Папки-передвижки

Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников

Елена Жданова
Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников

Слайд 1

Тема: «Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников»

Слайд 2

Дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы ребенка.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования используются три термина : «познавательные интересы», «познавательные действия» и «познавательное развитие».

Публикация «Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников» размещена в разделах

Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, сюда включаются исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.

Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Слайд 3

Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Слайд 4

В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из них предложен учёными Н. В. Бордовской и А. А. Реан. Они выделяют пять видов технологий : задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Для познавательного развития детей я активно использую игровые технологии.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Слайд 5

«Игра порождает радость, свободу,

довольство, покой в себе

и около себя, мир с миром»

(немецкий педагог Фридрих Фрёбель)

Игра-ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая психическое развитие ребенка.

Слайд 6

Реализация игровых технологий опирается на следующие положения:

• игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, проблемные ситуации, противоречия;

• в игре позиция взрослого и ребёнка равнозначна и выстраивается на паритетных началах, что обусловлено характером игровых взаимоотношений;

• игра позволяет актуализировать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чём-либо;

• игровой процесс носит импровизационный и вариативный характер, не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;

• в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы принципы и способы мышления;

• игровые технологии создают широкие возможности для осмысленного

освоения ценности культуры.

Игровые технологии, которые я использую в своей работе для познавательного развития :

1. ТРИЗ-теория решения изобретательских задач.

2. Игры занятия с блоками Дьенеша.

3. Педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина.

4. Педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В. В. Воскобович.

Слайд 7

- ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить

системно, с пониманием происходящих процессов.

Используя в работе с дошкольниками элементы ТРИЗ, я учитываю следующие дидактические принципы:

1. Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

2. Принцип открытости - нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

3. Принцип деятельности - в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

4. Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

5. Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей

- Игры с использованием ТРИЗ технологий - позволяют развивать творческую личность, нестандартное мышление в процессе овладения детьми ТРИЗовскими методами и приемами:

Примеры игр:

Игра "Наоборот” или "перевертыши” (проводится с мячом).

- фантастические гипотезы;

- Противоречия в ситуациях; Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.

Слайд 8

Игра «Да-нетка»

В игре дети учатся всесторонне видеть окружающий мир, проводить системный анализ и рассуждать. Для более четкого усвоения последовательности вопросов при отгадывании предмета нами изготовлены наглядно-демонстрационный материал.

Слайд 10

- Метод «Моделирования маленькими человечками»;

Методика ММЧ – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное)

Слайд 11

Игра представлена в виде карточек на которых изображены фигурки «маленьких человечков». Она помогает совершать ребёнку первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы.

С помощью таких "человечков” дети составляют различные модели "Борща”, "Океана”, "Извержение вулкана” и т. д.

Слайд 13

- Игры занятия с блоками Дьёнеша

Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Особенности содержания данной технологии в развитии детей дошкольного возраста :

- Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с формой предметов и геометрическими фигурами;

- Формирование у детей мыслительных умений: умения анализа, сравнения, классификации, обобщения и д. р., а также логические операции.

- Развитие элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, способности производить действия в уме.

- Развитие у детей внимания, памяти, восприятия;

- Развитие у детей способности к моделированию и замещению свойств.

Слайд 14

- Педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Б. П. Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. и т. п.

Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом.

Задачи предлагаются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности.

Слайд 15,16

Н-р: на этом слайде представлена игра «Сложи узор». В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности.

Слайд 17,18

Игра «Уникуб». Одна из целей игры помочь ребенку понять трехмерное пространство.

Игра способствует развитию внимания, усидчивости, учит анализу и синтезу.

Слайд 19

Игра «Сложи квадрат» способствует развитию восприятия формы.

Слайд 20

«Числовые башни». Эта игра помогает:

в усвоении состава чисел (в пределах 10).

в закреплении представлений о чётных и нечётных числах и т. д.

Слайд 21

- Педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В. В. Воскобович.

В основу технологии положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который получается при решении проблемных и творческих задач.

Следовательно, цель технологии – развитие интеллектуальных способностей детей.

Слайд 22, 23

Данная цель достигается с помощью комплекса задач :

- формирование познавательных интересов;

- развитие наблюдательности;

- исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;

- развитие творческого мышления, эмоциональной сферы;

- формирование базисных представлений об окружающем и коммуникативных способностей.

На слайде игра «Геоконт». Уникальный «резиночный» конструктор.

Игра учит работать с координатной сеткой, тренирует мелкую моторику и кисти и пальцев.

А также развивает воображение и логику.

Слайд 24

Игра «Волшебный квадрат» Развивают творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, мыслительные процессы, умение конструировать.

Слайд 25

"Лепестки" Воскобовича развивает цветовое и пространственное восприятие ребенка. "Лепестки" можно использовать и для развития навыков счета (отсчитать нужное количество, определить порядковый номер и т. п.).

Слайд 26

Играя с "Корабликом" Воскобовича, ребенок легко осваивает счет в пределах 100. С помощью мачт "Кораблика" ребенок получит не абстрактное, а образное представление о счете десятками и о составе числа.

Слайд 27

Вывод:

Игровые технологии, если их использовать в системе и целенаправленно, способствуют формированию мыслительных операций, развитию психических процессов, обеспечивают развитие активности, самостоятельности творческих сил, формируют детскую индивидуальность.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Слайд 28 (Спасибо за внимание)

Прикреплённые файлы:

prezentacija_sg68k.pptx | 24063,34 Кб
 
Публикации по теме:

Использование современных кейс-технологий для коммуникативного развития студентов «Использование современных «Кейс — технологий» для коммуникативного развития студентов при изучении междисциплинарного курса теоретические.

Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ ГОКУ «Школа – интернат р. п Квиток» Доклад «Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой.

Использование дидактических игр современных игровых технологий Т. А. Сидорчук, Г. С. Альтшуллера в воспитании дошкольниковИспользование дидактических игр современных игровых технологий Т. А. Сидорчук, Г. С. Альтшуллера в воспитании дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает реализацию различных видов детской деятельности.

Использование информационно-коммуникационных технологий и образовательных конструкторов для развития речи дошкольниковИспользование информационно-коммуникационных технологий и образовательных конструкторов для развития речи дошкольников Представление опыта работы по использованию информационно-коммуникационных технологий и образовательных конструкторов для развития речи.

Использование мнемотаблиц для познавательного развития дошкольниковИспользование мнемотаблиц для познавательного развития дошкольников Мнемотехника - это специально разработанные приёмы и способы, обеспечивающие эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Использование новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе в группе комбинированной.

Особенности познавательного развития дошкольника в мире современных технологий Познавательный интерес - это есть познавательная потребность, и по-буждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присущ по-знавательный.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в ДОУОтчет об использовании современных образовательных технологий в ДОУ Отчет об использовании современных образовательных технологий Современный воспитательно-образовательный процесс в ДОУ в связи с требованиями.

Проблема в решении задач развития связной речи детей дошкольного возраста знакома воспитателям . Противоречие в том, что в благоприятный период развития и обогащения речи ребенок описывает предмет (явление, событие) парой слов; рассказывает.

Значение звуковой культуры речи в решении основных задач всестороннего развития младшего дошкольника. Значение звуковой культуры речи в решении основных задач всестороннего развития младшего дошкольника. Красовская Елена Анатольевна Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников
Опубликовано: 26 февраля 2017 в 17:43
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД