палочками"

Средства выразительности:пятно, фактурность окраски, цвет.

Материалы: половина альбомного листа,простой карандаш, ватные палочки, гуашь (или акриловые краски)

Способ получения изображения: Простым карандашом намечаем контуры крупного предмета, например змеи. Затем на кончик ватной палочки набираем гуашь определенного цвета и рисуем по контуру силуэта змейки, чтобы получались точки. Для каждого нового цвета используйте новую палочку. Из точек составляем различные узоры: цветы, разноцветные полоски, геометрические формы.

"Рисование на манке или песке"

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы:подносы с различным цветом дна, манка.

Способ получения изображения: Нужно равномерно рассыпать на подносе манку и продемонстрировать ребенку, как можно рисовать на ней пальцем, изображая волнистые линии, прямые, либо геометрические фигуры. Возьмите палец ребенка и проведите им по крупе. В результате получится контрастная линия. Предоставьте возможность малышу самостоятельно ознакомиться с техникой рисования манкой на подносе. Пусть он нарисует несколько хаотических линий. Затем можно попробовать вместе изобразить определенный предмет. К примеру, волны, забор, дождик, солнце.

Главный художник - малыш, а я - его помощник, дополняю несколько деталей или подсказываю, как это можно сделать – и на глазах у реб нка возникает снегопад, снеговик, цветок…

Дети искренне радуются тому, что у них получилось. Страх перед рисованием пропадает, возникает желание рисовать ещ и ещ. Стараюсь живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать при мы изображений. Чтобы преодолеть неуверенность, даю возможность реб нку сначала попробовать, а потом уже рисовать самостоятельно. Поощряю каждое усилие реб нка, поддерживаю его. Всегда помню о том, что обучение при мам изобразительной деятельности, в том числе и нетрадиционным, должно проходить на положительном эмоциональном фоне и с постепенным нарастанием сложности. Конечно - же, начинаем с самого простого, с дорисовывания предложенного рисунка.

Во время рисования пальчиками, ладошкой реб нок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Не будем забывать, что работа с различными материалами и инструментами, в свою очередь, развивает мелкую моторику - т. е. развивает кисти рук и пальцев.

В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром.

По результатам работы к концу года прослеживается положительная динамика в развитии у детей навыков в процессе рисования.

(диаграмма)

Для оценки эффективности использования нетрадиционных способов изображения я провела диагностическое обследование (в основу, которой легла педагогическая диагностика Т. С. Комаровой) по 4 критериям:

• оценка уровня владения нетрадиционными техниками изображения;

• оценка процесса деятельности.

• оценка продуктов деятельности.

• оценка творческого воображения.

Данная диагностика позволила проанализировать и сравнить уровень развития художественно-творческих способностей у детей за 2 учебных года.

Результаты диагностики показали: в начале учебного года только один реб нок показал уровень выше среднего, 43% детей – низкий уровень, 43%-средний уровень. В конце учебного года показатели значительно улучшились – только у одного реб нка уровень ниже среднего. Остальные дети (примерно поровну показали высокий и средний уровень.) В начале нового учебного года показатели остались примерно такие же, так как в большинстве сво м дети остались в первой младшей группе, а во вторую младшую группу перешло лишь 35 % от общего количества детей, как и в конце предыдущего года. Но в конце учебного года низкого уровня никто из детей не показал. Высокий уровень у 57% детей, средний - у 43%.Работы детей стали более выразительные, оригинальные. Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, у большинства детей сформированы сенсорные эталоны: цвет, форма, величина. Повысился уровень понимания речи, пополнен активный словарь, многие дети с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям, просят порисовать с помощью нетрадиционных материалов. Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.

Публикации по теме:

«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет Добрый день, коллеги и гости сайта. Представляю Вашему вниманию фотоотчет презентации своего опыта работы по теме: «Использование нетрадиционного.

Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» «Прежде чем.

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста «Ангелок»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста «Ангелок» Доброго времени суток! Вновь я с вами, мои друзья и гости странички! Сегодня хочу представить вашему вниманию работы моих самых маленьких.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего возраста «На катке»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего возраста «На катке» Усидеть сегодня дома Я, конечно же, не мог. Прихватив коньки с собою, Я примчался на каток. На коньках я словно птица Как стрела бегу.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми подготовительного возраста «Гроздь винограда»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми подготовительного возраста «Гроздь винограда» Коллеги, представляю вашему вниманию рисунок "Гроздь винограда", который мы выполнили с детьми подготовительного возраста в нетрадиционной.

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьмиИспользование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческой личности. На мой взгляд, изобразительная деятельность.

Мастер-класс «Использование детьми нетрадиционных техник рисования»Мастер-класс «Использование детьми нетрадиционных техник рисования» Уважаемые коллеги! Мы все знаем, что каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует. Известный педагог И. Дистервег считал:.

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возрастаИспользование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста Цель методической разработки: создать условия для развития художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством.

Проект «Волшебные краски». Использование техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего дошкольного возрастаПроект «Волшебные краски». Использование техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего дошкольного возраста «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего дошкольного возраста» Тип проекта: обучающий, творческий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2–3 лет»
Опубликовано: 2 декабря 2021 в 21:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2–3 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Эвелина Зотова (УИ 2840316) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД