Лучший педагог года

Использование русских народных сказок для обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста

Светлана Смирнова
Использование русских народных сказок для обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста

Сказки любят и дети, и взрослые. Сказка - один из основных видов устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Сказка - произведение, в котором главной чертой является "установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла". В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов : пир на весь мир; идти, куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная… Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил; и глаголов: хвать вместо схватил, поди вместо пойди. Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: маленький, братец, петушок, солнышко. … Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка… (Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо).

Публикация «Использование русских народных сказок для обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Композиция народной сказки :

1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).

2. Основная часть.

3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости. Воспитатель должен понимать, что излишние наставления, по поводу прочитанного приносят большой вред; чаще всего произведение, разобранное на мелкие части, становится менее интересным для ребенка, а потеря интереса приводит к не самым лучшим результатам. Воспитателям и родителям следует полностью довериться воспитательным возможностям художественного произведения.

Русские народные сказки как материал обучения языку позволяет построить процесс изучения русского языка таким образом, чтобы дошкольники овладевали не только грамматикой и лексикой как новым кодом знаковых единиц, но и проникали в национальную культуру, национальную психологию народа, постигали склад нации в общечеловеческую цивилизацию, что даст им возможность ориентироваться в различных ситуациях межнационального общения. Читая сказки, мы раскрываем перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. Часто, читая сказки, в самом начале происходит повторение выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и так далее, происходит использование одних и тех же средств поэтического языка – «море синее», «дремучий лес» - и ребёнок, когда слышит в тексте сказки постоянно эти выражения, он делает их достоянием собственной речи. Ни для кого не секрет, что народная сказка может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети слышат поставленную, грамотную, интонационно окрашенную речь взрослого: произношение рассказчика должно быть правильным, чётким, ясным, взрослые не должны забывать о необходимых паузах, ударениях как внутри предложения, так и между отдельными частями сказки. Для лучшего усвоения прочитанной детям сказки необходимо провести беседу о прочитанном, выделив самые нужные, интересные, познавательные, духовные моменты.

Педагогам в работе с русской народной сказкой. как со средством развития образности речи. можно использовать целый ряд приёмов :

1) Педагог должен думать о разнообразии направленности вопросов. Он может выступать как помощник, который всегда напомнит малышу какой-либо эпизод сказки, обратит внимание ребёнка на отдельное слово, фразу, поступок героев произведения.

Так, знакомя детей с русской народной сказкой «Жихарка», мы поставили вопрос перед детьми:

Как вы думаете, о ком эта сказка?

Ребята, скажите, вам понравилась сказка?

А какое место или отрывок вам понравился больше всего?

Пока лиса собиралась поджарить Жихарку, кот да петух плакали?

Как вы думаете: они грустили, переживали?

Вспомните, как про это сказано в сказке?

Выслушать мнение детей и подвести их к мысли, что Жихарка удалой, смелый, веселый, сообразительный. Объяснить детям, что в старину говорили: «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось» (поговорка).

2) Рассматривание иллюстраций помогает накапливать у дошкольников представления о том, что и для чего рисовал художник, что этими иллюстрациями он хотел сказать.

Демонстрация рисунков (аппликационных панно). Например, воспитатель показывает рисунок яблони и спрашивает: «Как вы думаете, это волшебная яблоня?» (ОД по сказке «Хаврошечка»). Дети дают отрицательный ответ, ссылаясь на то, что у этого дерева нет серебряных веточек с золотыми листьями и наливными яблочками. Педагог в подтверждение их слов зачитывает соответствующее описание из текста. Затем предлагает детям зажмуриться и представить необыкновенное дерево, а сам в это время заменяет первый рисунок другим – с волшебной яблоней. Затем зачитывает ещё раз сказку и задаёт вопросы.

Какие сказочные слова вы заметили?

Дети: влезет Хаврошечка в одно ушко, вылезет из другого – всё готово: яблоки наливные, веточки серебряные, листья золотые.

А как вы думаете, почему сказка начинается словами : «Есть на свете люди хорошие, есть похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»?

Дети: потому что Крошечку – Хаврошечку взяли эти люди и работой заморили: она и ткёт и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает. А хозяйские дети только и знали, что у ворот сидеть на улицу глядеть.

Воспитатель: какими были мачеха и её дочери?

Дети: злыми, завистливыми, хитрыми.

Воспитатель: какой вы представляете себе Хаврошечку? Почему девочку звали Крошечкой – Хаврошечкой?

Дети: потому что она была доброй, умной, работящей, послушной, трудолюбивой, была сиротой.

Воспитатель: как в сказке Хаврошечка называет свою корову? Почему?

Дети: коровушка, коровушка любимая, коровушка – матушка, коровка моя

Воспитатель: как относилась корова к Хаврошечке?

Дети: заботилась, переживала, беспокоилась, ласкала, успокаивала, утешала, помогала, любила.

С помощью этого приема дети средней группы вслушиваются и запоминают описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.

3) Педагог предлагает создать словесные зарисовки детям, где ребёнок воображает себя художником-иллюстратором, создающим картинки к сказкам.

Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь: «Как одета твоя Алёнушка? Какие глаза у ведьмы? Если она такая страшная, как же Алёнушка не догадалась, что перед ней ведьма?»

Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказывать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Объясняет незнакомые слова – обеспечивающие полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница - комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» - при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова. В свободное время детям среднего дошкольного возраста предлагают нарисовать задуманные картинки. Воспитатель раздает им листы бумаги одинакового формата. Из готовых работ он отбирает лучшие, делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Самодельную книгу помещают в библиотеке методического кабинета. На следующий год ее обязательно показывают детям очередной средней группы, рассказывают, как она была сделана.

4) Самый увлекательный момент - это драматизация полюбившихся отрывков, которые наиболее интересны в плане обогащения и активизации словаря.

А) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

-Как говорил Михаил Потапыч, увидев свой стул? (Дети подражают медведю громким грубым голосом)

-Что говорил Мишутка о своей миске? (Дети подражают Мишутке писклявым голосом)

-Как закричали медведи, когда нашли девочку?

Б) настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке «Репка»);

Воспитатель обращает внимание детей на персонажей сказки, представленных на фланелеграфе или настольном театре

Воспитатель: Ребята, узнали, что это за сказка? (предполагаемые ответы детей)

Правильно, «Репка». Давайте вместе расскажем и покажем сказку.

Кто посадил репку? Какой был дед? Да, старенький, добрый.

Как он сажал репку? Кто покажет?

Воспитатель помогает детям.

Дедушка старенький, ходит, неторопливо, немного согнувшись. Раскопал в земле ямку и посадил репку.

В) кукольный и фланелеграф;

Так же нами была проведена работа с родителями.

Большая загруженность взрослых в повседневных делах и заботах совсем не оставляет времени на чтение и знакомство со сказкой со своим ребенком. А патриархальная семья из трех поколений уже практически ушла в прошлое. А с ней ушли и способы передачи информации, каналы сохранения культурных традиций. К таким выводам мы пришли после каждодневного наблюдения за детьми своей группы и проведения опроса среди родителей.

Вопросы для родителей:

1. Уважаемые родители, читаете ли вы сказки своему ребенку?

2. Используете ли в своей речи потешки, песенки, поговорки?

3. Есть ли у вас библиотека сказок?

4. Есть ли любимые сказки у вашего ребенка?

5. Кто чаще всего читает сказки : вы или бабушка?

6. Играете ли вы в домашний театр?

Привлечение родителей к активному участию в совместном с детьми творчестве довольно сложная задача, приходится учитывать их занятость и порой даже их нежелание сотрудничать.

Для решения этой задачи нами используется много нетрадиционных форм взаимодействия с родителями. С помощью их мы решаем много вопросов, но особенно нам интересна работа с родителями по театральной деятельности. Ведь понятия «дети - сказка - родители» неразделимы.

Подводя итог, можно отметить, что сказки приоткрывают детям дверь в удивительный мир волшебства, где они учатся использовать богатый опыт, накопленный предыдущими поколениями в виде фольклора, помогают улучшить качество речи и значительно разнообразить словарный запас детей.

Публикации по теме:

Использование русских народных сказок в развитии образной речи детей младшего дошкольного возраста Использование русских народных сказок в развитии образной речи детей младшего дошкольного возраста. Сказки – это коллективно созданные и.

Проект «Загадка как средство обогащения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР». Пояснительная записка. На современном этапе в логопедии проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место, а вопрос о состоянии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование русских народных сказок для обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 июня 2015 в 11:18
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД