Балабаева Крестина Александровна
Использование современных образовательных технологий как одно из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 Мастер-класс для педагогов
Ход мастер-класса
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас приветствовать на своем мастер – классе.
Тема нашего мастер класса звучит так, это «Использование современных образовательных технологий как одно из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста»
Публикация «Использование современных образовательных технологий как одно из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
(слайд) 2 Цель: Познакомить, вас педагоги с использованием современных образовательных технологий, как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
(слайд) 3 Задачи:
-раскрыть понятие используемых технологий, выявить актуальность, познакомить с особенностями, принципами, этапами работы;
-предложить рекомендации педагогам по использованию технологий для развития речи дошкольников;
-повысить профессиональную компетенцию педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;
-содействовать педагогам в поиске новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;
-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса.
Пришли вы на мастер-класс, а сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю….
Но как быть нам тогда?
Проблемы детей решать нужно всегда? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас тогда:
Активными все будете? (Да)
Слайд 4 Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.
Как говорил К. Д. Ушинский «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам-он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка.
Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке
информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором,
планшетом или телефоном.
Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
Сегодня мы с вами обсудим несколько технологий, которые я используя в своей работе для развития речи детей.
Для исправления речевых дефектов часто применяется технология мнемотехника, которая получила широкое распространение среди многих специалистов, рассмотрим примеры мнемотаблиц, в картинках для дошкольников и самостоятельно попробуем составить.
Слайд 5
Что представляет собой мнемотехника?
Мнемотехника – это совокупность приемов и методов запоминания информации,
используя визуальные и звуковые примеры.
Слайд 6
Рассмотрим структуру мнемотехники.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами-понятными изображениями,
обозначающими одно слово, словосочетание.
Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки, и, наконец,
самая сложная структура- мнемотаблицы.
Слайд 7 Мнемотаблицы представляют собой изображения основных звеньев, в том
числе схематические по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или
даже стихотворение.
Слайд 8 Начинать работу с мнемотаблицами рекомендуется со средней группы, но в младших группах можно использовать в виде алгоритмов умывания, одевания и т. д.
Слайд 9 Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Слайд 10 В среднем дошкольном возрасте в мнемотаблицах применяют яркие разноцветные картинки. Это объясняется тем, что ребенок в таком возрасте запоминает отдельно : море – синее, солнце – желтое. В работе с детьми старшей группы схемы в мнемотаблицах используются в одном цвете. Это позволяет не отвлекаться на яркие цвета и запоминать основной смысл
Слайд 11 Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Слайд 12 Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения
Слайд 13 Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стихотворение, сказка и т. п.)
Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ с опорой на символы (образы).слайд 14
слайд 15 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание мы придумываем картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком.
Сейчас я предлагаю рассмотреть мнетаблицу к интересному стихотворению.
Послушайте его:
Жил –был грибочек,
дом его – кусточек.
Была у него ножка-
Ножка без сапожка.
Была у него шляпка,
Нашли его ребятки.
Грибочек сорвали,
Бабушке отдали.
Бабушка суп сварила-
Ребяток угостила.
слайд 16 Давайте попробуем заучить небольшое стихотворение, и нам поможет в этом вот такая мнемотаблица:
«ЁЛОЧКА» Н. Нищева
Перед нами ё лочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
Слайд 17 Составление описательного рассказа
Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать. Итак. (Педагоги по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи).
Слайд 18 Пересказ
При пересказе с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Итак, перед вами, уважаемые коллеги, мнемотаблица к русской народной сказке «Репка». Попробуем пересказать текст. (Педагоги пересказывают сказку).
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.
Слайд 19 Мнемозагадки - это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект.
Слайд 20 Ну а сейчас, мы попробуем узнать какие пословицы зашифрованы в мнеотаблицах.
7 раз отмерь один раз отрежь.
Под лежачий камень вода не течет
Самостоят. Работа. А сейчас мы с вами попробуем составить свою мнетаблицу по стихотворению. (на каждый стол стихотворение) 4 шт
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
*Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
*Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
*Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
*Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников___
Слайд 21 Хочу познакомить не менее эффективной интересной технологией, которая позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи детей, это создание нерифмованного стихотворения, синквейна.
слайд 22 Синквейн для дошкольников – это :
• средство творческого самовыражения ребёнка;
• игровой способ обогащения словарного запаса;
• подготовка к краткому пересказу;
• владение понятиями: слово-предмет (живой-неживой, слово-действие, слово-признак;
• умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;
• увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.
2. Практическая часть.
-Вам знакомо это слово «Синквейн»? Может кто-то слышал это слово?
Давайте сначала вместе с вами произнесем это необычное и незнакомое слово «синквейн».
Что же означает это необычное для нашего слуха слово «синквейн»? Оно происходит от французского слова «пять» и означает стихотворение, состоящее из 5-ти строк и написанное по определенному правилу (алгоритму).
Слайд 23 Алгоритм составления синквейна.
Синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает елочку.
Первая строка – это заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним первого слова.
- Давайте рассмотрим на примере. слайд 24
Уважаемые коллеги, я предлагаю использовать приобретённые знания на конкретных примерах.
Слайд 25- Я вам предлагаю вместе составить синквейн по картинке. (ромашка) Мне нужен один помощник, кто желает?.
-Синквейн можно использовать для отгадывания загадок. (на слайдах загадки)___
Слайд 26 я хочу представить вашему вниманию игровую технологию, которая называется «Круги Луллия». Основоположником этого метода является Раймунд Луллий. Он изобрел круги, на которых можно было найти ответ на любой вопрос путем простого раскручивания. Слайд 27 Кольца Луллия – это дидактическое пособие многофункционального характера, обогащающее условия для интеллектуального развития детей и формирования познавательной активности дошкольников, их творческого мышления и воображения, речи. Круги Луллия вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Так же они используются для индивидуальной, подгрупповой и работе в парах.
Кольца Луллия представляют дошкольникам, как чудесные кольца или загадочные круги.
Слайд 28 Давайте рассмотрим устройство этого пособия. На стержень нанизаны несколько кругов разного диаметра. Сверху установлена стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. На них располагают картинки предметные сюжетные, слова, цифры или фигуры, которые фиксируются за счёт магнитов. Круги и стрелка свободно двигаются. Любой желающий может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах и объединить, казалось бы, не совместимые объекты.
С младшими воспитанниками используют конструкцию, состоящую из двух кругов. Постепенно задания усложняются, и увеличивается количество кругов. У детей старшего дошкольного возраста данная конструкция состоит уже из четырех кругов.
Вариантов игр множество. Все зависит от возраста, поставленных задач, пройденного детьми материала.
Рассмотрите круги на ваших столах
Тема «Профессии»
Используя это пособие, можно поиграть в следующие игры:
• «Кто больше назовёт действий»
• «Назови профессии»
• «Кому что нужно для работы»
• «Найди место работы»
Тема: «Животные»
1) «Подбери пару»
2) «Расскажи про животных»
3) «Найди по описанию» и т. д.
Слайд Предлагаю поиграть с кругами Луллия «объединение случайных объектов»
Тема: «Придумай фантастическую историю или сказку»
Вам нужно раскрутить «Волшебные круги» и по картинкам, оказавшимся под стрелкой, «Придумать фантастическую историю или сказку». (в данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может).
- Раскрутите, пожалуйста, круги. На какие изображения указывает стрелка?
( Н-р: Красная шапочка, грязная посуда, море).
В. : Красная шапочка оказалась у моря с грязной посудой. Как ей попасть к бабушке?___
Уважаемые коллеги, сейчас мы находимся на заключительном этапе нашего мастер-класса, и я предлагаю оценить результаты совместной работы.
Одним из самых распространенных приемов рефлексии является синквейн.
Слайд 29 Давайте подведем итог нашей сегодняшней работы, и составим синквейн на тему: «Мастер-класс».
(на доске нарисованная заранее схема синквейна.
Вписываю лучшие ответы и зачитываю, что получилось)
Мастер-класс
Актуальный, творческий
Волнует, объединяет, дисциплинирует
На других посмотреть, да себя показать
Опыт работы
Слайд 30 Благодарю вас за нашу совместную работу. Думаю, что используемые сегодня в мастер-классе технологии помогут вам в дальнейшем, добиться желаемых результатов во всех видах деятельности и станет изюминкой в работе с детьми.
! По окончанию нашего мастер класса хотелось бы с вами поделится рекомендациями по использованию современных технологий для развития речи дошкольников.
Успехов в Вашем творчестве. Спасибо за внимание!