МААМ-картинки

Особенности познавательного развития дошкольника в мире современных технологий

Людмила Ушакова
Особенности познавательного развития дошкольника в мире современных технологий
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательный интерес - это есть познавательная потребность, и по-буждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присущ по-знавательный интерес, но его мера и направленность у детей неодинакова. Развитие познавательного интереса предполагает получение новых знаний и умений. На передачу различных знаний и умений, в том числе интеллектуальных направлены занятия в детском саду. [1]

Наиболее общими показателями познавательной активности ребенка являются:

Публикация «Особенности познавательного развития дошкольника в мире современных технологий» размещена в разделах

- сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете;

- ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии;

- положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности,

- эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).

Необходимо отметить, что такие показатели познавательной активности встречаются, как и во время занятий в детском саду так и в повседневной жизни дошкольника. В современном мире наблюдается массовое применение информационных технологий во многих сферах жизни практически каждого человека. Компьютеры, планшеты, электронные приставки, мобильные телефоны и смартфоны, системы виртуальной реальности, интернет преобразовали не только жизнь взрослых людей и отношения между ними, а также изменили условия жизни детей. Новое поколение игр предлагает дошкольникам, вместо игры с другими детьми, погрузиться в индивидуальную игру на экране компьютера. Изменения в условиях жизни и игровой среде приводят к тому, что важной задачей является изучение потенциала интерактивных технологий, и их влияния, оказываемого на детскую игру и на познавательное развитие дошкольника. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в качестве средства обучения детей, показывают его особую роль в развитии интеллекта, креативности и личности в целом.

Существующие позиции исследователей, согласно которым считается, что компьютер обладает потенциалом, способствующим психическому развитию ребёнка противопоставляются взглядам других учёных, а также родителей и врачей, которые отмечают, что стоит ограничить взаимодействие детей с компьютером, поскольку увлечение компьютерными программами отрицательно сказывается на психическом и соматическом здоровье ребёнка [3]. Несмотря на то что достаточно много внимания уделяется проблеме возможных последствий компьютерных игр на развитие детей, экспериментальных исследований, которые позволили бы однозначно ответить на вопрос о влияние компьютера на развитие ребёнка, очень мало.

Совершенно точно можно говорить лишь о том, что компьютерные игры стали частью социальной ситуации развития современных дошкольников и вносят свой вклад в развитие ребёнка. Стоит отметить, что в дошкольном возрасте выбор компьютерных программ, в которые играет ребенок определяют родители. На основе анкетирования родителей и бесед с детьми мы выяснили, что большинство взрослых используют компьютерные программы с целью развития и обучения своих детей.

Таким образом, анализ вышеизложенного материала позволяет говорить о том, что значительно расширяются возможности у специалистов и родителей в сфере обучения и развития дошкольников, использующих различные цифровые образовательные ресурсы. В связи с тем что проблема взаимодействия ребенка с компьютером является новой как для психологии, так и для педагогики продолжают существовать неоднозначные высказывания о влияние компьютера на развитие личности детей и возникает много спорных моментов в использовании терминологии. Одним из актуальных остается вопрос относительно психологической классификации компьютерных игр и уточнения значения термина «компьютерная игра».[5]

В бытовом смысле часто употребляется термин детские компьютерные игры, но в полном смысле игрой их назвать сложно. В отечественной психологии, в широком смысле игра определяется как свободная спонтанная активность, приносящая удовольствие от процесса деятельности. Предметом детской игры является взрослый человек - его деятельность и система его взаимоотношений с другими людьми. Существенные изменения произошедшие за последние годы в жизни взрослых людей и в отношениях между ними, а также в условиях жизни детей привели к изменениям и в игровой деятельности ребенка. Все чаще обсуждается вопрос об особенностях игры, возникающих на разных стадиях развития в современном информационном обществе.

Несмотря на то что исследователи игр относят компьютерную игру к символико-моделирующей деятельности как и традиционную ролевую игру, существуют различия. Единицей игровой деятельности дошкольника является роль, а в компьютерных играх обычно роль не задается. В большинстве таких игр отсутствует реальность социальных отношений и в основном, последовательность игровых действий заранее известна и задана. Игровые действия, не могут со временем стать обобщенными и свернутыми, они полностью определяются содержанием компьютерной программы. Действия ребенка на компьютере определяются содержанием компьютерной программы. Сначала ребёнком усваивается алгоритм программы, которая включает в себя последовательность инструкций, набор команд предназначенных для исполнения электронным устройством различных задач.

Так как деятельность ребёнка на компьютере не соответствует общепринятым в психологии представлениям об игре, мы считаем, что целесообразнее использовать термин компьютерная программа. В настоящее время имеется множество различных программ предназначенных для детей дошкольного возраста. Существуют устоявшиеся классификация компьютерных игр, которой оперируют родители и дети, в ее основе лежит жанр выявленный разработчиками компьютерных игр. Классифицируя компьютерные программы, можно выделить три группы детских программ на основе наличия компонентов игры: компьютерные программы для детей без игровой задачи, компьютерные программы для детей с игровой задачей и компьютерные программы для детей с игровым сюжетом.

Под компьютерной программой для детей без игровой задачи понимается программа, в которой отсутствует какая-либо игровая ситуация, а соответственно и игровая мотивация. В такого типа компьютерных программах действия ребёнка определяются инструкцией по выполнению определённого набора обучающих мини-упражнений. В данной программе, за правильно выполненное задание ребёнком, предусмотрено поощрение в виде музыкальных, световых спецэффектов и слов «молодец», «вперёд» и т. д. К таким программам можно отнести дидактические задания, предназначенные для обучения чтению, счёту, иностранным языкам. Графические редакторы (рисовали, раскраски) и другие конструкторы.

Компьютерная программа для детей с игровой задачей - это программа с заданной игровой ситуацией. Действия ребёнка в ней определяются правилами, которые необходимо выполнить для решения определённых задач и достижения выигрыша. Ребенок обычно играет за другого персонажа. В программе этого типа есть мотив достижения. В случае выигрыша, как правило, начисляются баллы, зарабатываются очки. Например, это игры имитирующие движения автомобиля по извилистой дороги, гонки («Need for speed», «Тачки», спортивные игры (футбол, теннис, волейбол и др., игры имитирующие различные бытовые процессы («Кулинария», «Барби. Показ мод», «Обеденный переполох», всевозможное прохождение площадок типа «прыжки и препятствия» («Angre birds», «Нэнси Дрю», «Супер Корова», «Worms 4: Mayhem», «Герои Эллады 2. Олимпия», «Ski Safart»).

Компьютерная программа для детей с игровым сюжетом - это программа, в которой имеется возможность развёртывания последовательности игровых ситуаций. Выбор игровых действий определяется самостоятельно в рамках игровой ситуации. Действия ребёнка влияют на происходящую ситуацию. В такого типа компьютерных программах имеется возможность моделирования сферы социальных отношений и реализации мотивов социальной помощи, сотрудничества, воспитания, познания. Например, это программы, в которых есть возможность создания виртуальных людей и обустройства их жизни; по-мощь игровым персонажам, управление жизнью одного или нескольких виртуальных героев или существ. («Sims», «My little farmies», Город, «Веселая ферма», «Мой щенок», «Чудо зоопарк - спасение животных» и т. д.).

Таким образом, представления о компьютерной игре отличаются от традиционного понимания игры. Сегодня имеется тенденция под термином «игра» объединять различные виды деятельности детей, а это приводит к тому, что определения игры становятся относительными, локальными и множественными. Считаем, что более целесообразно использовать термин компьютерная программа, которая может являться вариантом творческой деятельности и позволяет конструировать, экспериментировать, создавать что-либо, используя определённый набор элементов и объектов, а может стать вариантом усвоения определённой информации и конкретного учебного материала.

На основании того, что компьютер стал значимой частью социальной ситуации развития современных детей, увлечение компьютерными программами влияет на познавательное развитие дошкольников.

В отечественной психологии познавательное развитие понимается очень широко, в данное понятие обычно включают ощущение, восприятие, внимание, обучение, память, мышление, язык, эмоции и процессы развития. Познавательная активность, по результатам диагностики проводимой в различных дошкольных учреждениях РФ, лучше развита у старших дошкольников, которые играют в компьютерные программы по сравнению с другими детьми.

Более высокий уровень развития логического мышления имеют дети, которые предпочитают программы без игровой задачи по сравнению с остальными детьми, которые играют в другие компьютерные программы.

Исследование уровня развития произвольности показывает, что лучше справляются с заданием дети, которые играют в компьютерные программы с игровой задачей и с игровым сюжетом. Низкий уровень развития произвольности отмечается у детей, выбирающих программы без игровой задачи. У детей, увлекающихся компьютерными программами уровень познавательного развития выше в отличие от детей, не имеющих доступ к компьютеру. Различные компьютерные программы по разному влияют на познавательные функции дошкольников. В большей степени развитию восприятия, наглядно-образного мышления, воображения и познавательной активности детей способствуют компьютерные программы с игровой задачей и с игровым сюжетом. Компьютерные программы без игровой задачи могут помочь развитию логического мышления ребёнка. Для развития произвольности стоит выбирать программы с игровой задачей. Полученные результаты позволяют говорить о том, что в дошкольном возрасте возможно использование компьютера в качестве средства обучения и развития, при условии обязательного сопровождения со стороны взрослого. [4]

В дошкольной организации в роли взрослого несомненно выступает воспитатель. Основой развития познавательной активности детей в детском саду является творческая мысль педагога, направленная на поиски эффективных методов умственного воспитания детей, активная познавательная деятельность самих детей.

Задачей педагога, используя разнообразные методы обучения, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления. Настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Список литературы

1. Барская А. Д. Программа познавательного и социально-личностного развития дошкольников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: files/programma nogo razvitiya

2. Клопотова Е. Е. Романова Ю. А. Компьютерные игры в жизни современных дошкольников // Дошкольное воспитание. 2014. № 7.

3. Коркина А. Ю. Критерии психологической оценки компьютерных игр и развивающих компьютерных программ // Психологическая наука и образование. 2013 № 3.

4. Моторин В. В. Воспитательные возможности компьютерных игр // Дошкольное воспитание. 2010. № 11.

5. Смирнова Е. О. Радеева Р. Е. Психологические особенности компьютерных игр : новый контекст детской субкультуры [Электронный ресурс]. URL : https://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10345.php

Публикации по теме:

Практика использования современных образовательных технологий для формирования коммуникативной компетентности дошкольника Доброе утро, уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию мастер-класс на тему «Практика использования современных образовательных технологий.

Использование современных «Кейс — технологий» для социально-коммуникативного развития старших дошкольников. Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса.

Использование современных образовательных технологий по направлению «Общение как ведущее средство развития речи» Использование современных образовательных технологий по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста».

Использование в работе с педагогами современных здоровьесберегающих технологий Использование в работе с педагогами современных здоровьесберегающих технологий От состояния педагога зависит самочувствие подрастающего.

Обзор современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном образовании здоровьесберегающие технологии – это технологии, которые направлены на сохранение, обогащение.

Особенности игры современных дошкольников 1. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста «Дошкольный возраст – период первоначального фактического склада личности».

Особенности представлений об окружающем мире у детей 4–5 лет с задержкой психического развития Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает.

Отчет об использовании современных образовательных технологий, ИКТ и здоровьесберегающих технологий Принципы здоровьесбережения: - Не навреди! - Принцип триединого представления о здоровье. - Непрерывность и преемственность. - Соответствие.

Отчет об использовании современных технологий в рабочей деятельности Отчет воспитателя ДОУ Н. И. Багайниковой об использовании современных образовательных технологий соответствующих ФГОС. Для реализации ФГОС.

Эффективность применения современных образовательных технологий и методикЭффективность применения современных образовательных технологий и методик Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность и сбалансированность форм и методов работы воспитателей группы «Ромашка» позволяет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности познавательного развития дошкольника в мире современных технологий
Опубликовано: 14 сентября 2016 в 20:27
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности познавательного развития дошкольника в мире современных технологий» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Ушакова (УИ 32898) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД