Измалкова Инга
Использование словесных методов в педагогической технологии А. П. Щербак «Маленький дом большого здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование словесных методов в педагогической технологии А. П. Щербак
Консультация для воспитателей и инструкторов по физической культуре.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из направлений физического развития детей является «становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере».
Публикация «Использование словесных методов в педагогической технологии А, П, Щербак „Маленький дом большого здоровья“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
В целях становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере ребенка разработана педагогическая технология «Маленький дом большого здоровья» (автор Щербак А. П., которая обеспечивает процесс регулируемого изменения физических и духовных кондиций ребенка. Она дает описание организация двигательной сферы ребенка в психомоторной, познавательной и эмоционально-ценностной области, отвечающие технологическому подходу к его обучению. Это позволяет сознавать и реализовывать на практике уже созданные природой предпосылки гармоничного совершенствования физического развития детей. Для реализации задач программы для передачи информации используются словесные методы :
Дидактический рассказ — ведущий метод для детей младшей и средней группы. Эффективность данного метода зависит главным образом от умения педагога рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, используемые педагогом, понятны для детей и соответствуют их уровню развития. Поэтому содержание рассказа должно опираться на имеющийся у детей опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами.
Например, если на начальном этапе обучения прыжку в длину ребенку просто описать выполнение движения: «ноги на ширине стопы, полуприсед, руки отвести назад, мах руками и прыжок вперед на полусогнутые ноги», то он ничего не поймет. Можно использовать дидактический рассказ о зайчике, у которого от страха трясутся ноги, и он прыгает так, чтобы ему лиса не откусила хвостик (присел в конце прыжка). Когда ребенок, выполняя упражнение, садится на пол, поджав ноги, и наклоняется вперед, стараясь животом коснуться коленей, можно рассказать, что за нами следит злая сова, а мы маленькие мышки. Нужно так прижаться к земле, чтобы никто не заметил. Детям младшего возраста необходим образец для подражания, и именно здесь они видят интересный и знакомый персонаж: юркий мышонок, гибкий котенок, зайка попрыгай-ка и т. д. Малыши взмахивают руками, «как птички», прыгают, «как мячики», кружатся, «как снежинки». Для детей старшего возраста могут быть другие задания: пробеги как лошадь, как медведь; представь, что ты самолет, как ты будешь себя вести.
Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие физического упражнения, сообщение о расположении в пространстве, порядке выполнения. При помощи описания занимающимся сообщается главным образом фактический материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Оно применяется в основном при изучении относительно простых действий, когда дети могут использовать свой двигательный опыт, например: прыжок на двух ногах с продвижением вперёд, ползание на четвереньках на расстояние.
Объяснение представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение педагогом сложных вопросов, например физиологических процессов, происходящих в организме человека при выполнении физических упражнений. При объяснении, в отличие от описания или инструкции, раскрываются причинно-следственные связи. Объяснение всегда предполагает постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе достигнутого уровня знаний и развития детей. Необходимо по ходу объяснения вводить детей в процесс обсуждения - в этом случае они успешнее усваивают материал. Существенным звеном объяснения является получение обратных связей. Нужно предусмотреть ответные реакции детей в ходе объяснении. Попросить детей высказать свое понимание того, что и как делать, ненавязчиво подвести их к решению проблемного вопроса. Обратная связь помогает совершенствовать объяснение, находить его слабые стороны, вносить необходимые поправки.
Например: Дети выполнили упражнение на формирование правильной осанки (ходьба с мешочком с песком на голове).
Педагог :- С какой целью вы выполняли это упражнение?
Воспитанники: - Чтобы была красивая осанка.
Педагог : - Дело не только в красоте. Печально видеть сутулого человека, со сгорбившейся спиной. И это только внешние факторы. Неправильная осанка приводит к осложнению работы внутренних органов. Нарушается работа дыхательной и центральной нервной системы, сокращается объем легких и появляется одышка. Из-за этого человек быстро устает.
Беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между педагогом и воспитанником, без которого ни о каком личностном развитии ребенка не может быть и речи. Занятия физическими упражнениями не должны сопровождаться только монологом педагога, необходим диалог. В обычном разговоре мы задаем вопросы, на которые не всегда сами знаем ответ, между тем в дидактической беседе взрослый должен знать ответы на все задаваемые вопросы. Достоинства беседы заключаются в том, что она заставляет мысль ребенка следовать за мыслью взрослого, в результате чего дети шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Максимально активизируя мышление, беседа служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, способствует развитию познавательных сил детей, создает условия для оперативного управления процессом познания. Пример беседы.
Педагог : Мы ежедневно слышим знакомые слова «физкультура», «спорт».Как вы думаете, в чем отличие этих двух понятий?
Воспитанники: Физкультурой может заниматься каждый, а спортом нет.
Педагог : Физкультурой может заниматься и мал, и стар. Спортом
занимаются самые сильные, крепкие и здоровые. Но каждый физкультурник
мечтает стать спортсменом. Что для этого необходимо делать?
Воспитанники: Каждое утро делать зарядку, выполнять упражнения на
открытом воздухе.
Педагог : Какими бывают дети, которые не любят делать зарядку, не любят
физкультуру?
Воспитанники: Они слабые, часто болеют, грустные.
Педагог : Знаете ли вы, как называются самые главные соревнования у
спортсменов?
Воспитанники: Олимпийские игры.
Педагог : А вы знаете, как появилась традиция, проводить Олимпийские игры?
Далее следует рассказ педагога о происхождении Олимпийских игр.
Инструктирование — точное, конкретное изложение педагогом предлагаемого детям двигательного задания. Например, инструктаж по технике безопасности при беге врассыпную («не сталкиваться»). Комментарии и замечания даются обязательно по ходу выполнения двигательного задания или сразу же за ним. Педагог в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замечания могут относиться ко всем воспитанникам, к группе или одному ребенку.
Распоряжения, команды, указания — основные средства оперативного управления двигательной деятельностью детей. Под распоряжением понимается словесное указание педагога, которое не имеет определенной формы (стандартных словосочетаний, неизменных по подбору фраз). Распоряжения дают для выполнения какого-либо действия («повернитесь лицом ко мне», «постройтесь вдоль линии», для подготовки мест занятий, инвентаря. Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Командный язык — это особая форма словесного воздействия на детей с целью побуждения их к немедленному безусловному выполнению или прекращению тех или иных действий, например, в случае создания травмоопасной ситуации. Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и т. п.).
Словесные методы, применяемые при обучении, направляют всю деятельность детей, придают ей осмысленность, облегчает понимание задачи и усвоение нового, вызывает умственное напряжение и активность мысли, содействует самостоятельности и произвольности выполнения детьми упражнений.