Папки-передвижки

Использование развивающих интерактивных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Марина Жаркова
Использование развивающих интерактивных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Семинар – практикум для педагогов

Тема: «Использование развивающих интерактивных игр

в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

План проведения семинара – практикума

1. Теоретическая часть

1.1. Использование развивающих интерактивных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

1.2. Создание мультимедийной презентации с помощью редактора Microsoft Power Point.

2. Практическая часть

2.1. Создание интерактивных развивающих игр для детей с ОВЗ с помощью конструктора картинок педагогического портала «Мерсибо».

Публикация «Использование развивающих интерактивных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

2.2. Презентация развивающих игр, созданных с помощью редактора Microsoft Power Point.

2.3. Алгоритм создания интерактивной игры.

2.4. Самостоятельное создание педагогами развивающей интерактивной игры «Четвёртый лишний».

3. Подведение итогов семинара – практикума

4. Используемые источники

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию развивающих интерактивных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Задачи:

• расширить знания педагогов о значимости использования развивающих интерактивных игр с детьми с ОВЗ, направленных на развитие речевых навыков, психических процессов, мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

• формировать умение создавать развивающие интерактивные игры с помощью редактора Microsoft Power Point;

• дать представление об алгоритме создания развивающей интерактивной игры;

развивать творческую активность педагогов

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, ноутбуки, презентация.

1. Теоретическая часть

1.1. Использование развивающих интерактивных игр

в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

В современном обществе постоянно возрастает роль информационных технологий, телекоммуникаций и компьютерных технологий.

Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности детей с ОВЗ.

Применение компьютерных технологий при работе с ними позволяет активировать компенсаторные возможности и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

Компьютерные технологии открывают новые, малоисследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.

Практика показывает, что компьютерные программы имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого ребенка, таким образом, повышается мотивация к выполнению трудных для ребенка видов деятельности.

При использовании компьютерных технологий создается благоприятная психологическая атмосфера, при этом вырабатывается правильная реакция ребенка на ошибку.

Компьютерные технологии качественно индивидуализируют процесс образовательной деятельности, обеспечивают индивидуальный темп и количество повторений.

Поэтому применение в коррекционно-воспитательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, позволит повысить эффективность коррекционно-развивающей деятельности, снизить риск социальной дезадаптации.

Применение интерактивных игр в процессе коррекционно-развивающей работы является чрезвычайно эффективным, т. к. они позволяют коррегировать психические функции, осуществляя традиционную деятельность по-новому.

Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем – либо, или непосредственно с самим человеком, это - одна из характеристик диалоговых форм познания.

Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать детей к их стремлению овладеть новыми знаниями.

Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.

В зависимости от возраста и особенностей ребенка можно подобрать, создать игру, соответствующую потребностям и решаемым образовательным и коррекционно-развивающим задачам.

Интерактивные игры учитывают основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, создают проблемную ситуацию с опорой на его жизненный опыт, позволяют наиболее эффективно учитывать возрастные особенности детей.

При создании интерактивных игр применяется принцип моделирования среды, в рамках которой ребенок самостоятельно (или с помощью взрослого) осуществляет образовательную деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое до конца.

Использование компьютерной игры повышает мотивацию за счет игровой стратегии, за счет получения обратной связи в виде одобрения со стороны компьютера и ведущего взрослого, ребенок видит результат своих действий на экране.

Поскольку у дошкольников с ОВЗ внимание, как правило, непроизвольное, имеются трудности концентрации, переключения, то применение интерактивных игр становится особенно целесообразным, так как позволяет представлять информацию, задания в привлекательной форме.

Общение с компьютером вызывает у них живой интерес, который лежит в основе формирования познавательной мотивации, произвольности психических процессов.

Образовательная деятельность на компьютере имеет большое значение не только для развития высших психических функций, но и для развития зрительно-моторной координации, произвольной моторики пальцев рук. С помощью компьютерных игр совершенствуется пространственная ориентировка, таким образом, обеспечивается совместная деятельность различных анализаторов (слухового, зрительного, моторного).

В процессе образовательной деятельности с применением компьютера дети с ОВЗ учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты; дети учатся целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая заданную в игре проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняя свои действия поставленной цели.

Использование интерактивных технологий в образовательном процессе даё т следующие возможности:

- индивидуализация процесса коррекционного обучения по темпу, содержанию и уровню сложности;

- повышение качества демонстрационного материала;

- высокая скорость обновления материала на экране экономить время на занятии;

- экономия времени педагога;

- выравнивание возможностей детей;

- контроль, коррекция, возможность самопроверки;

- эффективное игровое средство обработки многократных повторений заданий;

- оперативность управления и возможность компактного хранения больших объёмов информации в текстовой и образной форме;

- тесный контакт в цепи: педагог – ребёнок – родитель.

Для педагога использование интерактивных игр представляет следующие возможности: избавляют от рутинной работы по подготовке дидактических и наглядных пособий, материалов, карточек, открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике, а также позволяют взглянуть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.

1.2. Создание мультимедийной презентации с помощью редактора Microsoft Power Point»

С помощью редактора Microsoft Power Point можно создавать мультимедийные презентации для решения различных целей и задач. Также с помощью данного редактора можно создавать развивающие интерактивные игры.

Отличительной особенностью такой игры от обычной презентации является наличие особого алгоритма, который с помощью системы гиперссылок позволяет управлять процессом игры, обеспечивая обратную связь с ребенком.

Применения интерактивных средств в практике работы, позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников с ОВЗ данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

• предъявление информации на экране интерактивной доски в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним;

• расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала;

• движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

• проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной;

• высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей;

• данные технологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты).

Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

1. Подбор педагогом заданий и упражнений для детей. (возможно проведение подготовительного занятия).

2. Детей знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь.

3. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы педагогом, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.

4. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.

5. В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.

6. По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги.

7. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте — на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Интерактивные игры можно широко использовать как на фронтальной, так и во время индивидуальной образовательной деятельности.

Противопоказаниями к занятиям с такими играми являются: сенсорная гиперсензитивность, нарушение зрения, частные противопоказания.

Современные интерактивные игры разработаны с учетом требований ФГОС ДО (как элемент пространственно – развивающей среды ДОО) и являются обучающими программами, направленными на:

развитие слухового внимания;

активизацию артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения;

коррекцию просодической стороны речи;

развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа;

активизацию словарного запаса;

коррекцию и развитие грамматического строя речи;

развитие связной речи;

профилактику и коррекцию нарушений чтения и письма.

Игры можно использовать для диагностики и обследования речи детей, на индивидуальных, фронтальных мероприятиях (как часть занятия, в работе с родителями.

При активном внедрении интерактивных игр и других мультимедийных средств, качественно меняется использование наглядно-иллюстративных методов, при этом происходит стимуляция интеллектуальной деятельности, эмоциональности и работоспособности детей с ОВЗ.

Применение интерактивных игр в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами активизирует познавательную активность, способствует развитию психических познавательных процессов, значительно повышает эффективность воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Коррекционные занятия с использованием компьютерных игр проводятся с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка, с соблюдением САНПиН:

- использование современных моделей компьютера;

- работа с компьютером не более 3-х раз в неделю;

- проведение гимнастики для глаз;

- работа за компьютером не более 5-7 мин.

2. Практическая часть

2.1. Создание интерактивных развивающих игр для детей с ОВЗ с помощью конструктора картинок педагогического портала «Мерсибо»

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи детей с ОВЗ эффективно использовать обучающие компьютерные игры педагогического портала «Мерсибо».

Это сайт с развивающими играми от 2 до 10 лет, включающий в себя игры по развитию кругозора, памяти, внимания, обучению счету, письму, чтению и т. д., а главное, и очень важное для детей с дефектами речи - это развитие фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, автоматизация звуков.

Коррекционная работа начинается с диагностики, конструктор картинок выступает инструментом обследования.

Можно сделать ряд заготовок, которые хранятся в специальных окошечках, с помощью которых возможно провести полноценное логопедическое обследование.

Конструктор картинок позволяет создавать собственные дидактические пособия, сохраняя их в интерактивном или печатном виде.

Содержит более 500 картинок, которые находятся в папках.

Можно создать набор предметных картинок на трудные звуки, напечатать слоги, слова, создавать сюжетные картинки разной сложности. Можно сделать скриншот картинок, чтобы вставить в презентацию или принести на занятие.

С помощью Конструктора можно уточнять звукопроизношение, знакомить с грамотой, сочинять сказки и решать много других обучающих и развивающих задач. Возможность создавать пособия, для конкретного ребенка учитывая его диагноз и особенности развития.

Все зависит от цели работы и фантазии педагога!

А также Конструктор картинок – это интерактивная игра, с помощью мышки ребенок самостоятельно манипулирует предметами – картинками, создавая различные игровые ситуации.

Например:

- «Магазин»,

- «Сад - огород»,

- «Что (кто) где находится?»,

- «Определи количество слогов в слове»,

- «Четвёртый лишний»

При этом важно, что ребенок оречевляет каждое свое действие, автоматизируя звуки в речи. Всегда можно вернуться к картинке, вспомнить, какое было задание, дополнить новым, придумать интересный сюжет.

2.2. Презентация развивающих игр, созданных с помощью редактора «Microsoft Power Point»

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: развивать умение обобщать предметы, автоматизировать звук [С] в словах.

Задание:

- назовите предметы, следите за чётким произношением звука [С] в словах;

- какой из названных предметов, лишний? Почему?

Игра «Найди маму детёныша»

Цель: закрепить знания детей о домашних животных, учить образовывать слова, обозначающие названия детёнышей, активизировать словарь.

Задание:

- назовите домашних животных, их детёнышей;

- отправьте детёныша к маме.

Игра «Закончи чистоговорку»

Цель: автоматизировать звук [С] в предложениях.

Задание:

- подберите подходящие картинки и закончите чистоговорки.

2.3. Алгоритм создания интерактивной игры

У нас уже открыта программа Power Point.

1 шаг. Заполнение первой страницы

1. заголовок слайда (название проекта);

2. задать подзаголовок слайда (ФИО автора проекта).

2 шаг. Создание нового слайда

1. выполнить команду Вставка/Создать слайд.

3 шаг Выбор разметки слайда

1. выполнить команду Формат/Разметка слайда;

2. выбрать подходящий макет для текста;

3. выбираем макет Заголовок и текст. Вписываем в заголовок Цели проекта, в текст: формировать, развивать…

4 шаг. Создание нового слайда

1. выполнить команду Формат/Разметка слайда;

2. выбираем макет содержимого Заголовок и объект. В заголовок внесем текст: Разработка проекта. Щелкнем по значку, появившемуся в центре окна добавить диаграмму или организационную диаграмму. Выберем тип диаграммы и нажмем ОК. Можно добавить диаграмму, нажав на строке меню, Вставка Схематичная диаграмма. Если Вам необходимо расширить диаграмму, то в появившейся панели инструментов выбираем Добавить фигуру и добавляем помощник, коллега или подчиненный.

5 шаг. Создание нового слайда

1. выполнить команду Вставка/Создать слайд;

2. выполнить команду Формат/Разметка слайда.

Выберем макет содержимого Заголовок и два объекта.

В комплект программы Power Point входит стандартный набор рисунков в виде коллекции. Эта коллекция включает множество картинок, выполненных на профессиональном уровне и позволяющих придать презентации более красочный вид. Для выбора рисунка нажмите на панели инструментов кнопку Вставка, Рисунок и далее Картинки. В правой части окна появится панель предлагающая изображения из коллекции. Чтобы вставить рисунок из другого приложения, укажите в меню Вставка на команду Рисунок и затем щелкните Из файла. При этом появится панель инструментов Настройка изображения, с помощью которой можно у рисунка изменить размер, обвести рамкой, отрегулировать яркость и контрастность и т. д.

6 шаг. Сохранение программы

1. выполнить команду Файл/Сохранить как. ;

2. задать имя файла и нажать кнопку «Сохранить».

7 шаг. Использование эффектов анимации.

Можно использовать эффекты анимации как для всей презентации, так и для каждого слайда в отдельности.

1. выделить текст или рисунок;

2. выполнить команду на строке меню Показ слайдов/Эффекты анимации;

3. выбрать в появившемся списке подходящие эффекты.

8 шаг. Редактирование презентации

С помощью функции Конструктор, расположенной в правом верхнем углу панели навигации, выбираем Шаблоны оформления. Выбранный шаблон можно применить не только для всей презентации, но и подобрать для каждого слайда в отдельности.

Презентация выиграет, если Вы будете использовать в ней звуковое сопровождение и видеоматериалы. Как же в Power Point вставить музыку?

В меню Вставка выберите команду Фильмы и звук, а затем - Звук из коллекции картинок (звук из файла)

1. В окне Вставка звука выберите звуковой файл.

2. Щелкните OK.

3. После закрытия окна программа предложит Вам автоматически запускать звуковой файл при демонстрации слайда. Если вы согласны, выберите пункт Да.

4. В противном случае звуковой файл будет запускаться только по команде пользователя. Для активизации звука в режиме Показа слайдов щелкните расположенный на слайде значок.

Чтобы настроить параметры воспроизведения звука в меню Показ слайдов выберите Настройка анимации.

В области задач Настройка анимации выделите имя звукового файла, для которого хотите произвести настройки. Щелкнув стрелку, расположенную справа от имени файла, можно раскрыть меню, с помощью которого настраиваются параметры запуска и времени воспроизведения звукового фрагмента.

Если на слайде имеется несколько объектов, для которых настраивается анимация, используйте кнопки Порядок, расположенные в нижней части области задач, чтобы изменить порядок анимации объектов.

9 шаг. Просмотр презентации

После создания презентации просмотрите ее в режиме показа слайдов. Для этого в строке меню выберете Показ слайдов - начать показ или нажмите на клавиатуре кнопку F5, чтобы начать просмотр с первого слайда). Если не требуется просматривать все слайды, нажмите клавишу ESC (расположена на клавиатуре верхнем левом углу). Чтобы вернуться в предыдущий режим Power Point

2.4. Самостоятельное создание педагогами развивающей интерактивной игры «Четвёртый лишний»

3. Подведение итогов семинара

Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение развивающих интерактивных игр в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Активное применение интерактивных игр активизирует речевую деятельность, познавательную активность и способствует развитию психических процессов детей с ОВЗ.

Литература

1. Горвиц Ю., Поздняк Л. «Кому работать с компьютером в детском саду» Дошкольное воспитание, 1991 г., №5

2. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е. В.

«Новые информационные технологии в логопедической работе».// Научно-методический журнал «Логопед», - 2014, 2

3. Кажалова Т. А. Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения

4. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М., Сфера, 2008

5. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. // Дефектология. - 2014, № 3, с 47-55. С22

6. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000 г., №11

7. Никитин Б. П. «Развивающие игры». – 5-е изд. доп. – М. : Знание, 1994

8. Новосёлова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа, 1997

9. Соколова Е. Б. «ИКТ приходит в садик»

10. Трунина В. Н. «Применение ИКТ в образовательной деятельности ДОУ»

11. Чуканова С. И. Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста

Интернет – источники

1. Обучающий портал «МЕРСИБО»

https://mersibo.ru/userhttps://

2. Сайт учителя-логопеда https://nsportal.ru/morozova-elena-aleksandrovna71

3. Международный социальный образовательный интернет-проект «Педстрана. ру» https://pedstrana1.ru/

4. https:// learningapps.org/

5. https://www. Igraemsa.ru/

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование интерактивных игр как нетрадиционной формы работы с родителями В настоящее время в детских садах все большую актуальность приобретают нетрадиционные формы работы с родителями. В нашем учреждении они.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Фотоотчет «Комплекс интерактивных развивающих игр «Волшебная поляна»Фотоотчет «Комплекс интерактивных развивающих игр «Волшебная поляна» Хочу поделиться с коллегами, как увлекательно,познавательно работать с детьми с помощью интерактивно-развивающих игр «Волшебная поляна».

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Использование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНР В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников, но нам и нашим детям пришлось.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностямиЗначение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование развивающих интерактивных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 10 марта 2021 в 15:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД