Галина Лукичева
Использование современных здоровьесберегающих образовательных технологий с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Наше будущее - это наши дети. А на сегодняшний день снизилось количество детей 1 группы здоровья и увеличилось количество детей 2 группы здоровья –имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и 3 группы здоровья—имеющих хронические заболевания.
Публикация «Использование современных здоровьесберегающих образовательных технологий с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В ходе своей работы, я применяю здоровьесберегающие технологии с целью обеспечения высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада и воспитания валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека; знаний о здоровье и умений
оберегать, поддерживать и сохранять его; валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Другими словами целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирования у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающая технология –это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Я работаю на группе санаторного типа, с детьми туберкулёзной индоксикацией. Возраст детей с 4 до 6
лет. Дети приходят к нам часто болеющие, ослабленные. Поэтому приоритетным направлением моей группы является физкультурно-оздоровительная работа.
Основные задачи по этому направлению:
1. Охрана и укрепление здоровья наших детей.
2. Формирование жизненно необходимых двигательных навыков в соответствии с программой и в соответствии с индивидуальными способностями.
3. Создание условий для реализации двигательной активности.
4. Воспитание потребностей в здоровом образе жизни.
5. Обеспечение физического и психического благополучия.
Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, нужно:
1. Освобождено место в спальне для удовлетворения потребностей в двигательной активности. (т. к. кровати раздвижные).
- Имеется в спальне физкультурный уголок, оснащённый необходимым спортивным инвентарём (мячи, скакалки, обручи, эспандеры и др.)
В работе используется изготовленное мной из подручного материала оборудование:
- дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости и координации;
-индивидуальные коврики (30 х 30) для топтания (массаж стоп). Можно использовать в любое время : перед сном и после сна);
-тренажёр «Поймай мяч ловушкой2. (Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки крепится верёвка от 40 см. и более, с капсулой от киндер-сюрприза).
-дорожка «Цветочная» (изготавливается из фломастеров и крышек от бутылок).
-Индивидуальная работа ежедневно утром и вечером 5-7 мин.
-Физ. упражнения на прогулке (10 мин.);
Профилактическая гимнастика.
1. Ежедневно, во время утренней гимнастики, во время занятий, перед сном, после сна, на прогулке.
2. Гимнастика на улучшение осанки (индивидуально, коллективно).
3. Профилактика плоскостопия (ходьба по ребристой доске, тактильная змейка; массажный коврик + специальные упражнения).
4. Прфилактика зрения – гимнастика для глаз (ориентиры – силуэты игрушек).
5. пальчиковая гимнастика.
6. Самомассаж (точечный массаж).
7. Дыхательная гимнастика.
Не следует считать нарушение осанки «мелочью». Осанка зависит прежде всего от состояния позвоночника. Дети имеющие плохую осанку, как правило страдают плохим зрением, заболеваниями органами дыхания, нервной системы, пищеварения.
Дыхательная гимнастика укрепляет весь дыхательный тракт. Глубокий выдох – хорошая очистка лёгких и улучшение их снабжения кислородом. Носовое дыхание – профилактика насморка и респиратурных заболеваний.
Спортивные игры – способствуют совершенствованию основных физиологических систем организма (нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной); воспитанию положительных морально – волевых качеств, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи).
Гимнастические и водные процедуры: умывание,мытьё рук,игры с водой, полоскание рта после еды (прохладной кипячёной водой).
Свето – воздушные ванны: проветривание, обеспечение температурного режима.
Использование этого оборудования позволяет проводить профилактику и коррекцию отклонений в здоровье детей в игровой форме,оно повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение, развивает ловкость, меткость. Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Благодаря этому повышается эффективность лечебного воздействия на детский организм, улучшается эмоционально – психическое состояние дошкольников.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Поэтому двигательную среду обогатили различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующие развитию игры. Это различные маски, шапочки, кольцебросс, баскетбольная корзина, дартс, кегли; используем пространство пола для упражнений.
В спальне оборудован уголок по валеологии (для изучения строения тела – что позволяет детям узнать о
строении). Плакат – схема (что есть у человека, какие у него органы).
Игры: «Валеология или здоровый малыш»;
«Что внутри меня»;
«Про тебя самого»;
«Как беречь зубы»;
«Так можно и так нельзя» (сохранение правильной осанки).
2. Для выполнения второй задачи, я использую следующие формы и методы оздоровления детей.
- Обеспечение здорового ритма жизни – т. е. прежде всего щадящий режим в адаптационный период
Не кормить насильно. Занятия соответствующие возрасту и развитию при отсутствии негативной реакции ребёнка.
-Утренняя гимнастика (утром перед завтраком ежедневно).
-Физкультурно – оздоровительные занятия.
- Подвижные игры.
- Физукльтминутки.
•Физкультурные упражнения после сна.
При правильной организации физического воспитания достигается хорошее развитие моторики, при реализации комплексной системы оздоровление детей формируется здоровый образ жизни, повышается устойчивость организма к острым респературным заболеваниям.
ЖУРНАЛ ЗДОРОВЬЯ.
В моей группе 15 детей из них:
За 2011г. – 2012г. -7 детей с 1 группой здоровья;
6 детей со 2 группой здоровья;
2 ребёнка – с 3 группой здоровья.
За 2012г. – 2013г. – 10 детей с 1 группой здоровья;
4 ребёнка со 2 группой здоровья;
1 ребёнок с 1 группой здоровья.
За 2013г. – 2014г. -9 детей с 1 группой здоровья;
4 ребёнка со 2 группой здоровья;
2 ребёнка с 3 группой здоровья.
ПРОПУСКИ ПО БОЛЕЗНЯМ: ПОСЕЩАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ:
За 2011г. – 2012г. -11% За 2011г. – 2012г. – 79%
За 2012г. – 2013г. – 12% За 2012г. – 2013г. – 88%
За 2013г. – 2014г. – 10% За 2013г. – 2014г. – 90%
Устойчивому результату по снижению заболеваемости воспитанников способствовали следующие направления:
- Сбалансированное сезонное меню;
- Витаминизация питания (фрукты на второй завтрак);
- Информирование родителей о профилактике простудных заболеваний;
- Соблюдение двигательной активности в течении дня;
- Контроль за санитарно – гигиенических условий содержания воспитанников;
- Профилактика заболеваний мерами вакцинаций,
- Применение закаливающих мероприятий;
Закаливание клюквой.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ.
Физическая подготовленность определяется по методике Т. И. Осокиной. Положительная динамика свидетельствует о нормальном физическом развитии детей и подтверждает эффективность использования в
образовательном процессе разнообразных здоровьесберегающих технологий.
Применение в полном объёме здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно – образовательного процесса, формирует у воспитанников и их родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение укрепление здоровья. Используя в комплексе здоровьесберегающую
деятельность формирует у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Повышению уровня физической подготовленности детей способствуют следующие мероприятия:
- Соблюдение режима дня;
- Соблюдение двигательной активности в течении дня;
Высокий 3 22% 1 7% 1 7% 8 51% 2 9% 10 67%
Средний 4 26% 3 19% 5 33% 6 42% 6 42% 5 33%
Низкий 8 52% 11 74% 9 60% 1 7% 7 49%
Показатели
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года
2011-2012 2012-2013 2013-2014
- Использование нетрадиционного оборудования;
- Доступность и разнообразие спортивного инвентаря;
- Эмоциональный комфорт воспитанников;
-Постепенное повышение требований к качеству выполнения движений;
- соблюдение нагрузки;
- проведение спортивных праздников, досугов, развлечений.
Перечисленные формы и методы оказывают большое влияние на повышение уровня знаний и умений детей по физическому воспитанию, где дети проявляют выдержку, творчество в двигательной деятельности,
демонстрируют грандиозность, выразительность движений.
Важнейшей сферой жизнедеятельности является семья. Поэтому в своей работе я широко применяю широкий спектр разнообразных форм и методов работы:
• Анкетирование: «Условия здорового образа жизни в семье»;
«Режим дня в жизни ребёнка».
• Родительские собрания : «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников»;
«Валеологическое воспитание дошкольников»;
«Роль совместного отдыха детей и родителей».
• Консультации: «Профилактика и предупреждение туберкулёза»;
«Формирование ценностного отношения ребёнка к здоровью в семье»;
«Помогите ребёнку укрепить здоровье»;
«Витамины и минералы незаменимые компоненты питания»;
«Помните—здоровье начинается со стопы»;
«Воспитание культурно—гигиенических навыков у дошкольников».
• Дни открытых дверей.
• Открытые занятия.
• Фотовыставки: «Если хочешь быть здоров—закаляйся»;
«В здоровом теле здоровый дух»;
«Мы растём».
• Информационные стенды. Изучение буклетов. Тематические выставки.
• Проведение совместных праздников, досугов, развлечений.
Спортивное развлечение «Папа разные нужны, папы разные важны».
Музыкально—спортивное развлечение «Наши мамы всё умеют».
Оздоровительное развлечение «Витамины наши друзья».
• Индивидуальные беседы и консультации специалистов:
- Лекция врача «Профилактика и лечение ОРЗ»;
- Консультация логопеда: «Артикуляционная и дыхательная гимнастика, как
профилактика заболевания верхних дыхательных путей»;
“ Учим говорить правильно».
«День белой Ромашки».
• Проведение совместных акций, реализация тематических проектов.
• Изготовление буклетов.
Таким образом, организация работы с семьями воспитанников способствует повышению уровня мотивации родителей и их компетенций в области проблем воспитания и обучения ребёнка, формирование позиций родителей как воспитателей в семье.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель—воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек—таков мир,
который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.